Соловьева Любовь Михайловна
Конспект открытого занятия по речевому развитию «В сказочном городе коротышек»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема образовательной деятельности «В сказочном городе коротышек»
Возрастная группа: 5-6 лет
Цель: воспитывать у детей интерес к художественной литературе, художественному слову сказки, личности писателя. Учить эмоционально воспринимать содержание произведения, чувствовать веселый характер повествования. Вызвать интерес к главным героям, учить передавать свое к ним отношение.
Задачи: образовательные:
-совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
-формировать умение вести диалог, учить быть доброжелательными собеседниками, слушать друг друга, не перебивать;
Публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию „В сказочном городе коротышек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-способствовать развитию памяти детей, учить пересказывать отрывок из сказки, выразительно передавая диалог героев;
-активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения цели и причины;
-совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
-подвести к образованию названий лиц по профессии;
-упражнять в подборе слов-антонимов и слов-синонимов;
-активизировать словарь детей за счет различных частей речи;
-учить подбирать подходящие по смыслу слова-определения для характеристики героев сказки;
-объяснять и использовать в речи пословицы о труде;
-познакомить с понятием «рифма», учить подбирать слова, сходные по звучанию.
Развивающие :
-развивать умение полно отвечать на вопросы по тексту, выражая свои мысли связно, логично, последовательно;
-учить активно участвовать в беседе, поощрять попытки высказывать разные точки зрения;
-развивать воображение, навык творческого рассказывания;
-развивать мыслительную активность, формировать умение рассуждать;
-развивать слуховое внимание, чувство ритма и рифмы;
-продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику, помогать усваивать выразительные средства языка, побуждать интересоваться смыслом слова;
-обогащать словарь детей, познакомив со значением новых слов «любопытный», «любознательный», «трудолюбивый», «доброжелательный», «шиворот-навыворот»;
-развивать умение взаимодействовать с партнером, создавая художественный образ героя, передавая эмоциональное состояние персонажа с помощью мимики, жестов, выразительной речи, движений.
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к художественной литературе, художественному слову сказки;
-воспитывать доброжелательность, трудолюбие, любознательность, взаимовыручку, умение дружить на примере главных героев и личности писателя;
- воспитывать инициативность, уверенность ребенка в собственных силах в процессе коллективной и самостоятельной деятельности.
Оборудование:
- презентация, аудиозапись;
- мольберт магнитный, дерево для выставки книг;
- большой конверт с загадками;
- нарисованные портреты героев;
- выставка рисунков детей с изображением Незнайки;
- набор предметов для героев: молоток, ключ, клещи, отвертка; краски, кисточки, карандаши, мольберт;
очки, книги; градусник, грелка, слушалка, шприц; булочка, хлеб, пирожное; скрипка, балалайка, труба;
-мяч для лексических игр;
-костюмы для Незнайки, Гусли, Пилюлькина;
-диск с мультфильмами о Незнайке и его друзьях;
-поощрительный приз (печенье в корзинке);
-стол, стулья.
Раздаточный материал: картинки с изображением героев (Тюбик, Винтик и Шпунтик, Пилюлькин, Знайка, Пончик, Гусля)
Демонстрационный материал: выставка иллюстрированных книг Н. Носова, презентация.
Предварительная работа:
-чтение «веселых» рассказов Н. Носова, сказки «Приключения Незнайки и его друзей»;
-рассматривание иллюстраций к произведениям;
-рисование портрета Незнайки с учетом авторского описания героя;
-дидактические игры по развитию речи;
-индивидуальная работа с детьми при драматизации отрывка из сказки.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Раздается стук в дверь. Вбегает ребенок в костюме Незнайки с большим конвертом в руке.
Незнайка:
-Здравствуйте, ребята! Я сегодня получил письмо, а вот кто его отправил, не знаю. Помогите мне, пожалуйста, узнать, от кого оно.
Воспитатель:
-Давайте, ребята поможем Незнайке. 2 минуты
Мотивация деятельности детей. Отгадываем «Загадки в конверте»
Слайды№1-4
Этот умный коротышка
Прочитал уже все книжки.
Он и вправду много знает
И девчат не обижает. (Знайка)
Этот – друг Незнайки верный. Очень скромный он, наверно,
Он отменный музыкант,
У него большой талант. (Гусля)
Этот очень-очень важный.
Он с касторкою отважно
На болезнь бросается
Всех лечить старается. (Пилюлькин)
Этот - мастер рисовать Красками и кистью.
Может он нарисовать
И портрет, и листья. (Тюбик)
Целеполагание. Герои приглашают нас вместе с Незнайкой отправиться в путешествие и посетить сказочный город коротышек.
Слайд №5
-Кто придумал сказку про коротышек и их город? (Николай Носов)
-Перед вами книги этого писателя (выставка книг)
Носов стал писателем потому, что у него была интересная жизнь и ему было, о чем рассказать людям. Он много учился, трудился, освоил множество профессий, поэтому не стоит удивляться, что его герои всегда заняты делом. «Умелые руки не знают скуки» (пословица).
II. Основная часть. Актуализация ранее приобретенных знаний.
Добывание (сообщение и принятие) нового знания
Вопросы для мальчиков и девочек по содержанию сказки.
Упражнение: «О ком можно так сказать?»
Игра «Зачем героям эти вещи»
Физкультминутка доктора Пилюлькина
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Драматизация отрывка «Как Незнайка был музыкантом»
Упражнение на внимание «Кого изобразил художник?»
Игра на внимание «Что не так?»
Игра «Доскажи словечко»
Игра с мячом «Профессии»
(фоном звучит музыка)
Воспитатель: в одном сказочном городе жили коротышки : малыши и малышки. Чтобы войти в город нужно ответить на вопросы.
Слайд №6
Вопросы для мальчиков:
1. Как назывался город, в котором жили коротышки? (Цветочный)
2. На берегу какой речки стоял Цветочный город? (Огурцовая река)
3. С помощью какого инструмента собирали грибы и ягоды? (Пила)
4. Чем лечил коротышек доктор Пилюлькин? (Йодом и касторкой)
5. Любимый музыкальный инструмент Незнайки? (Труба)
6. Как звали собаку охотника Пульки? (Булька)
Слайды№7-8
Вопросы для девочек:
1. Какого роста были коротышки? (Ростом с огурец)
2. На чём работал автомобиль Винтика и Шпунтика? (На газированной воде с сиропом)
3. На какой улице жил Незнайка? (На улице Колокольчиков)
4. На чём совершили путешествие Незнайка и его друзья? (На воздушном шаре)
5. Кто был другом Незнайки? (Гунька)
6. Почему Незнайке дали такое имя?
Воспитатель: «Некоторые из вас скажут, что в жизни таких малышей не бывает. В жизни - это одно, а в сказочном городе – совсем другое»
- Назовите друзей, которые проживали в одном домике на улице Колокольчиков. Вы помните, как их звали? (Знайка, Растеряйка, Молчун, Торопыжка, Ворчун, Незнайка, Тюбик, Гусля, Цветик, Сиропчик, Пончик, Пулька, Пилюлькин, Авоська, Небоська, Винтик и Шпунтик)
Слайд №9
Упражнение: «О ком можно так сказать?»
- Кого из коротышек можно назвать самым умным? Как можно сказать иначе? (Любознательный)
- Кого можно назвать самым талантливым? (Гусля, Цветик, Тюбик) Кто самый изобретательный? (Шпунтик, Винтик) Кто самый известный? (Незнайка)
Воспитатель: все коротышки были заняты каким-то делом, любили трудиться, изобретать, творить, жили дружно и весело. Как их можно назвать? (трудолюбивыми, дружными, любознательными, веселыми, старательными) Приведите примеры их совместной деятельности.
Слайд №10
Игра «Зачем героям эти вещи»
- Я приготовила для вас предметы, которые герои взяли с собой в путешествие на воздушном шаре. Догадайтесь, кому что необходимо для работы. Объясните, для чего нужны им эти предметы, используя союз «чтобы».
(предметы лежат на столе. Воспитатель вызывает к столу 6 детей. Они вытягивают карточку с изображением героя, чьи вещи они должны собрать)
- Винтик и Шпунтик (молоток, ключ, клещи, отвертка)
- Тюбик (краски, кисточки, карандаши, мольберт)
- Пилюлькин (шприц, градусник, грелка, слушалка)
- Знайка (книга, очки)
- Пончик (булочка, хлеб, пирожное)
- Гусля (скрипка, балалайка, труба)
Слайд №11
Воспитатель: «Умелые руки не знают скуки». Все коротышки с утра до вечера заняты делом, а доктор Пилюлькин строго следит за их здоровьем, требует делать зарядку, вовремя укладывает спать. Вот и сейчас доктор следит, чтобы вы не переутомились.
(звучит музыка)
Физкультминутка (ребенок в костюме доктора читает стихи) :
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
Воспитатель: все коротышки заняты любимым делом, и только Незнайка никак не найдет себе дело по душе и делает все «шиворот – навыворот»
- Кто может объяснить значение этого слова? (Не так, как надо; все наоборот)
Игра с мячом «Скажи наоборот»
(дети встают в круг, воспитатель в центре с мячом)
Высокий – низкий, легкий – тяжелый, большой – маленький, худой – толстый, грязный – чистый, грустный – веселый, молодой – старый, кислый – сладкий, горячий – холодный, холодно – жарко, много – мало, тихо – громко, далеко – близко, медленно – быстро, весело – грустно, рано – поздно.
(дети садятся на стулья)
Воспитатель: «Незнайка был не такой уж скверный. Он очень хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда.» А как известно, «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» (пословица)
- Давайте посмотрим, что вышло, когда Незнайка захотел стать музыкантом.
Драматизация отрывка «Как Незнайка был музыкантом» (диалог Гусли и Незнайки, выразительный пересказ по ролям в костюмах, с музыкальными инструментами: балалайкой, скрипкой, трубой)
«Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательный музыкант. Все слушали музыку и очень хвалили. Незнайке было завидно, что хвалят Гуслю, вот он и стал просить его:
-Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.
-Учись. На чем ты хочешь играть?
-А на чем легче всего выучиться?
-На балалайке.
-Ну, давай сюда балалайку, я попробую.
(Звучат звуки балалайки)
-Нет, балалайка слишком тихо играет. Дай что-нибудь другое, погромче.
(Звучат звуки скрипки)
-А еще громче ничего нет?
-Еще труба есть.
-Давай-ка ее сюда, попробуем.
(Звучат звуки трубы)
-Вот это хороший инструмент! Громко играет.
-Ну, учись на трубе, если тебе нравится.
-А зачем мне учиться? Я и так умею.
-Да нет, ты еще не умеешь.
-Умею, умею! Вот послушай!
(Звучат звуки трубы)
-Ты просто трубишь, а не играешь.
-Как- не играю? Очень даже хорошо играю. Громко!
-Эх, ты! Тут дело не в том, чтобы было громко. Надо, чтоб было красиво.
-Так у меня и получается красиво.
-И совсем не красиво. Ты, я вижу, совсем не способен к музыке.
-Это ты не способен! Ты просто из зависти так говоришь. Тебе хочется, чтобы тебя одного слушали и хвалили.
-Ничего подобного. Бери трубу и играй сколько хочешь, если считаешь, что не нужно учиться. Пусть и тебя хвалят.
-Ну и буду играть!»
- Почему герой перестал играть? («Моей музыки никто не понимает, еще не доросли до моей музыки»)
Воспитатель: в городе жил талантливый художник Тюбик, его портреты очень нравились малышам. Давайте подойдем к выставке рисунков и посмотрим, кого из коротышек изобразил художник?
(дети подходят к магнитным мольбертам, где организована выставка рисунков, звучит музыка)
Упражнение на внимание «Кого изобразил художник?» Слайд№12
Воспитатель обращает внимание на рисунки детей с изображением Незнайки, говорит, что они ему очень понравились, на них герой очень на себя похож. Зачитывает описание героя.
Слайд №13
«Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу»
Однажды он решил стать поэтом и обратился за помощью к Цветику. Слайд№14
- Почему друзьям не понравились стихи?
- Давайте попробуем подобрать рифму сами.
(дети стоят полукругом возле воспитателя)
Игра на внимание «Что не так?»
(произношу слова в рифму, если скажу неправильно, топните ногой)
Наша - каша - Маша – карандаш
Саша – Даша – ваша – пингвин
Речка – гречка – печка - свисток
Свечка – речка – печка – половник
Малышка – коротышка – книжка – стол
Игра «Доскажи словечко»
- Теперь сами подберите рифму к слову:
Поздно вечером видна
В небе желтая (луна)
Зажужжала, как пила,
Полосатая (пчела)
Из трубы летят колечки,
Это дым от нашей (печки).
На сосну забрался мишка,
где росла большая (шишка).
Из яйца, как из пеленок,
Вылез маленький (цыпленок) В. Степанов
Воспитатель: кем хотел стать Незнайка? Почему у него не получилось? О ком из героев можно сказать «умелые руки не знают скуки?»
(дети встают в круг, воспитатель в центре с мячом)
Давайте пофантазируем и представим себе, какому еще делу мог научиться Незнайка, если бы захотел? Кем бы он мог стать, на ваш взгляд?
Игра с мячом «Профессии»
Профессий и занятий очень много.
Какую Незнайка выберет дорогу?
строит – строитель
учит – учитель
водит машину – водитель
изобретает – изобретатель
воспитывает – воспитатель
мечтает – мечтатель
пишет книги – писатель
спасает людей – спасатель
читает книги – читатель
- Кем может стать наш герой?
III Заключительная часть. Сюрпризный момент. Слайды №15-16
У Носова он стал волшебником и творил чудеса при помощи волшебной палочки в продолжении сказки «Незнайка в Солнечном городе» и даже космонавтом, который полетел на Луну в сказке «Незнайка на Луне»
- Попросите ваших близких прочитать о других приключениях Незнайки и его друзей.
В группе у нас будет возможность посмотреть диск с мультфильмами о приключениях коротышек.
-Кто из коротышек Цветочного города вам понравился больше всего?
-Что можно сказать о жителях сказочного города? В цветочном городе живут трудолюбивые, любознательные, старательные, веселые, доброжелательные коротышки. Их «умелые руки не знаю скуки» Незнайке тоже нужно учиться, трудиться, чтобы стать умным, сообразительным, в этом ему помогут друзья. Вы тоже сегодня хорошо потрудились.
-Вам понравилось путешествие в сказку? Незнайка за ваше трудолюбие и старание приготовил вам угощение из Цветочного города.
(ребенок в костюме Незнайки выносит угощение в корзинке- печенье в форме ромашки)
(Под музыку дети выходят из зала, идут в группу)