Надежда Маханёк
Конспект открытого занятия по позновательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебный магнит»
Конспект открытого занятия по позновательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебный магнит».
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита, через опытно-экспериментальную деятельность
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по позновательно-исследовательской деятельности в средней группе „Волшебный магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Обучающие: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; учить приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, навыков сотрудничества, инициативности.
Предварительная работа:
Познакомить детей с магнитами, дать возможность проверить их свойства. Просмотр м/ф «Магниты» (Фиксики). Презентация где используется магнит и для чего он нужен.
Оборудование и материал:
Коробка, три письма, магнит, три мальберта, картинки с правилами, картинки со свойствами, фартук для взрослого.
На каждого ребенка: скрепки, гайки, болтики, картон, пластмассовые ложки, резиновые игрушки, пластмассовые крышки, деревянные доски, стаканы с водой, подносы, тарелки с нарисованными + и - (по 2 на каждого ребенка, фартуки.
Методические приемы:
1. Практический (экспериментальная деятельность)
2. Наглядный (показ воспитателя)
3. Словесный (напоминания, указания, вопросы, беседы, индивидуальные ответы, обобщение, рассказ педагога о свойствах магнита).
4. Поощрение, анализ занятия.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие пришли взрослые. Они хотят посмотреть как вы живете в детском саду, что делаете, как занимаетесь. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель показывает детям коробку: Ребята сегодня нам прислали посылку. Вы не знаете, кто же это может быть? (Ответы детей). Давайте мы с вами ее посмотрим. Давайте по вместе посмотрим кто- же нам ее прислал и что в ней находится. На посылке написано: «Здравствуйте ребята группы «Почемучки». Я знаю, что вы очень любите опыты и разные исследования. Для этого я высылаю вам посылку. Ваша Симка».
Воспитатель: Ребята так эту посылку нам прислала Симка из своей лаборатории. Вы же все ее знаете? (Ответы детей)
Давайте посмотрим, что же там находится: Записка и три конверта с номерами 1,2,3. В записке написано открывайте конверты строго по номерам (1,2,3).
Воспитатель открывает первый конверт, а в нем загадка:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Дети вместе с воспитателем отгадывают загадку. Затем воспитатель достает магниты и показывает детям. Ребята кто знает, что это такое?
Дети: Магниты.
Воспитатель: А что такое магнит?
Дети: Магнит – это камень, который притягивает металлические и железные предметы.
Воспитатель предлагает детям их рассмотреть и потрогать. Далее воспитатель открывает конверт с цифрой №2.
Воспитатель: Ребята, а Симка нам прислала магниты, для того что мы с вами провели с ним опыты. В этом конверте находятся схемы, по которым мы должны с вами сделать эксперименты. Вы согласны?
Дети: да.
Воспитатель: А где проводят опыты и эксперименты?
Дети: В лабораториях.
Воспитатель: Правильно, а как называются профессии людей, которые там работают?
Дети: Лаборанты, ученые.
Воспитатель: Молодцы, сейчас мы с вами превратимся в ученых и пройдем работать в нашу лабораторию. Но перед тем, как мы начнем экспериментировать, давайте вспомним правила поведения в волшебной лаборатории. А в этом нам помогут волшебные картинки. Подойдите к доске, встаньте так, чтобы всем было видно. (Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинку, а дети произносят правила).
Дети: Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ни чего не сломать и не повредить. Незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не пробовать на вкус. Вести себя тихо, не кричать. Работать на своем рабочем месте. Надеть специальную одежду. (Дети одевают фартуки)
Воспитатель: Правила мы с вами повторили, теперь можно приступать к опытам. Для этого нам нужно взять одну схему и подойти к первому столу.
Схема № 1. «Все ли притягивает магнит?»
Дети раскладывают на тарелочку где нарисован знак плюс все предметы, которые притягивает магнит, а на тарелку со знаком минус предметы, которые не реагируют на магнит. Берут по одному предмету, экспериментируют, подносят к нему магнит. Раскладывают по тарелкам.
