Екатерина Корабельщикова
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №1371 «Крылатское»
Конспект
Образовательной ситуации по развитию речи
Тема: «Путешествие по крестьянской избе»
Составила воспитатель
подготовительной группы №14
Корабельщикова
Екатерина Владимировна
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие по крестьянской избе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Москва 2018 г.
Образовательная ситуация
по развитию речи
в подготовительной группе
«Путешествие по крестьянской избе»
Тема: «Путешествие по крестьянской избе»
Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- приобщить детей к истокам русской народной культуры;
- продолжать знакомить детей с особенностями повседневного быта,
русской избой - жилищем крестьянской семьи.
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, скороговорками, новыми словами (крыльцо, сени, горница, «красный угол», самовар, чаепитие)
Развивающие :
Развивать познавательный интерес детей; монологическую речь; коммуникативные умения при помощи сюжетно-ролевой игры «Встреча гостей» и народных игр.
Воспитательные:
Вызвать у детей интерес к русской национальной культуре. Положительно воздействовать на эмоции детей. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям.
Словарная работа: Изба, крыльцо, сени, горница, чаепитие, самовар.
Предварительная работа: знакомство с экспонатами музея, заучивание поговорок,пословиц,скороговорок, загадок, стихотворений о предметах старинной утвари и предметах быта в русской избе.
-1-
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.
Демонстрационный материал: электронная презентация: «Путешествие по крестьянской избе»
Ход образовательной ситуации:
1. Организационный момент:
Педагог:
- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.
- Прошу проходите в избу, будьте как дома, присаживайтесь.
Пословица: Сядем рядком, да поговорим ладком.
(Что она означает эта пословица? Ответы детей).
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека есть дом.
- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (Ответы детей)
- Где мы себя чувствуем лучше дома или в гостях (Ответы детей)
- Как вы думаете почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
(Что означает эта пословица? Ответы детей).
В старину люди строили себе жилище, в них можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей и погреться у огня.
- Из чего люди раньше могли построить себе дом? (Ответы детей)
- Из какого дерева?
-2-
Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
— Почему же из лиственницы строили дома?
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосны и ели, а нижние бревна старались класть из лиственницы и дуба.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно хорошо и тепло в нем зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Педагог: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в необычное путешествие. Хотели бы попасть в то время, когда нас с вами еще не было, а жили наши прабабушки, прадедушки, т. е. наши предки?
(На экране слайд с изображением русского быта)
Педагог: У меня есть зеркальце, которое поможет нам оказаться в прошлом и увидеть как жили наши предки.
«Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду расскажи,
Как жилось всем людям
В пошлом веке покажи…»
(музыкальное сопровождение)
II. Основная часть образовательной ситуации
Педагог:
Дом был и родовое гнездо, и жилище, и крепость крестьянина.
Пословицы про дом:
Дом мой – моя крепость. (Что означает эта пословица? Ответы детей)
-3-
Презентация: «Путешествие по русской избе»
Слайд 1.
Милости прошу в нашу избу.
Слайд 2
Вот вход в избу. Крыльцо- это «распахнутые руки» дома. Оно связывает дом с улицей, соседями.
Пословица:
Жить в соседях- быть в беседах. (Что означает эта пословица?. Ответы детей)
Теплыми летними вечерами собирались на крыльце- посидеть, поговорить, обсудить последние новости.
Слайд 3
Входя в избу каждый должен был наклонится, а то и шишку можно было набить. Дверь в избу была низкая, а порог, наоборот, высокий, чтобы меньше выходило тепло на улицу.
Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха.
С порогом было связано множество примет:
1. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало, немного молча посидеть на лавке у порога — проститься с домом.
2. Нельзя было здороваться и прощаться, а также разговаривать друг с другом через порог.
3. Чужой, входя в избу, должен был встать у порога, пока хозяева не пригласят его войти и сесть.
Слайд 4
Первое помещение в доме – сени. Сени, прежде всего, отделяли теплый воздух дома от холода улицы. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в помещение, которое называлось сени.
Сени – помещение в избе, между крыльцом и горницей.
В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.
Ребенок:
Похлёбкой, кашей, пирогами
Красна ты, русская изба,
Да ткаными половиками
Гостей встречаешь ты всегда.
Пройдя крылечко расписное,
Мы входим в сени. Здесь темно,
И пахнет медом и травою!
Светёлка слева - тут тепло.
Слайд 5
В избе была одна комната. Стояли лавки, скамьи, на которых спали, деревянный стол и табуретки, сундуки для хранения вещей. Все эти вещи украшали резьбой по дереву и расписывали красками.
