светлана рулёва
Конспект открытого занятия «Работа дежурных в уголке природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование знаний детей о комнатных растениях и ухода за ними.
Задачи:
Образовательные
- уточнить и закрепить знания детей о приёмах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы;
- закрепить название комнатных растений;
- закрепить с детьми знания о потребностях растений в воде, свете, тепле, о приеме рыхления.
- уточнить обязанности дежурных в уголке природы.
Развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия „Работа дежурных в уголке природы“» размещена в разделах
- Дежурство. Организация дежурства
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать интерес, любознательность и желание ухаживать за растениями уголка природы.
Речевые:
- формировать умение вести диалог с воспитателем;
- правильно строить сложноподчинённые предложения.
Воспитательные:
- воспитывать ответственность за порученное дело;
- умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Образовательные области развития:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Методы обучения:
- словесный;
- практический;
- наглядный.
Формы работы : показ, объяснение, беседа, рассказ, рассматривание, вопросы, указания.
Предварительная работа : беседа о комнатных растениях; чтение стихотворений и загадок о растениях; совместная работа по уходу за растениями; работа по схемам «Потребности растений», «Строение цветка», «Полив комнатных растений».
Оборудование: фартуки для детей и воспитателя, клеенки на столы, горшки с цветами, лейки, деревянные палочки для рыхления почвы в горшочках, тряпочки, тазик с водой, пульверизаторы, кисточки для удаления пыли, игрушка Карлсон, таблицы-схемы: «Уход за растениями», «Потребности растений».
Ход занятия
1. Организационный
В центре группы стоят столы с комнатными растениями и оборудованием для ухода за растениями
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир растений. А где, в нашей группе живут растения? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям пройти в уголок природы
Воспитатель:
- Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения)
- А какие комнатные растения растут в нашем уголке природы?
Дети: герань, бегония, традесканция, фиалка, фикус, хлорофитум, декабрист.
Воспитатель: Ребята, зачем нам цветы в группе?
Дети:
1. Чтобы было у нас в группе красиво.
2. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли.
3. Некоторые комнатные растения могут лечить.
Воспитатель: А что нужно, чтобы растения радовали нас, чтобы им хорошо жилось в нашей группе?
Дети: за растениями нужно ухаживать, заботится о них, любить их.
Звенит колокольчик и на подоконнике появляется Карлсон.
2. Мотивация
Карлсон: Здравствуйте ребята, а вот и я! Вы меня узнали?
Дети: Узнали! Карлсон!
Карлсон: Я - Карлсон, который живет на крыше! И у меня есть лучший друг – Малыш! Я пролетал мимо вашей группы и увидел, какие у вас красивые цветы, и сколько их много!
Мой лучший друг Малыш подарил мне на День рождения тоже один очень красивый цветок, но мой любимый цветок завял. И он стал совсем не красивый.
Воспитатель: Карлсон, а ты ухаживал за своим цветком - поливал, протирал листочки, рыхлил землю?
Карлсон: А разве это надо делать? Я думал, что если поставлю цветок на солнышко, то он сам будет расти.
Воспитатель: Дорогой Карлсон, каждому живому организму нужен уход. А растения тоже живые.
Карлсон: А я совсем не знаю, как ухаживать за растениями, и это значит, что мой любимый цветочек совсем завянет и погибнет.
Воспитатель: Ребята, как выдумаете, что мы можем сделать, чтобы помочь Карлсону?
Дети: Надо научить Карлсона, ухаживать за комнатными растениями.
Воспитатель: Дорогой Карлсон, ребята готовы тебе помочь. Мы приглашаем тебя в наш зимний сад, где растет много разных цветов. Растения заждались своих помощников.
3. Основная часть
Дети проходят к столам, где стоят комнатные растения, оборудование для ухода за растениями и мольберт со схемами
Воспитатель: Садись, Карлсон на стульчик, слушай внимательно и запоминай.
