Надежда Д
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по басне «Ворона и Лисица» И. А. Крылова
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица».
Разработала: Друзякина Надежда Владимировна
Цель: познакомить детей с творчеством И. А. Крылова, чтение басни «Ворона и Лисица».
Задачи:
Темочки:
- Ворона. О птице для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И.А. Басни
- Крылов И.А. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- «Ворона и лисица», басня
- Темочки
• Познакомить детей с басней через творчество И. А. Крылова ;
• Учить детей отличать басни от других произведений,
• Учить интонационно и выразительно передавать образы персонажей басни «Ворона и Лисица» (игра – инсценировка,
• Развить интерес к басням, мышление при анализе произведения, умение отвечать на вопросы, используя в ответе сложные предложения;
• Обогащать словарный запас;
• Воспитывать умение слушать друг друга, доброжелательно относиться друг к другу.
Предварительная работа:
• Знакомство с жанрами художественной литературы: сказки, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам худ. литературы. Обсуждение, чем один жанр отличается от другого.
• Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными и птицами, составление описательного рассказа о животных и о птицах.
• Игры-драматизации по сказкам.
Материал к занятию : портрет И. А. Крылова, иллюстрации к произведению, разрезные картинки, маски лисы и вороны, пластиковые тарелочки, чеснок, сыр, апельсин, шарф.
Ход занятия:
1. Организационный момент
В: Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Беседа по жанрам художественной литературы
В: Ребята, кто знает, что такое библиотека? Что находится в библиотеке?
В: Да, правильно ребята, библиотека – это большой дом, где хранятся книги и для взрослых, и для детей. (Картинка библиотеки)
- И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней находятся книги для дошкольников.
В: Посмотрите, сколько разных книг в нашей библиотеке. Это книги со сказками, со стихами, с рассказами, загадками.
В: Ребята, а какие книги вы больше всего любите, чтобы вам читали? (высказывания детей)
В:- Да, ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? ( Д: народ, писатели – сказочники)
В: - Назовите, какие русские народные сказки вы знаете? ( Д: «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Царевна лягушка», «Маша и медведь» и т. д.)
В: Кто герои этих сказок? ( Д: люди, звери, птицы)
В: Но ведь сказки сочиняет не только народ, но и писатели – сказочники. А каких писателей – сказочников вы знаете? ( Д: А. С. Пушкин, С. Я. Маршак, Л. Толстой, К. Чуковский, Э. Успенский).
В: Какие сказки они написали? ( Д: К. Чуковский «Айболит», «Муха- цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Теремок», А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», Л. Толстой «Три медведя», «Маша и медведь», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»). (Показ картинок к произведениям).
В: Чему нас учат сказки? ( Д: доброте, честности, дружбе)
В: Ребята, посмотрите, у меня в руках две книги: одна со сказками, а другая с рассказами. Чем отличается сказка от рассказа?
( Д: Сказка-это вымышленная история, повествующая о несуществующих персонажах.
А в рассказе автором описываются события жизни людей и животных, очень близкие к реальности) .
В: - Посмотрите, у нас на полке появилась новая книга, а называется она «Басни», написал ее Иван Андреевич Крылов.
В: Сегодня вы познакомитесь с одним из его произведений, но для начала давайте отгадаем загадки.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса) (Показ картинки лисы)
Эта птица всем знакома,
Важно ходит возле дома,
Кар-кар-кар вдруг закричит
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона
А зовут ее (Ворона). (Показ картинки вороны)
В: Как ласково можно назвать лису? ( Д: лисонька, лисичка, кумушка).
В: Лиса какая? ( Д :хитрая, рыжая, пушистая, большая)
В: В каких сказках можно встретить лису? ( Д: «Колобок», «Как лиса перехитрила льва», «Лисичка-сестричка и Волк-дружище», «Лиса и тетерев», «Лиса и дятел», «Лиса и журавль», «Лиса и Котофей Иванович», «Кот, петух и лиса».)
В: Ворона какая она, что вы можете о ней рассказать? ( Д: умная, глупая, чёрная, большая, старая, важная).
Д/и «Собери картинку».
Воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды и собрать из разрезных картинок целую, и назвать, кто на ней изображен (лиса и ворона).
