Татьяна Куделина
Конспект открытого занятия пот рисованию «Насекомые «Бабочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-методическая карта открытого занятия
1. ФИО педагога: Куделина Татьяна Владимировна.
2. Дата: 01.03.2022.
3. Тема занятия : Насекомые.
4. Возраст воспитанников: 4-5 лет.
5. Цель занятия : познакомить детей с понятием «насекомые».
6. Задачи занятия :
Обучающие (образовательные) : уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе и человеку.
Публикация «Конспект открытого занятия пот рисованию „Насекомые „Бабочка“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Бабочки. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Рисование
- Открытые занятия. Конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь; вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор и экологические представления.
Воспитательные: воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.
7. Тип занятия : интегрированное занятие.
8. Формы и методы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы; наблюдение, игра, беседа, рассказ, наглядные методы.
9. Технологии: технология проблемного обучения; технология формирования информационной компетентности; технология коллективно-групповых способов обучения; технология проектного обучения; технология игрового обучения; технология критического мышления; здоровьесберегающая технология; технология экологического воспитания.
10. Оборудование: компьютер, проектор, экран, макеты насекомых, картина «Лесная поляна», шаблон бабочки, бусы, цветная бумага, цветные карандаши.
Ход занятия
№ п/п Этапы занятия Краткое содержание каждого этапа
1 Организационный момент Игра «Найди домик». Ребятам необходимо найти для «жильца» его домик (гусеница, муравей, жук, кузнечик, комар).
2 Основной этап Знакомство с понятием «насекомые», изучение особенностей и образа жизни насекомых.
3 Физкультминутка Упражнение для переход к другому виду работы.
4 Речевое развитие с применением бусотерапии «Рисование» бусами узоров улитки и бабочки с проговариванием изображаемого образа
5 Пальчиковая гимнастика Упражнение для переход к другому виду работы.
6 Рисование «Бабочка» На заранее подготовленные трафареты бабочек дети наносят узоры и краски.
7 Заключение Обобщение полученных знаний о насекомых в виде отгадывания загадок.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети с воспитателем находятся на ковре, отвернувшись от учебных столов.
- Я здороваюсь везде:
Дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице (показывает «крылышки»).
Здравствуй, солнце золотое! (показывает «солнце»)
Здравствуй, небо голубое! (показывает «небо»)
Здравствуй, маленький дубок! (показывает «дубок»)
Здравствуй, вольный ветерок! (показывает «ветерок»)
Здравствуй, Утро! (жест вправо)
Здравствуй, День! (жест влево)
Мне здороваться (кладёт руки на грудь)
Не лень. (разводит руки в стороны.
Мы живем в родном краю, всех я вас приветствую!
Воспитатель и дети приветствуют друг друга, а также присутствующих на занятии гостей.
- Ребята, какой сегодня день? (Ответы детей)
- А какое время года наступило? (Ответы детей)
В это время звучит музыка «Летняя гроза». Все поворачиваются к доске, на которую прикреплена картина «Лесная поляна».
-Ой-ой, ребята, а что же здесь произошло? Кажется, из-за летнего дождя маленькие «жильцы» потеряли свои домики. Давайте им поможем вернуться домой.
Игра «Найди домик». Дети по очереди берут макет насекомого и помещают в его домик (гусеница, муравей, жук, кузнечик, комар).
- Дети, а кого мы сейчас расселили по своим домикам? (Гусеница, муравей, жук, кузнечик, комар)
- А каким общим словом можно их назвать? (Насекомые)
2. Основной этап
Слайд 1.
- Правильно. Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все это насекомые. Насекомые — шестиногие животные. У них есть крылья, а тело делится на голову, грудь и брюшко. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.
Слайд 2.
- Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.
- Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей)
Слайд 3.
- Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.
- Вспомните, как передвигаются насекомые. (Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают)
- Насекомые все умеют делать : ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать.
Слайд 4.
- Ребята, а чем питаются насекомые? (Ответы детей)
- На каждое насекомое - свой корм. Многие насекомые растительноядные. Гусеницы поедают листву, а жуки-точильщики и короеды - древесину и кору деревьев. Медведки грызут корни растений, а шмели, пчёлы и бабочки питаются нектаром.
Много среди насекомых хищников. Они едят себе подобных или пьют чью-нибудь кровь. Так, божьи коровки и стрекозы поедают тлю, мух, комаров.
Есть насекомые всеядные. Например, муравьи едят листья растений и поедают тлю. Но все насекомые важны и нужны природе.
Некоторых насекомых человек одомашнил. Это медоносная пчела и шелкопряд. Пчела даёт человеку мёд, а шелкопряд производит шёлк.
