Людмила Михайловна Лесникова
Конспект открытого занятия «Путешествие в прошлое бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Колыванский детский сад «Радуга»
Конспект открытого занятия для подготовительной группы
«Путешествие в прошлое бумаги»
Подготовила: Лесникова Людмила Михайловна
воспитатель средней группы (4-5 лет)
(стаж 5 лет, I квалиф. категория)
преподаваемый предмет: Окружающий мир
2017г.
Пояснительная записка
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие в прошлое бумаги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Тема НОД «Путешествие в прошлое бумаги»
Интеграция познавательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Познакомить детей с историей возникновения бумаги.
Задачи:
-дать представление детям об истории бумаги;
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности
- активизировать и обогащать словарь;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, продолжать развивать умение работать в коллективе;
- развивать умение делать простейшие умозаключения;
- воспитывать в детях бережное отношение к бумаге.
Предварительная работа: Знакомство с бумагой, рассматривание предметов из бумаги, изучение разных видов бумаги и ее качества.
Оборудование: Камень, глиняная дощечка, ткань, береста, разные образцы бумаги, мультимедийный проектор, компьютер.
Методы и приемы:
Наглядные: Показ презентации о различных предшественниках бумаги, показ способа действия в опыте.
Словесные: беседа, рассказ воспитателя
Практическая: Изготовление бумаги.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята, а хотите я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
«Я белая, как снег, дружу с карандашом,
Где он пройдет, там заметку кладет»
Ребята: Бумага!
Воспитатель: Правильно. Люди очень любят бумагу, даже сочинили о ней стихотворение С. Михалков «Лист бумаги».
1 ребенок.
Простой бумаги чистый лист!
Ты бел, как мел. Не смят и чист,
Твоей поверхности пока
Ничья не тронута рука.
2 ребенок
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его, заполнив пустоту.
3 ребенок
И синим, будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым.
Звучит музыка (под музыку заходит Буратино)
Буратино: (плачет)
Вос-ль: Ты что Буратино плачешь?
Буратино: Я спокойно шел в школу, меня кокой-то мальчик толкнул прямо в грязь, я упал и испачкал свою курточку и испортил книгу, которую мне купил папа Карло! Ребята, помогите мне их постирать.
Вос-ль: Буратино, ты что, тебе нельзя стирать курточку и книгу. Почему ребята? (ответы)
Вос-ль: Правильно ребята, они сделаны из бумаги. Если постирать курточка и книга испортятся, они намокнут, помнутся и порвутся. Они бумажные.
Буратино: Что такое бумага? Какая она?
Дети: Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.
Вос-ль: Бумага она вообще-то, не очень прочная. Давайте вспомним свойства бумаги.
Дети: Мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит…
Вос-ль: Бумага – материал универсальный. Из нее делаю не только книгу и твою курточку, Буратино.
Дети: Газеты, журналы, тетради, книги, открытки, коробки, мешки, веревки, игрушки, посуду… Ее используют в строительной и обувной промышленности.
Буратино: А когда и как появился материал под названием – бумага? Из чего ее делают?
Вос-ль: Интересный вопрос ты задал Буратино. Я придумала! тебе и нашим ребятам будет очень интересно попасть в прошлое и увидеть все своими глазами.
Буратино: В прошлое можно попасть только в сказках.
Вос-ль: Есть одно волшебное место, где прошлое встречается с настоящим, и называется это место - музей.
Вос-ль: ребята вы хотите попасть в музей? (ответы). Для этого нам надо встать в круг, закрыть глаза и тот, кого я коснусь рукой, тотчас же окажется в музее.
Вокруг вас я обойду в музей быстро приведу.
Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.
Посмотрите, вот мы и очутились в музее. Но прежде чем отправиться на экскурсию, давайте вспомним правила поведения, в музее. Как надо себя вести? Как разговаривать? А что нужно обуть на ноги? (бахилы).
Вос-ль: Я буду экскурсоводом, а вы посетители экскурсии (экскурсанты). Буратино раздай ребятам билеты. А теперь обуваем бахилы и в путь к новым открытиям.
