светлана иванушкина
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей разновозрастной группе «Удивительная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Задача:
1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;
2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар);
3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;
4. Обогащать и активизировать словарь;
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей разновозрастной группе „Удивительная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
5. Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы; Материалы и оборудование: ноутбук, магнитная доска, «Капелька», иллюстрации для рассматривания;
Раздаточный материал на каждого ребенка: 1узкая баночка,1широкая баночка,1 большой пластиковый стакан, бутылка воды, 1стакан сока, 1 баночка с сахаром, 1 баночка с растительным маслом, ложка, трубочка, пипетка, палочка, лед, поднос, салфетки, фартуки;
Ход.
1. Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
2. Формирование положительной мотивации:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться.
- А о чём мы будем сегодня говорить на нашем занятии вы узнаете отгадав загадку.
Я и туча, и туман
И ручей, и океан
Я летаю, и бегу
И стеклянной быть могу. (вода).
Сегодня к нам на занятие пришла ещё одна гостья «Капелька», посмотрите, какая она грустная и печальная. Она пришла к вам за помощью.
Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
- Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?
- Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.
- Капелька из чего состоит? (Из воды).
Молодцы. А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)
- Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
- Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода? (ответ детей)
-А для чего?
- Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
-Молодцы ребята! Вы сказали все правильно.
Людям вода просто необходима : пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды. Вода – это жизнь!
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты, эксперименты. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А вы знаете, что такое лаборатория? (это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты).
Воспитатель: давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
Воспитатель: Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову.
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети надевают фартуки и рассаживаются.) Приступим к нашему исследованию.
Воспитатель: опыт 1. Какой формы вода?
На столе у меня лежит кубик и шарик. Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и бутылку воды, откроем её и наполним баночку водой. Перельем эту воду в широкую баночку, которая находится у вас на столе. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. (ответы детей)
Воспитатель: правильно, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя, на асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.
Вывод детей: вода не имеет формы.
Воспитатель: Опыт №2 «Вода – это жидкость, которая не имеет цвета, и запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей)
Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая).
А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем ложку и опустим ее в стакан с водой. Нам видно ложку? (да) А теперь опустим ложку в стакан с молоком. Что мы обнаружили? (через воду ложка видна, а через молоко – не видена) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная). Молодцы, теперь поставьте стаканы на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха.
Воспитатель: делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнем.
Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Воспитатель: отдохнули, ребята? Занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Опыт № 3: «На определение вкуса воды»
Воспитатель: У вас на столе стоят два стакана, возьмите стакан с соком и трубочку, и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус? (Вкусный, сладкий). Правильно, сок сладкий. А теперь возьмите второй стакан с водой и попробуйте. Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. (нет).А какая вода? (Вода безвкусная)
Вывод детей: вода не имеет вкуса
Воспитатель: Ребята а теперь положите в стакан с водой сахар, который находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Возьмите палочку и размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус (Сладкая). Оказывается, вода может принимать вкус сахара, который в нее добавили. А если в воду добавить соль, то какая она будет (Соленая)
Воспитатель: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду (они растворились).
Воспитатель: а теперь давайте попробуем растворить в воде подсолнечное масло. Что же мы видим (масло не растворяется, оно плавает на поверхности).
Вывод детей: делаем вывод, что не все вещества могут растворяться в воде.
Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк (волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк. (Ходьба по кругу)
В тучку превратился (Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился (Присели.)
Вот и кругооборот (Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт (Руки в стороны) .
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Воспитатель: Опыт №4 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня на столе стоят маленькие стаканы. Что там лежит (лед) Молодцы! Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан и вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство.
Итог
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении. Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории. Спасибо за работу, вы были настоящими учёными. Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала. Что больше всего вам сегодня понравилось?