Горница – так называли комнату в избе.
Педагог:
А что, дети, самое главное в избе. Вы узнаете, отгадав загадку.
Чего из угла в угол не переставишь? (печь)
Слайд 6
Основное пространство избы занимала печь
Ребенок :
Вот печь! Полдома занимает!
Такую где теперь найдёшь?
Чугун со щами вынимают -
За Уши впрямь не оторвёшь!
А на печи ещё лежанка:
Болеешь - вот, погрей бока.
Полати, лавка и чуланчик -
Зимой держали здесь телка
-5-
Печка была многофункциональной: в ней варили еду, она обогревала и даже освещала дом. На печке спали дети и старики, в печке люди мылись.
С печью были связаны весь быт и жизнь крестьянина.
Слайд 7
Профессия человека, который умел класть печь называется (печник).
(Ответы детей) Эта профессия дожила и до наших дней.
Педагог:
А кто из вас больше пословиц про печку знает?
(Ответы детей)
- Петухи на насесть садятся, а старые люди на печь валятся.
- Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!
- Что есть в печи, все на стол мечи.
- Гости на печь глядят, видно, каши хотят.
- Около печи нельзя не нагреться.
- Словно с печи свалился.
(Что означают эти пословицы? Ответы детей)
Слайд 8
Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах.
- Вспомните сказки в которых говорится про чудесные печки.
(просмотр отрывков из мультфильмов и ответы детей)
- она прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей,
- везет Емелю к царю.
Слайд 9
Печь делила избу на три части:
Слайд 11
- женская часть избы. Здесь командовала хозяйка. Все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка, висела люлька с ребенком.
-6-
Слайд 12
- мужская часть избы. Задний угол исстари был мужским. Это было рабочее место мужчины. Тут плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали сети и т. д. В этой части дома в ящике хранили инструменты.
Слайд 13
- «красный угол». Как вы думаете почему он так назывался? (Ответы детей)
То, есть «красивый». Здесь стояли стол, скамейки. Здесь принимали гостей.
Педагог:
Русский народ всегда славился своим гостеприимством:
Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?
- Что есть в печи- все на стол мечи.
-Не красна изба углами, а красна она пирогами.
- Умей в гости звать, умей и угощать.
(Что означают эти пословицы? Ответы детей)
Физкультминутка
Я по горнице хожу и что вижу, расскажу. (идём, руки на поясе)
Справа печка, слева стол (машем вправо и влево)
Упираемся о пол (наклон)
Прямо дверь (поклон)
Над ней подкова (на носочки, руки вверх)
Чтоб семья была здорова.
Педагог:
А теперь давайте пройдем в избу и познакомимся с бытом крестьянской семьи и поиграем в игру: «Встреча гостей».
Дети осматривают экспозицию музея.
Их встречают две хозяйки избы в народных костюмах
Каравайщийца. 1 хозяйка избы
(девочка в народном костюме с караваем в руках) :
- Здравствуйте, гости званые, гости желанные!
-7-
Дорогих гостей встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Хозяйка избы 1 и Хозяйка избы 2 приглашают всех детей за стол накрытый для чаепития.
2 Хозяйка избы
(девочка в русском народном костюме).
- По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощаем мы хлебом-солью.
Преподаватель:
Главный хлеб на Руси – это, конечно, каравай.
Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, поэтому каравай- это круглый хлеб.
Наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый год, да и земля круглая!
Поэтому и хлеб символ жизни – был круглый. Ну а женщины, которые преподносили каравай, назывались каравайщицами.
Относились к ним с почтением и величали честнохваленой каравайщицей.
Встречайте нашу каравайщицу и приготовьтесь ответить на вопросы.
Каравайщица. Хозяйка избы 1
(девочка в русском народном костюме, в руках карточки с ответами на загадки)
- Что я положила в тесто, чтобы получить хороший каравай?
- Думайте и отвечайте. (после ответов детей показывает картинки с правильными ответами)
- Я положила то, что в воде родиться, а воды не боится. (Соль)
Также я положила:
- Не солено, не варено, а едят. (Молоко)
-8-
- В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо)
- Бел, как снег, а в чести у всех. (Сахар)
- А что я забыла назвать? (Муку)
Педагог:
- Дети вы знаете пословицы про хлеб?
Без соли, без хлеба – не будет обеда.
Хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается.
Живот без хлеба не проживет.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
(Что означают эти пословицы? Ответы детей)
Хозяйка избы 1 .Каравайщица.