Вос-ль: Перед вами первый экспонат – камень. Какое отношение к бумаге имеет камень? (ответы). Давным – давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах ничего не было, им как-то надо было общаться, люди вместо бумаги использовали камень – высекали на нем изображения животных и знаки. Выбивали эти силуэты острым камнем, а позже железными резцами, но камень – неудобный для письма материал. Почему? (твердый, тяжелый, жесткий). Ребята предлагаю потрогать вам этот камень.
Вос-ль: Следующий экспонат – это глиняная дощечка. Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. На глиняных дощечках писали, пока глина была сырой, а потом обжигали в печи, именно глиняные таблички составили основы первых в истории библиотек. Ребята как вы думаете что, тяжелее камень или глина? А из глины можно сделать книгу? ( ответы детей: она хрупкая). И люди продолжали искать удобный материал для письма.
Сейчас я вам предлагаю попробовать написать что-нибудь на подобной дощечке (опыт).
Вос-ль: Посмотрите на экран. Следующим материалом, на котором писали люди, является - папирус. Появился он в Египте, изготавливали его из тростника. Стебли растения очищали от коры, а сердцевину разрезали на тонкие полоски. Эти полоски раскладывали друг на друга и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под солнцем. После сушки лист папируса выглаживали и использовали для письма.
Физминутка.
По бумаге я бегу, все сумею все
Хочешь – домик нарисую
Хочешь - елочку в снегу,
Хочешь - маму, хочешь – сад,
Мне любой ребенок рад.
Вос-ль: Но папирус не был достаточно прочным материалом, и люди начали искать новые материалы для письма. И нашли. Это – пергамент. Он изготавливался из шкур животных – овечьей, телячьей, козьей. Пергамент был гораздо прочнее папируса, и на нем можно было писать с двух сторон. К тому же была возможность смыть чернила, и сделать новые записи. Но производство пергамента было слишком трудоемким процессом, и люди стали искать новые способы для письма.
Вос-ль: Ребята, пройдемте к следующему экспонату – это береста. Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Кто знает что такое береста? (ответы). Это наружная часть березовой коры. Писать на бересте было удобно, но для книг она не годилась. Почему? (ответы) Ребята попробуйте сложить бересту, что с ней происходит? (ломается). А писали на бересте с помощью специального инструмента – стилоса, это заостренная палочка, изготовленная из железа или кости. Давайте попробуем написать что-нибудь на бересте.
Вос-ль: Ребята, посмотрите что это? (ткань).
Писать на ткани придумали в древнем Риме. Попробуйте ее сложить, написать на ней (каждый ребенок пробует писать). Как вы думаете, удобно вам было наносить краску? Почему? (ответы). Каждый забирает себе на память лоскуток.
Вос-ль: И наконец, в древние времена из далекой восточной страны – Китая – купцы привезли чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была бумага. Именно в Китае научились делать бумагу. А изобретателя звали Цай Лунь. Посмотрите, и скажите, какая это была бумага по качеству? (шероховатая, желтая, темная). Человек стал думать, как улучшить качество бумаги. Со временем появились новые сорта бумаги, удобной в использовании и несложной в изготовлении. Существуют целлюлозобумажные комбинаты, на которых изготавливают бумагу. Посмотрите, на образцы современной бумаги.
Опыт. А сейчас я вам предлагаю научиться делать бумагу самостоятельно. Хотите? (ответы). Тогда приступаем…
Молодцы ребята, вот и закончилась наше посещение музея в прошлое бумаги, и пора нам возвращаться в детский сад, приглашаю вас в круг, закрываем глаза.
Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.
Скажите, где мы с вами сегодня были? (в музее)
Что нового вы узнали?
Где впервые научились делать бумагу?
Что вам понравилось больше всего?
Вос-ль: Молодцы, ребята. Вы все очень хорошо работали и отвечали на вопросы. Ну, вот видишь Буратино, как много мы узнали нового. А мы, с ребятами подарим тебе новую курточку и азбуку.