Одни насекомые приносят человеку пользу (пчёлы, божьи коровки, другие - вред (саранча, мухи).
- Но не будем о грустном! Все-таки среди насекомых есть очень миленькие и красивенькие, например, кузнечики.
Слайд 5.
- Что вы знаете о кузнечиках? (Ответы детей)
- «В траве сидел кузнечик.» - поется в известной песне, и, действительно, именно в траве полей, лугов, степей, в тропических джунглях, пустынях и тундрах можно встретить этих необычных прыгунов и певцов.
Кузнечика легко отличить по длинному телу, голове с большими глазами и длинными усиками, у него шесть ног, две из которых больше остальных и в виде домика возвышаются над кузнечиком.
Вдоль всего тела тянутся две пары крыльев, которые помогают кузнечику перелетать на небольшие расстояния.
Кузнечики поют, водя задними лапками по крыльям, на лапке у кузнечика есть ряд зубчиков, выполняющих роль смычка, как у скрипки, которыми кузнечик водит по твердым жилкам на крыльях, извлекая звуки. Некоторые кузнечики производят звуки, потирая одно крылышко о другое.
Слышат кузнечики специальными органами, которые располагаются на передних ногах. Очень часто кузнечики имеют внешний вид и окраску, сходную с внешним видом и окраской листьев или других частей растений, на которых живут.
Питаются кузнечики растениями, но могут быть и всеядными или даже хищниками. Размножаются кузнечики, откладывая яйца в почву. Из яиц появляются личинки, которые очень похожи на взрослых кузнечиков, только без крыльев. Личинки сразу живут самостоятельной жизнью, питаются, линяют, растут, пока не превратятся во взрослых насекомых.
Двигаются кузнечики по-разному: могут медленно переползать с места на место, прыгать и перелетать. Некоторые кузнечики прыгают на расстояние, которое более чем в 40 раз превышает длину их тела.
Стрекочет кузнечик весь день напролет,
Летает и прыгает, травку жует.
Все лето резвится, а вьюжной зимой
Уходит спать в норку он под землей.
- Ребята, а сейчас мы с вами побудем кузнечиками.
3. Физкультминутка
Слайд 6.
Скачет маленький кузнечик (подскоки на месте,
Через мостик перешел (ходьба,
Через лужи перепрыгнул (прыжки с ноги на ногу,
В гости к бабочке зашел (ходьба) :
«Эй, хозяйка, хватит спать! (стук кулаками в воздухе)
Выходи скорей гулять! (махи руками к себе)
Будем вместе веселиться (хлопки в ладоши,
Ты летать (махи руками, как крыльями,
А я скакать» (подскоки на месте)
4. Речевое развитие с применением бусотерапии
- Ребята, как я вам уже говорила, насекомые умеют делать все, а также каждое насекомое выглядит по-своему.
Ползет такая крошка-
Одна нога и рожки,
По тоненькой травинке,
Спиральный дом на спинке.
По листику, цветочку,
По камню, по песочку,
По тротуарной плитке
Ползет, ползет … (улитка). Н. Шемякина.
Слайд 7.
- Что вы знаете об улитках? (Ответы детей)
Улитка - это маленькое травоядное животное, а слово травоядная означает, что питается улитка растениями.
На язычке улитки находятся сотни маленьких зубов, которыми она срезает листики и перемалывает их. Обычно кормиться улитка выходит ночью.
Улитка очень любит воду и поэтому в дождь их очень много выползает из травы и камней, где улитки прячутся в сухую погоду.
В жару улитки прячутся в свои раковины, а на зиму закапываются в почву и спят там до весны. Просыпаются улитки, как только весной потеплеет на улице.
У улитки есть длинные и короткие рожки - это щупальца.
На длинных рожках находятся глаза, поэтому не стоит улитку тыкать пальчиками в эти рожки, ведь это улиткины глаза.
Улитка различает, когда светло и когда темно, а также видит предметы на расстоянии до одного сантиметра.
Маленькие рожки - это усики, которыми улитка нюхает.
При возникновении опасности улитка прячет все свои усики - щупальца.
Оказывается, что вся нижняя часть тела - это и есть одна улиткина нога с широкой плоской подошвой. Из ноги улитки вытекает липкая жидкость, с помощью которой она удерживается на поверхности, когда ползет.
Свой домик-раковину улитка таскает с собой на спине и при любой опасности прячется в ней, но такой домик очень легко сломать, если наступить на него ногой.
Не стоит этого делать, я думаю ни одному ребенку не понравилось, если бы на его дом наступил своей ногой какой-нибудь Гулливер и раздавил его.