Угощайтесь хлебом русским, гости дорогие!
Хозяйка разламывает каравай на куски
(Дети отламывают маленький кусочек хлеба, макают в соль и кушают).
Педагог:
Гостям-то, известно дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка избы 2
В тесноте да не в обиде.
Хозяйка избы 2
Как для вас, мои друзья, наварила, напекла:
Девяноста два блина, два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов – не найдете едаков.
Хозяйку потешьте – кашу поешьте.
Дети пробуют каравай.
-9-
Педагог:
Эй, друзья! Хватит молча жевать.
Пора загадку мою отгадать:
Стоит толстячок, подперевши бочок.
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
(Ответы детей)
Педагог:
Любили на Руси мастеровые люди показать мастерство, деловитость. Например, самовар. Каждый старался краше других сделать свой самовар. Самовар – желудь, самовар – шар, самовар – петух. А в 18 веке на Руси были изготовлены самовары для каши и щей.
Самовары были большие и маленькие. Самый маленький самовар вмещал пол-литра воды, а большой 37 литров.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Педагог:
- Дети вы знаете пословицы про чай?
Чай пить – не дрова рубить.
Выпей чайку – забудешь тоску.
От чая лихо не бывает.
Чаем на Руси никто не подавился.
(Ответы детей. Обсуждение с детьми смысла пословиц)
Игра «“Вкусные слова”
Дети сидят за столом, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени говорит:
«Я люблю пить чай с (называет кондитерское изделие) и предлагает угощение. Ребенок благодарит и «съедает».
Затем кладет воображаемый предмет на свою ладошку и говорит:
«Я люблю пить чай с ….(называет кондитерское изделие) и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т. д.
-10-
Педагог:
- Еще холодными вечерами собиралась молодежь, пила чай из самовара, вместе пели, танцевали, играли в русские народные игры, да упражнялись в красноречии.
Педагог:
Ну- ка кто из вас скороговорки говорить горазд?
Слушайте, запоминайте, да складно повторяйте:
1. На гармошке громко заиграл Еремка.
2. Прохор и Пахом ехали верхом.
Играли в словесные игры:
Игра “Узнай меня”
Педагог раздает детям предметные картинки (предметы быта в русской избе).
Дети должны по очереди указать признаки предмета;
дать его описание: цвет, форма, из какого материала сделан;
его предназначение. При этом не называть сам предмет.
Остальные дети угадывают о каком предмете шла речь.
Водили хороводы:
Хороводная игра «Клубочек».
Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок катится, нитка тянется.
Клубок доли- доли- доли,
Нитка дали- дали- дали.
/Напев повторяется до тех пор, пока «клубок» из участников игры не закрутиться. -11-
А потом на этих же словах участники игры раскручиваются.
Когда клубок раскрутился, все поднимают сцепленные руки вверх и хором произносят: «я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась!» /руки опускаются и расцепляются
Играли в русские народные игры.
Игра: «Золотые ворота»
Педагог:
Особенно хорошо в избе зимой, за окном мороз да вьюга, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к теплой печке и рассказывают друг другу шутки да прибаутки.
Педагог:
- А сейчас не зевайте, в добавлялки поиграйте.
Игра «Добовлялки».
Дети становятся в круг, педагог начинает пословицу и кидает мяч. Ребенок должен продолжить пословицу и вернуть мяч обратно.
1. Кашу маслом- (не испортишь).
2. Слышал звон - (да не знаешь где он).
3. Поспешишь - (людей насмешишь).
4. Без труда- (не вытянешь рыбку из пруда)
5. Делу время- (потехе час) .
5 Смех без причины – (признак дурачины)
III Заключительная часть.
Педагог:
Как называется помещение в русской избе между крыльцом и горницей (сени)
Горница –это ….? (комната в избе)
Ребята, назовите то, что было самым главным в избе (печь)
Педагог: А почему печь была самым главным предметом в избе?
(Печь обогревала, на ней готовили обед, сушили одежду.)
Педагог: На какие части делила печь горницу в старину?
(женская часть, мужская часть и «красный» угол)
Педагог: А для чего нужен был самовар (для нагрева воды)
Ребята, что мы используем
вместо самовара в наши дни (Чайник.)
Как можно назвать эти предметы одним словом?
(это предметы русского быта.)
- -12-
Литература:
1) Князева О. Л. «Как жили люди на Руси» (занятия по программе : «Приобщение детей к истокам русской народной культуры)
Издательство «Детство-Пресс» Санкт-Петербург 1998 год