Ольга Борисова
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Скоро в школу нам шагать — что там будем изучать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе №2 «Светлячки»
Тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»
Цели:
• Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.
• Развивать интерес к исследованию и экспериментированию.
• Определить наиболее эффективные способы растворения веществ в воде.
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности „Скоро в школу нам шагать — что там будем изучать?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
• Установить связь между строением птичьего пера и его функцией.
• Подвести детей к выводу о необходимости стереоскопического зрения для человека, формировать знания о правильном уходе за глазами, научить снимать усталость с глаз (от аккомодационного напряжения).
• Установить зависимость удаленности от Солнца и температурой планет.
• Объяснить детям с помощью опыта, что земля обладает силой притяжения.
• Закрепить знания о свойствах песка.
• Обогащать активный словарь детей.
• Развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли.
• Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
• Мотивировать детей к обучению в школе, заинтересовать различными школьными предметами.
Оборудование:
Аудиозапись школьного звонка; картины «Солнечная система», «Пустыня»; учебники «биология», «химия», «физика», «география», «анатомия», «астрономия»; Лупы, перья маховые и пуховые; по два стаканчика с водой на каждого ребенка, шпатели, пипетки, емкости с растворенной краской; листы бумаги, ручки с колпачком, картинки с изображением детей правильно и неправильно сидящих за столом, ухаживающих за глазами; настольная лампа; ранец, тетрадь, ручка, линейка, ластик, карандаш, учебник, альбом, цветные карандаши, кукла, соска, машинка; пластиковые тарелки с песком, пустые тарелки.
Ход занятия:
В: - Здравствуйте, ребята! Скажите пожалуйста, вы из какой группы? (Из подготовительной группы.) Значит вы самые взрослые среди детей детского сада. Расскажите, какие у вас бывают занятия? Но, совсем совсем скоро придет пора прощаться с детским садом. Почему? (Потому что вы станете школьниками.) В школе нет занятий. Вместо них - … уроки. Много разных школьных предметов предстоит вам изучить на уроках.
В: - А что это за звук? (Звенит звонок).
Он звенит, звенит, звенит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
А что это звенело?
(Ответы детей).
В: -Это школьный звонок. Он сообщает о начале и конце урока. А сейчас мы с вами перенесемся в будущее: представьте, что вы — уже школьники, учитесь в школе и изучаете на уроках много интересных школьных предметов.
(Звенит звонок).
В: - Звонок зовет нас на урок химии. (Показ учебника). Химия — наука о веществах, о том как они ведут себя в разных условиях. На уроках химии вы узнаете почему одни вещества не хотят смешиваться, а другие растворяются, а третьи при смешивании взрываются.
В: - Сейчас вы сможете почувствовать себя учениками на уроке химии.
Урок химии - «Как вещества растворяются в воде?»
В один стакан с водой капните с помощью пипетки краску. Что вы видите? (Капля медленно и неравномерно растворяется в воде.)
В другой стакан с водой также капните краску и с помощью шпателя размешайте. Что вы видите? (Краска растворилась быстро.)
Какой вывод можно сделать из увиденного? (Если мы хотим быстро и равномерно растворить вещество в воде, нужно размешать его)
В обычной жизни как мы используем знание этой особенности растворения веществ в воде? (Размешиваем сахар в чае или соль в супе.)
(Звенит звонок).
В: - Звонок зовет нас на урок биологии. (Показ учебника). Биология — наука, которая изучает все живые существа. На уроках биологии вы узнаете много интересного о разных растениях, о самых больших обитателях планеты — китах и самых маленьких — микробах.
А сейчас представим себя на уроке биологии и поговорим о птицах.
Урок биологии - «Как устроены перья у птиц?»
В: - Птицам нужны разные перья. Перед вами перо маховое и перо пуховое. Давайте рассмотрим их. Что можно сказать о размерах перьев? (Ответы детей). Маховое перо намного больше пухового.
В: - Дайте упасть маховому перу и проследите за его падением. Как оно падало? (Медленно, плавно кружась.) А теперь проделайте то же самое с пуховым пером. Как оно падало? (Еще медленней.)
В: - А теперь рассмотрим стержень каждого пера. Чем они отличаются? (У махового пера толстый и пустой внутри стержень. У пухового пера тонкий, мягкий стержень.)
В: - Взмахните маховым и пуховым пером. Что вы ощутили? (Маховое перо рассекает воздух резко, со звуком. Пуховое перо не рассекает воздух.)
Рассмотрите перья через лупу. Обратите внимание как волоски перьев расположены относительно друг друга. У махового пера волоски сцеплены между собой, а у пухового волоски расположены по отдельности.
В: - Давайте порассуждаем, для чего птицам такие перья? (Ответы детей).
Вывод: маховое и пуховое перо отличаются. Маховое перо помогает птице летать, а пуховое — сохранять тепло.
(Звенит звонок).
В: - А этот звонок зовет не на урок, а на перемену!
Динамическая пауза «Перемена»
Дети выстраиваются в колонну, у первого ребенка — ранец, у последнего набор предметов, которые он передает по одному впереди стоящему. Когда предмет доходит до первого ребенка, он принимает решение: класть этот предмет в ранец, или он не нужен школьнику? Собранный ранец передается в обратном порядке.
(Звенит звонок).
В: - Звонок зовет нас на урок анатомии. (Показ учебника). Анатомия — наука, изучающая тело человека. На уроках анатомии вы узнаете, от чего зависит цвет волос у ребенка, сколько у человека костей, как работает сердце.
В: - Представьте себя на уроке анатомии.
