Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по басне «Ворона и Лисица» И. А. Крылова

Надежда Д
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по басне «Ворона и Лисица» И. А. Крылова
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица».

Разработала: Друзякина Надежда Владимировна

Цель: познакомить детей с творчеством И. А. Крылова, чтение басни «Ворона и Лисица».

Задачи:

Темочки:

• Познакомить детей с басней через творчество И. А. Крылова ;

• Учить детей отличать басни от других произведений,

• Учить интонационно и выразительно передавать образы персонажей басни «Ворона и Лисица» (игра – инсценировка,

Развить интерес к басням, мышление при анализе произведения, умение отвечать на вопросы, используя в ответе сложные предложения;

• Обогащать словарный запас;

• Воспитывать умение слушать друг друга, доброжелательно относиться друг к другу.

Предварительная работа:

Знакомство с жанрами художественной литературы: сказки, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам худ. литературы. Обсуждение, чем один жанр отличается от другого.

• Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными и птицами, составление описательного рассказа о животных и о птицах.

• Игры-драматизации по сказкам.

Материал к занятию : портрет И. А. Крылова, иллюстрации к произведению, разрезные картинки, маски лисы и вороны, пластиковые тарелочки, чеснок, сыр, апельсин, шарф.

Ход занятия:

1. Организационный момент

В: Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Беседа по жанрам художественной литературы

В: Ребята, кто знает, что такое библиотека? Что находится в библиотеке?

В: Да, правильно ребята, библиотека – это большой дом, где хранятся книги и для взрослых, и для детей. (Картинка библиотеки)

- И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней находятся книги для дошкольников.

В: Посмотрите, сколько разных книг в нашей библиотеке. Это книги со сказками, со стихами, с рассказами, загадками.

В: Ребята, а какие книги вы больше всего любите, чтобы вам читали? (высказывания детей)

В:- Да, ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? ( Д: народ, писатели – сказочники)

В: - Назовите, какие русские народные сказки вы знаете? ( Д: «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Царевна лягушка», «Маша и медведь» и т. д.)

В: Кто герои этих сказок? ( Д: люди, звери, птицы)

В: Но ведь сказки сочиняет не только народ, но и писатели – сказочники. А каких писателей – сказочников вы знаете? ( Д: А. С. Пушкин, С. Я. Маршак, Л. Толстой, К. Чуковский, Э. Успенский).

В: Какие сказки они написали? ( Д: К. Чуковский «Айболит», «Муха- цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Теремок», А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», Л. Толстой «Три медведя», «Маша и медведь», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»). (Показ картинок к произведениям).

В: Чему нас учат сказки? ( Д: доброте, честности, дружбе)

В: Ребята, посмотрите, у меня в руках две книги: одна со сказками, а другая с рассказами. Чем отличается сказка от рассказа?

( Д: Сказка-это вымышленная история, повествующая о несуществующих персонажах.

А в рассказе автором описываются события жизни людей и животных, очень близкие к реальности) .

В: - Посмотрите, у нас на полке появилась новая книга, а называется она «Басни», написал ее Иван Андреевич Крылов.

В: Сегодня вы познакомитесь с одним из его произведений, но для начала давайте отгадаем загадки.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Как зовут её? (Лиса) (Показ картинки лисы)

Эта птица всем знакома,

Важно ходит возле дома,

Кар-кар-кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут ее (Ворона). (Показ картинки вороны)

В: Как ласково можно назвать лису? ( Д: лисонька, лисичка, кумушка).

В: Лиса какая? ( Д :хитрая, рыжая, пушистая, большая)

В: В каких сказках можно встретить лису? ( Д: «Колобок», «Как лиса перехитрила льва», «Лисичка-сестричка и Волк-дружище», «Лиса и тетерев», «Лиса и дятел», «Лиса и журавль», «Лиса и Котофей Иванович», «Кот, петух и лиса».)

В: Ворона какая она, что вы можете о ней рассказать? ( Д: умная, глупая, чёрная, большая, старая, важная).

Д/и «Собери картинку».

Воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды и собрать из разрезных картинок целую, и назвать, кто на ней изображен (лиса и ворона).

В: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А вот почему именно этих животных вы сейчас собирали – вы узнаете немного позже. А пока присаживайтесь на стульчики.

Знакомство с И. А. Крыловым и его творчеством

В: Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. В басне обязательно должна быть мораль, нравоучение, урок.

В:- Герои басни - животные, птицы, рыбы. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. (Фото) Он написал около 200 басен. Басни Крылова учат честности, благородству, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность, лесть.

