Ольга Чуприкова
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе по русской народной сказке «Царевна-лягушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе
по русской народной сказке «Царевна- лягушка»
Цель: Обогащение словарного запаса.
Задачи:
- Формировать умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы).
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе по русской народной сказке „Царевна-лягушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Царевна-лягушка», сказка
- Темочки
- Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки.
- Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный слоговой анализ коротких слов
- Совершенствовать чтения слогов, слов.
- Развивать творческие способности.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Царевна- лягушка», разучивание физкультминуток и дыхательных упражнений, рассматривание иллюстраций к сказке, работа с родителями выставка рисунков по сказке.
Материалы и оборудование: Презентация, пластилин, стеки, губки влажные, мяч, платок.
Ход занятия:
Воспитатель :- Здравствуйте ребята. Сегодня к нам пришло много гостей. Давайте их поприветствуем и подарим им хорошее настроение:
Придумано кем-то умно и мудро,
При встрече, здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! Улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Это Волшебный Сказочник из сказки чудесной, идёт по дорожке, ему лишь известной, спешит поскорее, героев найди, в сказку волшебную вас привести.
Ребята по дороге он узнал новые загадки про сказочных героев и хочет вам их загадать. Кто первый догадается?
Воспитатель:
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была (Василиса Премудрая.)
Это сказка, а не шутка,
Что была такая утка,
В ней яйцо, игла в яйце,
Гибель на ее конце.
И без этаких вещей
Жить не мог старик. (Кощей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Сказочник нам приготовил загадку. Ой, смотрите какие то слова, а давайте их прочитаем и определим сколько слогов в словах с помощью хлопков (дети читают по слогам слова, сначала индивидуально, потом хором, при чтении хлопками ладошек выделяя каждый слог и отвечая сколько в слове слогов) :
дуб, ларец, заяц, утка, яйцо, игла. А что же эти слова связывает. (Дети отвечают.) Правильно, это смерть кощея.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какое еще задание приготовил нам Сказочник, он хочет узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Царевна-лягушка». Ребята, а почему эта сказка называется русской народной? (ответ детей) Правильно, эту сказку придумал русский народ.
А сейчас мы поиграем в викторину, с сказкой связанную. Посмотрим, как внимательно вы слушали сказку. Я буду задавать вам вопросы, а вы называть правильный ответ.
1. Сколько сыновей было у царя?
Три +
Пять
Семь
2. Куда попала стрела Ивана-царевича?
В серебристый ручей
В топкое болото +
В заколдованное озеро
3. В чем ехала лягушонка на царский пир?
В тарантасе
В телеге
В коробчонке +
4. Как звали девушку, вынужденную жить какое то время в облике лягушки?
Царевна Несмеяна
Марья Моревна
Василиса Премудрая +
5. Куда прятала косточки Василиса Премудрая?
За правый рукав +
За левый рукав
В карман фартука
6. Что сделал Иван-царевич с лягушечьей кожей?
Разорвал в клочья
Растоптал ногами
Спалил на огне +
7. У какого злодея оказалась Василиса Премудрая?
У Кощея Бессмертного +
У Змея Горыныча
У Соловья-разбойника
8. Где хранится смерть Кощея Бессмертного?
В горошине
На конце иглы +
В дубовом желуде
Воспитатель: Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо - на все вопросы ответили правильно.
Воспитатель: А теперь, ребята, я приглашаю вас пойти дальше по нашей сказке.
Воспитатель: Кто первым встретился на пути Ивану- царевичу (медведь)
Воспитатель: Ребята, давайте ласково поздороваемся с медведем.
Дети: Здравствуй, медведьюшка, медвежонок, мишка, мишутка!
Воспитатель: Ребята, а какой медведь?
Дети: Бурый, огромный, злой, хищный, косолапый.
Воспитатель: А теперь нам надо с этими словами придумать 2-3 предложение. (Дети отвечают)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а мишка любит пирог из ягод, если мы ему испечем пирог с малины, то какой он будет? (малиновый). А если с земляники?. (земляничный). А если с брусники?. (брусничный). Какие молодцы, все знаете.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте вспомним, с кем ещё повстречался Иван-Царевич?
Дети: С селезнем.
Воспитатель: Правильно с селезнем. А теперь встанем и сделаем гимнастику для глаз, чтобы наши глазки отдохнули.
Гимнастика для глаз «Птицы на дворе»
Перед нами селезень –
Он с земли зерно клюет.
(Дети смотрят перед собой, смотрят вниз)
Слева – курица идет,
Справа – уточка плывет.
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете.
(Смотрят влево, вправо, вверх.)
Игра «Скажи похоже»
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь ласково с Василисой.
Дети: Здравствуй, Василисушка!
Воспитатель: В сказке, Василису называют Премудрой.
как вы понимаете это выражение)
Воспитатель: Дети, а нам Василиса прислала игру, давайте поиграем.
(Воспитатель передает платок ребенку, называет глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним глагола)
Думать – размышлять, открыть – отворить, отыскать – найти, зябнуть – мерзнуть, поразить – удивить, шалить – баловаться, забавлять – развлекать, прощать – извинять, звать – приглашать, реветь – плакать, мчаться – нестись, вертеться – кружиться, опасаться – бояться, бросать – кидать.
Воспитатель: Мы с вами так долго путешествовали,что очень устали.
Воспитатель: Сказочник предлагает нам отдохнуть, поспать «Утро –вечера мудренее»
Что означает это выражение?
Дети: Утра – вечера мудренее говорится тогда, когда откладывают решение, исполнение чего-либо до утра в надежде, что утром на свежую голову все будет яснее, виднее.
Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение. А сейчас мы отправляемся дальше. Что у нас встало на пути?
Воспитатель: В сказке лес, в который забрел Иван- царевич, назван дремучим лесом. Кто сможет объяснить, почему его так назвали?
Дети: Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. Это страшный лес.
Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.
Физкультминутка «Деревья».
Воспитатель: Дети, давайте представим, что мы деревья :
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад (2 раза)
Воспитатель: Мы долго пробирались через дремучий лес. Но посмотрите кто это? (дети отвечают)
Игра «Противоположности»
Воспитатель: Ребята, а скажите Баба-Яга добрая, красивая?
Дети: ответы детей (злая, страшная)
Воспитатель: Ребята, а если мы Бабу Ягу назовем ласково, она обязательно станет доброй. Как можно назвать Бабу Ягу ласково?
Дети: ответы детей (Бабушка Ягушка)
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что Баба Яга любит играть, давайте поиграем с вами в противоположности. (Воспитатель передает мяч ребенку, называет слово, ребенок кидает мяч обратно, называя противоположное)
Легкий – тяжелый, гладкий – пушистый, мало – много, большой – маленький, тепло – холодно, короткий – длинный, узкий – широкий, тихо – громко, горячий – холодный, выше – ниже, белый – черный, бежать – стоять, чистый – грязный, веселый – грустный, твердый – мягкий, сухой – мокрый, открытый – закрытый
Воспитатель: Посмотрите, Баба Яга стала доброй и ласковой после ваших игр. А что это такое? Да это подарок от Бабы Яги (открывает коробку, в ней пластилин)
Ребята, а давайте слепим царевну лягушку!
(фонограмма «В гостях у сказки»)
Воспитатель: Дорогие ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами по сказке, вы такие все молодцы. Ребята я хочу узнать, что же вы сегодня нового узнали и, что вам больше всего понравилось на нашем занятии?