Урок анатомии - «Зачем человеку два глаза?»
В: - Вот интересно, зачем человеку два глаза? А если бы был один большой глаз?
Давайте выясним, сколько глаз лучше, два или один?
Положите перед собой чистый лист бумаги, возьмите ручку и поставьте на листе точку. А теперь встаньте и попробуйте быстро попасть ручкой в нарисованную точку. Получилось?
В:- А теперь проделайте то же самое, закрыв рукой один глаз. Что скажете? Легко ли было выполнить это задание?
Попробуем другой эксперимент: снимите колпачок с ручки и быстро наденьте его обратно. У вас возникли трудности? Это простое задание. А теперь снимите колпачок с ручки, зажмурьте один глаз и быстро наденьте колпачок на ручку. А как на этот раз? Задание выполнить оказалось не так уж просто.
В: - Это потому, что наши глаза передают в мозг две картинки, немного отличающиеся друг от друга.
Так сколько же глаз нужно человеку?
Дидактическое упражнение «Правильно и неправильно»
В: - Глаза надо беречь. Посмотрите на картинки.
В: - Кто правильно ухаживает за глазами? Почему? (Ответы детей). Почему нельзя тереть глаза руками? Руки могут быть грязными и грязь попадет в глаза. Зачеркните неправильную картинку.
А теперь скажите, кто правильно сидит за столом, мальчик или девочка? Почему? (Ответы детей). Зачеркните неправильную картинку. Нельзя наклоняться близко к книге или тетрадке. Глаза быстро устают, когда смотрят на то, что расположено близко к ним. А если глаза устанут смотреть на близкое, значит нужно посмотреть на … (ответы детей) - далекое. На что например? (На небо за окном, на потолок.)
(Звенит звонок).
В: -Звонок зовет нас на урок астрономии. (Показ учебника). Астрономия, о чем же эта наука? «Астра» в переводе с греческого языка означает «звезда». Так что же изучает наука астрономия? (Ответы детей). Астрономия — наука о звездах и всех небесных телах: планетах и их спутниках, кометах и многих других.
Представьте себя на уроке астрономии.
Урок астрономии - «Далеко-близко»
Взгляните на картину. (Показ).
Солнечная система
В: - Так выглядит Солнечная система. Вот наша планета, которая называется как? Земля. А Солнце — это звезда.
Что такое солнце,
Если спросят вас,
Отвечайте смело -
Раскаленный газ.
В: - Представим, что включенная лампа — это раскаленное Солнце. Сожмите два кулака — это будут планеты. Теперь поднесите один кулак близко к лампе-Солнцу, а другой кулак — подальше от лампы. Что вы почувствовали? Чем ближе кулак к лампе, тем ему теплее. Чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на кулак.
В: - А как же с планетами? На каких жарко и тепло, а на каких холодно.
В: - Чем ближе планета к Солнцу, тем жарче на ней, а чем дальше планета от Солнца, тем холоднее на ней. Покажите самую горячую планету. (Показ). Покажите самую холодную планету. (Показ). А наша планета расположена не очень близко и не очень далеко от Солнца. И только милая Земля во всем пригодна для жилья.
(Звенит звонок).
Урок физкультуры
В: - На уроках физкультуры вы познакомитесь с разными видами спорта, станете сильными, ловкими, быстрыми. А сейчас потренируемся.
(Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту и показу воспитателя).
(Звенит звонок).
В: - Звонок зовет нас на урок географии. (Показ учебника).
Урок географии
В: - «Гео» в переводе с греческого языка означает «Земля». География - наука о Земле, о поверхности планеты Земля. На интереснейших уроках географии вы сможете познакомиться со всеми уголками планеты - с жаркой Африкой, ледяной Антарктидой, загадочной Австралией.
В: - Ребята, знаете ли вы, что это такое? (Показ.) (Это глобус.)
Города, моря найдём,
Горы, части света.
Умещается на нём
Целая планета.
В: - А что означают цвета на глобусе? Зеленый цвет? (Зеленый цвет означает леса.) Белый цвет? (Льды и снег.) Коричневый цвет? (Горы.) А желтый? (Пустыни.)
В: - Покажи на глобусе большую Африканскую пустыню Сахара.
В: - Вот о песчаных пустынях мы с вами и поговорим.
Что такое пустыня? (Часть земли, покрытая песком.) От какого слова произошло это название «пустыня». Прислушайтесь к слову. (От слова «пусто».) А почему? Потому что в пустыне почти ничего не растет и не живет. Но почему же? В пустыне нет воды. Много песка, который умеет течь. Как это? Попробуем разобраться.
В: - Пересыпьте песок в пустую тарелку. Только старайтесь сыпать струйкой в одно место. Что получилось? (В месте падения песка образовался песчаный холм. Песок сползает, как-бы стекает со склонов холма.)
А теперь попробуем изобразить ветер. Как это можно сделать? (Подуть на песок). Подуйте слегка на песок. Что произошло? (Песок стал двигаться.)
В: - Попробуем разобраться, почему по пустыням не текут реки. С помощью пипетки налейте воду на песок. Что произошло? (Песок впитал воду.) Даже если в пустыне бывает дождь, вода мгновенно поглощается песком.
Так почему же в пустыне почти нет воды, растений и животных? (Песок постоянно движется, вода быстро впитывается песком.)
В: - Наше занятие подошло к концу. Мы с вами не успели поговорить еще о многих интересных науках, которые вам предстоит изучать в школе. Впереди у вас много интересных открытий. Желаю вам получит в школе много знаний и много хороших оценок. Спасибо! До свидания!