Дети подходят к мольберту со схемами «Потребности растений» и
«Уход за растениями», около мольберта сидит Карлсон
Воспитатель: (работа со схемами) - Ребята, расскажите Карлсону, что нужно растениям для жизни и роста? ( Ответы детей: вода, свет, воздух, тепло, земля, питание и доброта)
- А как надо ухаживать, за комнатными растениями?
( Ответы детей: поливать, рыхлить почву, опрыскивать, протирать крупные листочки, обрезать сухие листья)
Воспитатель: А сейчас мы вместе с детьми наглядно покажем тебе Карлсон, как необходимо ухаживать за растениями. Смотри внимательно и запоминай.
Воспитатель предлагает детям разделиться на небольшие группы и подойти к столам с растениями. Напоминает детям о том, что перед работай в зимнем саду нужно засучить рукава и надеть фартуки.
Воспитатель:
- Мы с вами дышим носиком, а цветы дышат листочками. Чтобы они могли дышать, они должны быть чистыми. А как можно это сделать?
(Протереть крупные листочки тряпочкой, опрыскивать из пульверизатора, снимать пыль с листочков мягкой кисточкой)
- У какого цветка крупные, гладкие листья? (У фикуса)
- У кого на столе находится фикус? (ответы детей)
Ребенок: (Виталик)
Вы не путайте, друзья:
Нет, не фокус - фикус я!
Но могу вас удивить,
Если букву заменить.
Коли в тропиках живу -
Тридцать метров в высоту.
Коли дома - то цветок -
Помещается в горшок.
- У фикуса длинные и широкие листья. Покажи, Полина, как мы будем протирать его листья?
Трудовые действия: кладем на ладошку лист растения и тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протираем.
- Ребята, подумайте и скажите, какие растения мы опрыскиваем?
(Бегония, Хлорофитум)
- У кого на столе находятся эти растения? (ответы детей)
Ребенок: (Вова Р.)
У бегонии листок —
Будто сжатый кулачок.
Кулачок расправится,
И листок появится.
В гости к нам
Весна пришла.
В рост бегония пошла.
Ребенок: (Леня Д.)
Хлорофитум - посмотрите,
как хорош фонтан из листьев!
Каждый листик - меч и лучик,
продолженье в доме Солнца,
приглядись к нему получше -
как он радостно смеется!
- Возьмите Тимур и Сашенька, пульверизаторы и покажи, как правильно нужно опрыскивать растения.
Трудовые действия: дети аккуратно опрыскивают растения.
- А сейчас мы расскажем и покажем, какие растения бояться воды, их нельзя опрыскивать и протирать нежные листочки тряпочкой. Что это за растения, и почему у них необычные листочки?
( Ответы детей: фиалка и герань. У этих растений листочки пушистые и пыль с них нужно убирать мягкой кисточкой)
Ребенок: (Полина Р.)
На окне в такую рань
Распустилась герань.
Круглые листочки
Пышные цветочки.
Ребенок: (Соня М.)
Фиалка сказочный цветок
Никто не сможет с этим спорить.
Создание дивной красоты,
И удивительных историй.
Воспитатель: С листьев фиалки и герани мы будем аккуратно сметать пыль кисточкой, так как листья у этих растений бояться воды. Почему? Листья у этих растений покрыты маленькими волосками, вода с него не стекает и остается на листе, поэтому они могут загнить.
Трудовые действия: дети аккуратно сметают пыль кисточкой с листьев фиалки и герани.
- Карлсон, мы с детьми рассказали и показали тебе, как убирать пыль с растения, надеемся, что ты запомнил. Пришло время немного отдохнуть.
Физкультминутка «Цветы»
Раз–два-три выросли цветы
(сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко:
(тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло!
(смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал
(раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись - низко прогнулись.
(наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись.
(наклоняются вправо)
Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай!
(грозят пальчиком)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут!
(медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
Воспитатель: Ребята, а для чего надо рыхлить землю в горшочках?
Дети: Чтобы хорошо проходила вода, и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.
Воспитатель: Чем надо рыхлить почву? (деревянными палочками)
-А как нужно рыхлить почву? (осторожно, чтобы не повредить корни, иначе они начнут гнить и растение погибнет)
.
