МААМ-картинки

«Умница, разумница». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе

Светлана Баденская
«Умница, разумница». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Умница, разумница»

Составила: воспитатель Баденская Светлана Викторовна

Задачи:

- закреплять умение детей находить антонимы;

-развивать умения выделять противоположности и обозначать их схематически.

-учить решать диалектические задачи с помощью схемы опосредствования.

Публикация «„Умница, разумница“, Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах

Материалы:

Разумница (кукла –героиня сказки девушка Маша, черный и белый квадраты, картинки : носки, сандалии, хрустальные туфельки (или просто туфли, ноги раскрашенные краской, торт, снеговик, ваза, цветы, поезд, коньки, велосипед, самокат.

Предварительная работа: читаем сказку «Разумница», отвечаем на вопросы.

Ход занятия:

Воспитатель:

-У меня есть два квадрата белый и черный. Давайте вспомним, что они обозначают (ответы детей)

-Да, эти квадраты не простые: они обозначают то, что наоборот, противоположно друг другу.

(белый и черный квадраты на доске)Мы их используем когда играем в игру "Скажи наоборот".

-Давайте поиграем в нее. Я называю слово, а вы называете слово наоборот.

-Бедный - богатый.

-Добрый - злой.

-Умный - глупый.

-Мокрый -сухой.

-Тепло -холодно.

-Лево-право.

-Большой -маленький.

-Много--мало.

-Твердый -мягкий.

-День- ночь.

-Высокий -низкий.

-Узкий -широкий.

Воспитатель:

-Сегодня к нам в гости пришла героиня одной сказки, которую мы с вами читали. Вы все должны ее хорошо помнить. Это очень умная, смышленая девушка. Как называется эта сказка и как зовут эту девушку? (ответы детей)

-Ребята, вспомните три сложных задания барина, которые Маша смогла выполнить. (ответы детей)

-Хорошо, барин задал разумнице три задания, чтобы она пришла ни голая, ни одетая, ни шла, ни ехала, ни с подарком, ни без подарка.

-Разные это задания или одинаковые (ответы детей)

На доске белый и черный квадраты.

-На доске схема какого -то из этих заданий. Вы должны угадать, какого?

Задача состоит в том, чтобы дети обнаружили, что все три задания описываются при помощи двух квадратиков (противоположные действия, то есть во внешне различном необходимо увидеть единое. Если дети предлагают только одно из заданий барина как подходящее, то воспитатель сам предлагает другое задание и просит, чтобы дети решили - кто из них прав (а правы,разумеется, оба).

- Так скажите: эти задания разные или одинаковые?

(ответы детей)

Только после того как дети ясно увидят, что все задания описываются одной схемой, воспитатель задает вопрос:

-Так что, получается, что барин задал три одинаковых задания (ответы детей)

Если дети согласятся с этим, воспитатель напоминает, что в загадках идет речь о разном: в одном о подарке, в другом - о способе передвижения, в третьем - об одежде.

Решением этой задачи будет объединение - признание того, что задания одновременно оказываются и разными и одинаковыми.

Физкульминутка.

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

Воспитатель:

-Мы выяснили, что к барским заданиям подходит такая схема: барин просил девушку одновременно исполнить противоположные требования: и идти и ехать, и одетой и голой, и с подарками и без.

-Сегодня в детский сад пришло письмо для нашей группы. Давайте прочитаем его.

-Здравствуйте ребята, я добрый сказочник. Я хочу помочь барину сочинять задания, которые были бы похожи на задания в сказке, но у меня не всегда это получается. Я знаю, что вы добрые, умные ребята, помогите мне пожалуйста, подскажите, правильно ли я сочинил задания.

Воспитатель:

-Давайте поможем сказочнику, подскажем, какие задания оказались такими же, а какие - нет?

перечислю задания, а вы скажете примет их барин или нет.

-Сделать дом и высокий и низкий.

-Сделать дом и высокий и теплый.

-Прийти на обед и сытым и голодным.

-Приехать и больным и здоровым.

-Спеть песню и громко и весело.

- Спеть песню и громко и тихо.

-Принести подарок и большой и сладкий.

-Принести подарок и большой и маленький.