В: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А вот почему именно этих животных вы сейчас собирали – вы узнаете немного позже. А пока присаживайтесь на стульчики.
Знакомство с И. А. Крыловым и его творчеством
В: Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. В басне обязательно должна быть мораль, нравоучение, урок.
В:- Герои басни - животные, птицы, рыбы. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. (Фото) Он написал около 200 басен. Басни Крылова учат честности, благородству, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность, лесть.
В:- А чтобы проверить, знаете ли вы хорошие и плохие качества людей, поиграем с вами в игру «Хорошо или плохо». Я буду называть черты характера, а вы хлопать- если это хорошо, и топать – если это плохо. (Трудолюбие, жадность, лень, доброта, честность, лживость, аккуратность, смелость, трусость, вежливость).
В:- Вы собрали пазл из разрезных картинок Ворону и Лисицу не просто так. Сегодня я хочу познакомить вас с басней И. А. Крылова, которая называется «Ворона и Лисица».
В: -Но прежде, чем мы начнем ее слушать, скажите: когда, в каких случаях и за что человека хвалят. Что значит слово «хвалить»? (Дети отвечают.)
В:- Верно, хвалят, т. е. говорят приятные слова, когда это заслуженно. Когда же человек не заслужил похвалу, а его хвалят, - это называется лестью. И льстить так же нехорошо, как и обманывать.
3. Знакомство с басней.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать- было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло :
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
4. Вопросы по содержанию.
В: - Назовите героев басни? (Ворона и Лисица)
В:- Что нашла Ворона? ( Д: Кусочек сыра).
В: - Это сколько? (Обратить внимание детей на картинку, на которой изображена головка сыра).
В:- Сыр обычно делают вот такими головками. Мы можем назвать это кусочком? Ворона сможет его взять в клюв? ( Д: Нет). Если разделить эту головку на части, то мы получим небольшие кусочки. Такой кусочек Ворона удержит в клюве? (Картинка кусочка сыра) ( Д: Да).
В:- В какое время суток происходят события (Как называется утренний прием пищи)
Д. И «Части суток» Используем картинки частей суток ( Д: События происходят утром, потому что ворона собралась позавтракать).
В:- Как вы понимаете выражение «сырный дух лису остановил?»
( Д: Значит он лисе показался вкусным, ароматным, аппетитным).
В:- Давайте поиграем в игру «Определи по запаху» ( предлагается 3 тарелки: в первой- чеснок, во второй- сыр, в третьей- апельсин. Выбирается лиса, ей завязывают глаза и она обонянием должна определить, где «сырный дух»).
В:- В игру «Определи по запаху мы все обязательно поиграем после занятия.
Физ. минутка
В:- Кто в этой истории льстит и для чего, как вы думаете ( Д: Лиса льстит Вороне, чтобы ворона запела и выронила сыр)
В: -Какая лисица в басне : хитрая, льстивая? (О лисице)
В:-Давайте вспомним, чем восхищалась лисица? ( Д: Лисица восхищалась красотой вороны : ее шейкой, глазками, перышками, ее голосом).
В: Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)
В: Давайте послушаем голос вороны и скажем, какой он у нее, действительно ангельский?
(Включить голос вороны) Какой у нее голос? ( Д: Неприятный, она не поет, а каркает).
В: - И что произошло с Вороной от услышанной похвалы? ( Д: От услышанной похвалы у вороны вскружилась голова, и она каркнула во все воронье горло (очень громко).
В:- Что случилось с сыром? ( Д: Лисица его подобрала и убежала).
В: Какова мораль всей басни? ( Д: Высмеять и осудить и льстеца, и того, кто поддается его льстивым речам).
В: Чему нас учит басня? ( Д: Нужно верить своим глазам, а не льстивым речам)
Игра – инсценировка басни.
В:- Сейчас я предлагаю вам посмотреть инсценировку по басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица». В роли Лисицы - Алиса П., в роли Вороны- Даша Н.
5. Итоговая беседа.
1. С какой басней мы познакомились? (Ворона и Лисица»)
2. Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)
3. Назовите главных героев. (Ворона, Лисица.)
4. какова мораль басни? ( Д: Нельзя верить лести, если ты похвалы не заслуживаешь).