Оксана Хайко
Конспект открытого занятия «Путешествие в новогодний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]
«Путешествие в новогодний лес»
Цели занятия :
1. Коррекционно-развивающие:
Закрепление навыков правильного звукопроизношения. Дифференциация звуков [C] –[Ш] в изолированном виде, в слогах, словах, фразах, предложениях.
Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие в новогодний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Новый Год в детском саду
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Закрепление навыка грамматически правильного построения предложения из 2; 3; 5 слов (наращивание).
Закреплять навык делить слова на слоги.
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие общей и мелкой моторики, тактильных ощущений
Развитие произвольного внимания, логического мышления, памяти, связной речи, интонационной выразительности.
2. Образовательные
. Развивать и совершенствовать фонематическое восприятие, связную речь
3. Воспитательные:
Воспитание нравственных качеств (доброты, желания помочь другим, выслушивать ответы друг друга)
Воспитывать стремление выполнить все задания четко и правильно;
Развитие самоконтроля над звукопроизношением.
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- развитие мелкой моторики рук;
- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.
3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование:
- Картинки с изображением шубы, шапки, шарфа.
- картинки птиц,
- елочка и елочные игрушки;
- фишки красного, зеленого и синего цвета.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Логопед предлагает детям отправиться в новогодний лес, но сначала надо плотно позавтракать и тепло одеться.
артикуляционная гимнастика.
1. Утром проснулись – в «трубочку» губы,
2. Друг другу улыбнулись,
Чистили мы верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Чистим мы нижние зубы (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
А теперь пора в путь собираться.
( на доске картинки: шуба, шапка, шарф, варежки, сапоги) Рассмотреть из чего они сделаны. (образование относительных прилагательных).
Шуба из меха, какая? –меховая
Шапка из шерсти? – шерстяная
Варежки из пуха? – пуховые
Сапоги из кожи? – кожаные и т. д.
Пальчиковая гимнастика с прищепками:
Я сам надену шапку,
Я сам надену шубу,
И шарфик тоже теплый
Надеть не позабуду.
И варежки надену,
и теплые штаны,
И зимние морозы,
Тогда мне не страшны.
- Для того чтоб отправиться в лес, нам нужны лыжи.
Звуковой анализ и синтез слова ЛЫЖИ.
Логопед: поедем на лыжах, не отрывая ног от пола.
Мы на лыжах в лес идем, (Дети машут руками, словно работают лыжными палками)
Мы взбираемся на холм.
Вдруг поднялся сильный ветер, (Вращение туловищем вправо и влево)
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит. ш-ш-ш-ш-ш.
Здравствуй новогодний лес, полный сказок и чудес,
Ребята,это же новогодний лес и поэтому здесь могут встречаться разные чудеса.
Посмотрите, какие тут деревья? Ели. Какой это лес?
Посмотрите, как метель разыгралась (дети взяли в руки белые ленточки) поднимают руки вверх ш ш ш ш.
А теперь стелется по земле поземка (обьяснить значение слова «поземка») : с-с-с,
Ветер затих — .кругом тишина
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.
Сообщение темы занятия :
Логопед: Ребята, мы сегодня будем учиться различать звуки с-ш
Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия
Л - д: - Давайте еще раз вспомним звук поземки (с). Звук метели (ш).
Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).
Губы - улыбаются.
Зубы - заборчиком.
Кончик языка - за нижними зубами.
Посередине языка проходит холодный воздух.
Горлышко - отдыхает, спит.
Звук (ш)
Губы - круглые как калачик.
Зубы - заборчиком.
Язык - круглый как чашечка.
Кончик языка за верхними зубами.
Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.
Горлышко - отдыхает.
Дифференциация слогов СА-ША.
Игра в снежки (Логопед кидает ребенку снежок и называет слог ша, ребенок превращает его в слог «Са»).
Ой, ребята, я слышу шум. Посмотрите, ребята, кого мы встретили в лесу? (На столе стоят игрушки мишки и лисы) Ребята, а вот и первые чудеса, нас встречает миша и лиса. Замело в лесу тропинки, не добраться нашим друзьям до дома, давайте поможем, проложим им дорожки из картинок-снежинок. Мише будем выкладывать дорожку из картинок со звуком Ш, а Лисе – со звуком С. (выкладывание картинок и определение местонахождения данного звука в слове).
Логопед: «По дорожкам мы пошли и куда же мы пришли?
Посмотрите, стоит теремок, а здесь на елке птицы сидят. Вы их узнали (синица, снегирь, ворона, дятел и сорока) давайте их покормим.
Я насыплю крошки снегирю.
Я насыплю крошки синице. И т. д.
Составление слоговой схемы:
А теперь давайте им поможем в домик заселиться, посмотрите внимательно, в каждом окошке слоговая схема, нужно заселить птиц, согласно данной схеме. Послушайте, как птицы защебетали…
Упражнение в словоизменении:
- я слышу…. (сороку, синицу, ворону, дятла, снегиря).
Ребята, пока помогали лесным жителям, я узнала, что они тоже мечтают о новогодней елке, давайте сделаем им подарок, нарядим елочку.
Я повешу снежинку.
Я повешу бусы,
Я повешу снеговика,
Я повешу сосульку.
Логопед: Что выше снеговик или сосулька? Бусы или снежинка. Ребята. Мы помогли лесным жителям, а за это они угощают нас вкусным чаем. (Дети берут пакетики с чаем и рассматривают, какой чай им достанется: земляничный, малиновый, яблочный, грушевый, вишневый) из-под елочки достаем термос и разливаем детям чай).
Ребята, а какой у нас чай, душистый или пушистый?
Ну, вот и пора нам в сад возвращаться.
Вокруг себя повернись, в детском саду очутись».