(ответы детей)

Воспитатель:

-Итак, барин загадал хитрые загадки: он хотел, чтобы девушка ни шла, ни ехала, ни одетая, ни раздетая, ни с подарком, ни без подарка. Загадку мы обозначили белым и черным квадратами.

-А как же нам обозначить разгадку, которую придумала разумница?

-Можно ли сказать, что девушка пришла без подарка - то есть оставить только черный квадрат?

(ответы детей)

Воспитатель помогает детям вспомнить, что подарок все же был, значит обозначить его только черным квадратом нельзя.

-А можно ли сказать, что девушка пришла с подарком - то есть оставить только белый квадрат?

(ответы детей)

Все вместе вспоминают, что подарок оказался крайне необычным - он исчез в ту же минуту, как был предъявлен барину.

-Как же тогда обозначить подарок?

(ответы детей

Тоже самое с одеждой и средством передвижения.

Если дети будут предлагать все же остановиться на одном из имеющихся на доске квадратов- черном или белом, воспитатель говорит, что такое решение не подходит. (Ты говоришь, что надо выбрать белый квадрат - но ведь подарок-то исчез в тот же момент (одежды не было, не ехала? Ты говоришь, что надо выбрать черный квадрат - но разве она совсем с пустыми руками пришла (разве голая, одна нога ехала).

Если никто не вспомнит про черно-белый (серый) квадрат, воспитатель напоминает про квадрат который объединяет белый и черный.

Воспитатель:

-Теперь вспомним какие решения предложила девушка в сказке.

- Как смогла приехать и одетой и неодетой?

-Как она смогла приехать и верхом и пешком?

- И с подарком и без подарка?

(ответы детей)

В каждом случае воспитатель указывает на серый квадрат как знак опосредствования -объединения двух противоположных требований.

Воспитатель:

-Молодцы, ребята! Сказку вы знаете хорошо, сложные задачи решать умеете. У нашей гостьи есть для вас особое задание.

-Представьте себе, что барин каким-то чудом попал в наше время и задал похожие вопросы нам. Давайте попробуем придумать варианты ответов, только они должны подходить к нашей схеме, то есть объединять противоположности.

-Как бы вы пришли к барину и одетыми и раздетыми?

(ответы детей)

-А как бы вы и не шли и не ехали?

(ответы детей)

-А как бы вы пришли и с подарком и без подарка?

(ответы детей)

-Молодцы! Маша была в другом детском саду и там ребята тоже пробовали эти загадки разгадать.

Маша принесла нам раскраски на которых изображены их разгадки. Давайте посмотрим правильно ли они разгадали.

На доску вывешиваются картинки.

Дети выбирают правильные ответы и объясняют почему они выбрали эти ответы.

Воспитатель:

-Ребята, вы сегодня все молодцы, хорошо поработали, все сложные задачи решили. Маша прощается с вами и оставляет вам в подарок раскраски.

Используемая литература:

Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. О. А. Шиян

Публикации по теме:

Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Путешествие по России» (по.

«Путешествие в город мастеров и мастериц. Профессии». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Непосредственная образовательная деятельность по развитию связной речи «Путешествие в город мастеров и мастериц» в подготовительной группе.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы»Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7» Цель: Обогащать и активизировать.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе по русской народной сказке «Царевна-лягушка» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе по русской народной сказке «Царевна- лягушка» Цель: Обогащение словарного.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе» .

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку»Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку» Цель: закрепить знания детей о сказках и сказочных героях. Задачи: - уточнить и обогатить знания детей о сказках; - воспитывать интерес.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у Знайки и его друзей» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «В гостях у Знайки и его друзей» Программное содержание: формирование.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о профессиях»Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о профессиях» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Составление описательных рассказов о профессиях с.

Конспект открытого занятия «Заучивание стихотворения А. Алфёрова «Март» по развитию речи в подготовительной группе Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной (логопедической) группе Борисова Елена Леонидовна Тема: «Заучивание стихотворения.

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОВЗ по лексической теме «Посуда» Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОВЗ по лексической теме «Посуда» Тема: Посуда.

Автор публикации:
«Умница, разумница». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе
Опубликовано: 11 сентября 2018 в 10:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Умница, разумница». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Баденская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД