Седова Наталья Владимировна
«Зимующие птицы». Конспект комплексного занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию: "Зимующие птицы" в старшей комбинированной группе «Ромашка».
Цель: обобщение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.
Задачи:
Образовательная:
- расширить и активизировать словарь по лексическим темам "Зимующие птицы", "Перелётные птицы";
- расширить знания о разнообразии птиц, их внешнем виде, о роли птиц в природе и жизни человека;
- углубить представление о причинах перелета птиц;
- учить лепить плоскостную птицу;
- продолжать учить работать с пластилином;
Развивающая:
- развивать любознательность, память, мышление, наблюдательность, любознательность;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать творческий потенциал детей;
Воспитательная:
- воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им;
- воспитывать аккуратность и усидчивость при работе с пластилином;
Оборудование: наглядное пособие: Птицы», «Зимующие птицы», пластилин, стека, тряпочка для рук, доска для лепки;
Предварительная работа:
наблюдение на прогулке за птицами, прилетающими на участок, к кормушке, отгадывание загадок о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций с птицами.
Ход НОД:
Организационный момент:
Дети стоят в хороводе и, передавая мяч друг другу, называют птиц, которых они знают.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о мире природы. А чтобы понять, о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:
В небесах они летают,
На деревьях восседают
И живут и там, и тут.
А еще они поют,
Как одежду перья носят,
Радость в нашу жизнь привносят.
(Ответы детей).
Мы сегодня будем говорить о птицах.
- Каких птиц вы видели на нашем участке?
- Каких птиц еще вы знаете?
- Чем птицы питаются в природе?
- Почему улетают зимовать в теплые страны?
(Ответы детей).
Зимой замерзают реки и озера, исчезают различные насекомые, и птицам нечем питаться. Они вынуждены улетать в теплые страны, где нет зимы и морозов, чтобы удовлетворять потребность в пище.
Как называются птицы, которые улетают в теплые страны?
Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Ответы детей).
Назовите перелетных птиц (Ответы детей).
Назовите зимующих птиц (Ответы детей).
Ребята, зима голодное время для птиц. Их обязательно надо подкармливать. У нас тоже есть настоящая кормушка. Давайте на протяжении всей зимы будем подкармливать птиц. А летом птицы помогут нам,они будут поедать вредных насекомых и и радовать нас своим веселым пением.
Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона).
Ворона – это крупная птица. В питании вороны не привередливы. Они могут употреблять и животную и растительную пищу.
Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Эта птица хорошо себя чувствует, живя рядом с человеком. Ворона – птица всеядная. Они уничтожают вредных насекомых, мышей. Вороны очень умны. Могут выручить друг друга из беды. Ворона – это крупная птица плотного сложения с широким и тупым клювом. Ее часто путают с галкой из-за схожести внешнего вида и с птицей под названием «ворон» из-за схожести названий. По внешнему виду ворону легко отличить от сородичей – тело у нее серого цвета, а вот голова, крылья и хвост – черные, с металлическим отливом. В питании вороны не привередливы. Они могут употреблять и животную и растительную пищу. В городах они, в основном, питаются отбросами.
С наступлением весны вороньи стаи перебираются из города в лес, поближе к природе, где их ожидают заботы о будущем потомстве. Несмотря на свою скандальность и сварливость, вороны – хорошие семьянины и заботливые родители. Создав семейную пару, они не расстаются уже никогда. В период гнездования, как и многие другие птицы, вороны строят себе гнездо. Они используют для строительства ветки различного размера, землю и глину. А на окончательную «отделку» жилища идут трава, пух, перья и любой другой подходящий материал.
Физкультминутка «Вороны»:
Полетели, полетели, (дети машут руками как крыльями)
Высоко на ветку сели. (поднимаются на носочки и садятся на корточки)
Пообщались: «Кар! Как! Кар!» (поворачиваются друг к другу и произносят «Кар!»)
Полетели на базар. (машут руками как крыльями)
Вкусных овощей поели, (изображают, что жуют)
В парк теперь мы полетели. (снова машут «крыльями»)
По дорожкам походили, (шаг на месте)
Люди хлебом угостили. (наклоняются, достают руками до пола)
Полетали на вокзале, (машут «крыльями»)
Куру – гриль мы там украли. (руки вытянуть вперед и сделать хлопок)
Покружили над площадкой, (кружатся на месте)
Угостили ватой сладкой. (гладят живот рукой круговыми движениями)
И во двор мы прилетали (машут «крыльями»)
С местной кошкой поиграли. (прыжки на обеих ногах на месте)
Ох, устали. Нам чуть – чуть (вытирают «пот» со лба)
Не мешало б отдохнуть. (руки за голову)
Мы на дерево взлетим (поднимаясь на носки, машут «крыльями»)
И немножечко поспим. (руки под голову, глаза закрывают)
Не привыкли мы тужить, (улыбаются)
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами слепим ворону, но мы будем лепить не объемную фигуру вороны, а плоскостную.
1.Голова вороны. Отрезаем от черного пластилина кусочек, катаем шарик, расплющиваем его пальцами в лепешечку, прикладываем её к фону.
2.Клюв. Берем небольшой кусочек черного пластилина, катаем шарик, сплющиваем его в виде треугольного клюва вороны.
3.Туловище вороны. Берем кусочек пластилина раскатываем колбаску, придавая овальную форму, расплющиваем и присоединяем к голове.
5.Хвост вороны. Раскатываем три колбаски, расплющиваем их, соединяем в единый хвост, прикладываем к туловищу вороны.
5.Крыло вороны. Из черного пластилина лепим шарик, расплющиваем его, придавая форму крыла, накладываем его на туловище вороны.
6.Лапки. Лепим из серого пластилина тонкую колбаску, делим на две длинных части и шесть коротких частей, оформляем цевку и пальцы с когтями вороны.
Наша ворона готова! Кар-кар!
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? О каких птицах говорили сегодня? Почему надо помогать зимующим птицам?
Используемая литература:
Московка О. "Простая лепка. Домашние птицы. Для Детей От 2 лет".