В:- А чтобы проверить, знаете ли вы хорошие и плохие качества людей, поиграем с вами в игру «Хорошо или плохо». Я буду называть черты характера, а вы хлопать- если это хорошо, и топать – если это плохо. (Трудолюбие, жадность, лень, доброта, честность, лживость, аккуратность, смелость, трусость, вежливость).

В:- Вы собрали пазл из разрезных картинок Ворону и Лисицу не просто так. Сегодня я хочу познакомить вас с басней И. А. Крылова, которая называется «Ворона и Лисица».

В: -Но прежде, чем мы начнем ее слушать, скажите: когда, в каких случаях и за что человека хвалят. Что значит слово «хвалить»? (Дети отвечают.)

В:- Верно, хвалят, т. е. говорят приятные слова, когда это заслуженно. Когда же человек не заслужил похвалу, а его хвалят, - это называется лестью. И льстить так же нехорошо, как и обманывать.

3. Знакомство с басней.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать- было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой, и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, –

И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло :

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

4. Вопросы по содержанию.

В: - Назовите героев басни? (Ворона и Лисица)

В:- Что нашла Ворона? ( Д: Кусочек сыра).

В: - Это сколько? (Обратить внимание детей на картинку, на которой изображена головка сыра).

В:- Сыр обычно делают вот такими головками. Мы можем назвать это кусочком? Ворона сможет его взять в клюв? ( Д: Нет). Если разделить эту головку на части, то мы получим небольшие кусочки. Такой кусочек Ворона удержит в клюве? (Картинка кусочка сыра) ( Д: Да).

В:- В какое время суток происходят события (Как называется утренний прием пищи)

Д. И «Части суток» Используем картинки частей суток ( Д: События происходят утром, потому что ворона собралась позавтракать).

В:- Как вы понимаете выражение «сырный дух лису остановил?»

( Д: Значит он лисе показался вкусным, ароматным, аппетитным).

В:- Давайте поиграем в игру «Определи по запаху» ( предлагается 3 тарелки: в первой- чеснок, во второй- сыр, в третьей- апельсин. Выбирается лиса, ей завязывают глаза и она обонянием должна определить, где «сырный дух»).

В:- В игру «Определи по запаху мы все обязательно поиграем после занятия.

Физ. минутка

В:- Кто в этой истории льстит и для чего, как вы думаете ( Д: Лиса льстит Вороне, чтобы ворона запела и выронила сыр)

В: -Какая лисица в басне : хитрая, льстивая? лисице)

В:-Давайте вспомним, чем восхищалась лисица? ( Д: Лисица восхищалась красотой вороны : ее шейкой, глазками, перышками, ее голосом).

В: Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

В: Давайте послушаем голос вороны и скажем, какой он у нее, действительно ангельский?

(Включить голос вороны) Какой у нее голос? ( Д: Неприятный, она не поет, а каркает).

В: - И что произошло с Вороной от услышанной похвалы? ( Д: От услышанной похвалы у вороны вскружилась голова, и она каркнула во все воронье горло (очень громко).

В:- Что случилось с сыром? ( Д: Лисица его подобрала и убежала).

В: Какова мораль всей басни? ( Д: Высмеять и осудить и льстеца, и того, кто поддается его льстивым речам).

В: Чему нас учит басня? ( Д: Нужно верить своим глазам, а не льстивым речам)

Игра – инсценировка басни.

В:- Сейчас я предлагаю вам посмотреть инсценировку по басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица». В роли Лисицы - Алиса П., в роли Вороны- Даша Н.

5. Итоговая беседа.

1. С какой басней мы познакомились? (Ворона и Лисица»)

2. Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)

3. Назовите главных героев. (Ворона, Лисица.)

4. какова мораль басни? ( Д: Нельзя верить лести, если ты похвалы не заслуживаешь).

Публикации по теме:

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в средней группеКонспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в средней группе .

Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Ворона и лисица»Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Ворона и лисица» Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «Ворона и лисица» (по творчеству И. А. Крылова) Интеграция.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентациейКонспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентацией Форма работы с детьми: игра – путешествие «Зимушка – зима». Образовательные области: • Речевое развитие; • Познавательное развитие; • Социально.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие на остров» в старшей группе Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие на остров» Цель: Создание социальной ситуации речевого развития.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух».Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "ПОДСОЛНУХ" Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по басне «Ворона и Лисица» И. А. Крылова
Опубликовано: 23 октября 2024 в 18:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по басне «Ворона и Лисица» И. А. Крылова» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Д (УИ 3481715) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД