Елена Михайловна Пастухова
«Моя семья — моё богатство». Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе. Задачи:
• Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью;
• Расширять представления детей о роли мамы, как хранительницы очага, защитницы детей;
• Развивать умение ведения ситуативного разговора, отвечать на вопросы.
Ход НОД
1 Оргмомент
Дети входят в зал.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте!
В центре зала стоит столик с большой матрешкой (накрыта тканью).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нас кто-то встречает! Отгадайте кто!
Алый шелковый платочек,
Публикация «„Моя семья — моё богатство“, Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрёшка!
2 Мотивационно-ориентировочный
Воспитатель: Скажите, ребята, вы что-нибудь знаете про матрёшку?
Дети рассказывают, что им известно об этой игрушке
(почему так называется, из какой страны впервые привезена, почему в красном сарафане, в платочке, почему одна коса, почему такой формы.)
Воспитатель: Как много вы знаете! Матрешка — сегодня самый желанный сувенир из России, известный во всем мире. А раньше, на Руси это была игрушка. Но игрушка не простая, а с секретом!
Дети: В ней еще матрёшки.
Воспитатель: Правильно. Она вмещает в себя несколько фигурок, количество которых может варьироваться. Но в классическом варианте, обычно — их всегда семь! И это неспроста! Хотите узнать, почему 7? Тогда усаживайтесь по удобней.
Дети садятся на стульчики.
Пока садятся, воспитатель расставляет матрёшек на столе. В помощь себе привлекает 1 ребенка.
3 Поисковый
Воспитатель: Давайте посмотрим на нашу матрёшку и проверим количество фигурок.
Дети считают. Их семь.
Воспитатель: Итак, (показывает слайд первой матрёшки) впервые круглолицая красавица была вот такой: самая большая барышня держала под рукой петуха, другая была с караваем в руке, третья — с серпом. Был и милый мальчишка, изображенный в красной рубахе.
И все эти куколки – это были не чужие между собой люди. Они родственники. А кто такие родственники? (родные, мама папа….) Правильно ребята. Родственники это родные люди, у которых есть общие предки. То есть общие родители, например. Или общие бабушки и дедушки. И так далее. А как по-другому можно сказать «родственники»? (родные, близкие, семья) Молодцы. Семья. На слайде вы видите сестер и братишку. А кого не хватает? (мамы и папы, дедушки и бабушки). Правильно, ребята. Это члены семьи. Например, Кирилл – член семьи Ч…ных, Настя – член семьи П….вых. Денис, ты член какой семьи? (отвечает: я член семьи Н…. ных. Попросить нескольких детей перечислить членов их семей.)
Так вот, ребята, давным – давно люди придумали зарисовать свою семью в виде дерева,
Слайд с семейным деревом.
где листочки и ветки изображали членов семьи. На этом дереве есть ячейки-окошечки.
Заполнять их нужно по определенным правилам. Внизу располагались самые старшие члены семьи. Это кто? (бабушки и дедушки). Почему их так называют? (по возрасту). Дальше – родители. А на вершине дерева располагаются кто? (дети) – самые (младшие) члены семьи. И когда появляются новые члены, их портреты тоже помещают на семейном дереве.
Это очень удобно, потому что бывают большие семьи и можно сразу всех видеть.
Ребята, как вы считаете, хорошо или плохо, что у человека есть семья?
А зачем человеку семья?
Как должны относиться к своим детям родители?
А дети к родителям?
После обсуждения вопросов воспитатель делает вывод:
На экране слайд «Счастливая семья»
Семья - это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Родители очень любят своих детей, даже когда они почему - то сердятся, они часто волнуются и переживают за вас. Семья людям нужна, чтобы каждый чувствовал, что его любят, и чтобы всем было хорошо.
Физ. минутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Дети выполняют соответствующие движения.
4 Практический
Воспитатель: Все члены семьи связаны друг с другом как будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы, кто в семье кому и кем приходится.
Игра с мячом «Кто есть кто».
Дети стоят около стульчиков.