Воспитатель: Как нужно правильно рыхлить? Леня, покажи нам как правильно это делать.
Трудовые действия: Ребенок выполняет задание, воспитатель держит горшок с растением наклонно, чтобы всем детям было видно.
Воспитатель: Карлсон, смотри внимательно и вы ребята: ближе к стеблю ребенок рыхлит не глубоко, а дальше от стебля - немного глубже.
Воспитатель: А как можно узнать, что растению требуется полив ( ответы детей: по цвету - земля серая, на ощупь - сухая).
- Ребята, кто хочет показать Карлсону, как правильно поливать комнатные растения. Обратите внимание: носик лейки касается края горшка, воду лить нужно аккуратно, чтобы не размыть корни.
Трудовые действия: дети поливают растения, каждый на своем столе
- Посмотрите, ребята, наша фиалочка осталась не политой. Скажи, Соня, как правильно нужно поливать фиалку. (мы поливаем фиалку не в горшок, а в поддон (тарелочку)
- Верно, именно фиалка не любит, чтобы ее клубень заливали водой, она впитывает воду из поддона корнями.
Трудовое действие: ребенок наливает воду в поддон.
- После того, как все цветы политы, что нужно сделать?
( ответы детей: набрать в лейки воды, чтобы до завтра она отстоялась и согрелась).
- Верно, водой из под крана комнатные растения поливать нельзя - она холодная и растениям будет неуютно.
- А сейчас предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо».
Поливать цветы – хорошо!
Держать цветы в темном углу – плохо!
Рыхлить цветы – хорошо!
Поливать цветы холодной водой – плохо!
Обрезать сухие листья – хорошо!
Опрыскивать фиалку – плохо!
- Ребята, посмотрите на наши растения. Они как будто улыбаются, почва мягкая, пушистая, цветам легко дышится. Листья чистые, блестящие.
Мы сегодня с вами хорошо потрудились!
Воспитатель: Карлсон, хорошо ты запомнил, как ухаживать за растениями? Тогда запомни эти правила, чтобы ничего не забыть
Чтоб растение росло,
И питалось и цвело,
Его надо поливать,
Пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять,
И опрыскивать!
Надо помнить нам всегда,
Ему плохо в холода,
И во тьме не может жить,
Лучик света должен быть.
Много правил и забот,
Знает мудрый садовод.
Карлсон: Спасибо вам ребята, что научили меня ухаживать за цветами.
Ребята, а на прощание я хочу вам подарить в уголок природы необычное растение. Листья у него толстые, сочные, по краям колючие, а само растение, как маленькое деревцо. Это алоэ древовидное. Поливают алоэ изредка, 1-2 раза в неделю, когда земля в горшке совсем просохла. Ведь это растение жаркой пустыни, а там очень редко идут дожди.
- А теперь скажите, как называется новое растение. Кто запомнил?»
Я с вами прощаюсь «До свидания», мне надо быстрее лететь домой и спасать цветок!
Воспитатель: Ребята, а мы с вами вспомним еще одно правило. Когда мы с вами хорошо потрудились, что надо сделать? (убираем все на свои места, протираем клеенку, моем и сушим тряпочки)
- Молодцы! Вы все отвечали на вопросы правильно и показали хорошие знания о наших зеленых друзьях.
Рефлексия.
А сейчас давай вспомним, чему мы научили Карлсона?
- поливать цветы
- рыхлить почву в горшках
- протирать пыль с крупных листьев
- опрыскивать растения
- очищать листочки от пыли мягкой кисточкой
- Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель: В нашем уголке природы остались растения, которым тоже нужна ваша помощь. С завтрашнего дня в уголке природы начнут дежурить дежурные. Мы понаблюдаем за ними и подведем итог, как наши дежурные справляются со своими обязанностями. Кто хочет быть дежурными?
(дети выбирают дежурных и ставят метки в уголке дежурных)
- А сейчас мы будем наводить порядок, и убирать за собой рабочее место.