У улитки и без человека достаточно врагов: мыши, ежи, лягушки, птицы и хищные насекомые. Улитка очень интересное насекомое.
Ребята, а давайте сейчас покажем изображение улитки и ее подружки - бабочки с помощью бус.
- Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.
Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.
«Улитка»
Вот из бус дорожка.
Край прижмём ладошкой.
Крутим мы ладонь - и нитка
Превращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).
«Бабочка»
Бабочки-красавицы на лугу порхают,
Им цветочки нравятся, нектар их собирают.
Рисуем из двух ниток.
5. Пальчиковая гимнастика
- Ребята, а у меня для вас загадка:
Ой, что за насекомое,
Пока что незнакомое! Вперед ползет, не пятится,
На нём в горошек платьице. (Божья коровка)
Слайд 8.
- А что вы знаете о «божьей коровке»? (Ответы детей)
- Божья коровка - симпатичный маленький жучок. У нее выпуклое овальное тело и ярко-красная спинка, украшенная черными точками. Она умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневатые полупрозрачные подкрылья.
Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые такой окраски несъедобные, и не клюют их.
Эти жучки в огромном количестве поедают тлей, любят угоститься червецами, щитовками, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов и других насекомых.
Как это ни удивительно, но эти милые и беззащитные насекомые — хищники! Они поедают других насекомых, кстати, очень вредных для сельского хозяйства, и потому приносят людям большую пользу.
В поисках пищи эти жучки перелетают на большие расстояния.
На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю. Причем люди давно заметили, что, если зима ожидается суровой и снежной, эти симпатичные жучки зарываются в землю поглубже, а если зима будет мягкой, с оттепелями, божьи коровки зимуют в сухих листьях или неглубоких щелях и ямках.
- Ребята, а давайте поиграем пальчиками, и покажем «божью коровку».
«Божья коровка»
По цветку (Изобразить шарик)
Ползет букашка (Выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки»)
На ней красная рубашка (Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью)
Маленькая крошка (Правой рукой погладить «божью коровку»)
На спине горошки (Указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки»)
6. Рисование «Бабочка»
- Не менее интересным и красивым является такое насекомое, как бабочка. Что вы знаете о бабочках? (Ответы детей)
Слайд 9.
Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки.
Каких бабочек здесь только нет! И желтые лимонницы, крылышки которых напоминают лимонную дольку, украшенную красными точками, и темно-красные крапивницы, и перламутровки.
В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от своих стеблей. Ведь бабочка действительно похожа на прелестный летающий цветок!
Солнечным днем кружатся они над разноцветными душистыми цветами, словно танцуют вальс.
Слайд 10.
У бабочек две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому их называют чешуекрылыми. Тело тоже покрыто чешуйками и волосиками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки - ее рот. Когда она пьет капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью.
Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы еще не раскрылись, она может полакомиться сладким березовым или кленовым соком.
Маленьких бабочек-детишек называют мотыльками. Когда мотыльки садятся на цветы и складывают крылышки, то становятся похожими на цветочные лепестки.
Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу, например, некоторые бабочки дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.
Какие чудесные создания бабочки! Они похожи на летающие цветы. А когда сядут на яркий цветок, сложат крылышки, их не отличишь от лепестка.
Слайд 11.
Однажды на лугу собралось много бабочек, ведь весь луг наполнял пестрый ковер: повсюду красовались красные, белые, голубые, лиловые цветы - все они звали в гости бабочек за сладким нектаром и вкусной пыльцой.
- Ой, ребята, посмотрите, у нас тоже есть луг, но на нем не хватает кого? (Ответы детей)
- Конечно бабочек, и сейчас мы с вами их на лугу разместим, но для начала нарисуем.
Дети под веселую музыку раскрашивают карандашами трафареты бабочек и прикрепляют их на лугу.
7. Заключение
- Ребята, какой красивый луг получился. Молодцы!
- Сегодня мы с вами поговорили о ком? (Ответы детей)
- Но на земле очень много насекомых, о некоторых из них мы с вами поговорим на следующем занятии. А вот о ком именно вы узнаете, если отгадаете загадки.
Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи? (Оса) Слайд 12.
Знают взрослые и дети —
Тонкие плетет он сети,
Мухам враг он, а не друг.
Как зовут его? (Паук) Слайд 13.
Вот букашка - работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит. (Муравей) Слайд 14.
Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас. (Комар) Слайд 15.
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая. (Муха) Слайд 16.
Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает. (Стрекоза) Слайд 17.
Слайд 18.
-Ах, какие же вы все молодцы! Спасибо всем за внимание!