- кто ты для бабушки? (внук, внучка)
- кем дедушке приходится твой папа? (сыном)
- кем ваша мама приходится бабушке? (дочкой)
- кто самые старшие члены семьи? (бабушка и дедушка)
- кто младше бабушки и дедушки (папа младше дедушки, мама младше бабушки; дедушка старше папы, бабушка старше мамы)
- кто самые младшие члены семьи? (дети)
- кем папа приходится маме? (мужем)
-мама и папа тебе кто? (родители)
- а мама папе? (жена)
- Снегурочка для Деда Мороза? (внучка)
Отлично справились!
А сейчас игра на внимание:
- сядут те, кого из вас можно назвать сыном? (садятся мальчики) / внучкой (садятся девочки)
- у кого есть сестра? / - у кого есть брат?
Д/и «Собери семейное дерево»
Воспитатель: А сейчас, я приглашаю вас пройти за столы. Перед каждым из вас на подносе лежат портреты членов семьи, которые вы должны расположить на семенном дереве. Будьте внимательны. Соблюдайте правила.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Как быстро вы справились с заданием. Проверьте, у всех ли правильно все получилось.
Дети садятся
Воспитатель:
Кто в семье вам всех роднее, справедливей и добрее?
Я скажу, друзья, вам прямо –
Лучше всех на свете….(мама)
Ребята, слово «мама» одно из самых древних на Земле. Оно почти одинаково звучит на языках разных народов.
Мама – по-русски
Mother – по-английски
Maman – по-французски
Madre – по-испански
Mami – по итальянски
- Сколько слогов в слове «мама»? (по хлопку определяют два слога)
- С какого звука начинается слово? – со звука «м». Это согласный звук?
- Какой последний звук? – да, гласный звук «а»
- А теперь, давайте скажем «мама» какая?
Дети называют прилагательные: любимая, нежная, добрая, заботливая, ласковая, трудолюбивая…
- А какими словами вас мамы ласково называют? Например, ты моё солнышко, зайчонок, пупсик…. Дети отвечают
Презентация.
Слайд 1 Первое слово, которое произносит человек – мама. Она подарила вам жизнь. У нее самое верное и чуткое сердце. У мамы самые добрые и нежные руки, они все умеют.
Слайд 2 Конечно вы не помните самую первую вашу встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! На вашей ручке был привязан номерок – на нем написаны фамилия, число, месяц, год и время вашего рождения. А также ваш вес.
Слайд 3 Вы растете, а мамы будут любить вас сколько бы вам не было лет – 5 или 50. Вам всегда будет нужна мама.
Слайд 4 Наши мамы – это хозяйки. Правда? Дом держится на маме. Они ухаживают за детьми и мужем, готовят, убираются и очень многое умет делать. Да еще и на работу ходят! Представить сложно, как они все успевают! И вы, конечно же, должны им не только помогать, но и не огорчать.
Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, встаете, если порадует - сидите.
Д/и «Радость и печаль»
- Нарисовали красивую открытку маме;
- Подрались с другом;
- Съели всю кашу;
- Порвали книгу;
- Убрали игрушки на место;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой
- Обманули кого-то
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
Слайд 5 Но, главное, ребята, мать приобщает вас к Родине. Учит вас родному языку. Она наполняет вашу жизнь духовной силой, помогает понять, что такое любовь, забота, терпение, дружба.
Воспитатель: Возьмитесь за руки и сделайте круг
На слайде появляется круг
И вот, ребята, пока в семье дружба, все держаться друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. (воспитатель отпускает руки и отступает) И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Поэтому мы с вами с любовью должны относиться к членам своей семьи, уважать старших и помогать младшим.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Какое слово там зашифровано? Прочтите.
Теперь вы понимаете, почему 7 матрешек? Потому что они символизировали дружную семью, материнскую заботу о детях, близости между сестрами и братьями, поддержке, которую они оказывают друг другу.
5 Рефлексия
А мы с вами в детском саду похожи на семью? Почему?
Дети делают вывод. (живем дружно, заботимся друг о друге, помогаем друг другу, уважаем старших….)
Тогда предлагаю украсить наш символ единства - нашу матрёшку красивыми цветами.
Выберите синий цветок, если вам было на занятии интересно и не трудно. А желтый цветок, если вы в чем-то затруднялись и вам не понравилось.