Воспитатель: Ребята, что вы сделали?
Дети: Разложили предметы, которые притягиваются на одну тарелку, а которые не притягиваются на другую.
Воспитатель: Назовите предметы, которые притянул магнит?
Дети: Скрепки, гайки, болты, монетки.
Воспитатель: Почему они притянулись?
Дети: Потому что они металлические, железные.
Воспитатель: Правильно! А сейчас назовите предметы, которые не притянул магнит?
Дети: Ложки, платки, игрушки, пазлы.
Воспитатель: Почему они не притянулись?
Дети: Потому что, это предметы из других материалов (пластмасс, бумага).
Вывод: магнит притягивает только железные предметы.
Воспитатель: Ребята давайте подойдем к следующему столу, где нас ждет вторая схема.
Схема №2. «Действие магнита через другие материалы»
1 часть опыта
Дети берут кусок картона, скрепка и магнит. Кладут скрепку на картон, а магнитом снизу двигают гайку.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Магнит действует через картон.
Воспитатель: Давайте тоже самое сделаем через пластмасс. (самостоятельная работа детей).
Какой вывод можно сделать? Действует ли магнит через «преграды»?
Дети: Да магнит действует на металлические предметы через преграды, картон и пластмасс.
Воспитатель: Правильно, потому что магнит сильный. Гайку двигала магнитная сила.
2 часть опыта
Воспитатель: Как вы думаете хватит ли силы у магнита, чтобы достать скрепу из пластмассового стакана, в котором налита вода? (Ответы детей)
Давайте проверим. Все выполняем по схеме. Все достали скрепку?
Дети: Да.
Воспитатель: И какой же следует вывод?
Дети: Сила магнита через пластмасс и воду тоже действует.
Воспитатель: Ребята вы наверное уже устали? Давайте сделаем небольшой перерыв. Встаньте, подойдите ко мне, а свои магниты держите в руке. Я буду называть разные предметы, а вы будьте внимательны, если предмет мною названный притягивается магнитом, тогда вы протягиваете ко мне руки, если предмет не притягивается магнитом, то руки прячете за спину.
Воспитатель: Вот мы и отдохнули, а теперь подойдите к третьему столу и ответьте почему бывают разноцветные магниты, что обозначает каждый цвет.
Дети: Красный цвет - это южный полюс, а синий - это Северный полюс.
Здесь есть еще одна схема и сейчас мы с вами проведем еще один эксперимент.
Схема №3 «Полюса магнита»
Ребята подносят два магнита друг другу, экспериментируют.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: Магниты отталкиваются или притягиваются.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что у магнита стороны с одинаковыми полюсами отталкиваются, а с разными притягиваются.
Воспитатель: Молодцы! У нас осталось последнее задание.
Схема №4. «Цепочка из скрепок»
Дети берут следуя схеме скрепку и присоединят другую скрепку. Без магнита скрепки не держатся.
Далее берут магнит и подвешивают к нему одну скрепку, потом к этой скрепке другую и т. д.
Воспитатель: Ребята у вас получится цепочка из скрепок. Как же так, почему они висят, цепляясь друг за дружку?
Дети: Когда мы скрепку поднесли к магниту, то магнит передал ей свою силу, и она сама на время стала магнитом и примагнитила к себе другую.
Вывод: Магнит может передавать свою силу железу.
Воспитатель: Ребята мы все задания выполнили, пора открывать последний конверт. В котором, находится записка:
«Ребята вы выполнили все задания. Сейчас вам осталось только ответить на вопросы. Расскажите, что вам понравилось больше всего? Что показалось сложным?
С каким волшебным камнем мы сегодня экспериментировали? (это – магнит). Какое свойство есть у магнита? (магнит притягивает к себе все металлические предметы, действует через преграду, передает свою силу и имеет два полюса).
Молодцы, ребята! До новых встреч, ваша Симка».
Воспитатель: Ребята, а теперь нам надо превратится обратно в детей, снимаем спецодежду и убираем на свои места. Она нам понадобится в следующий раз для опытов в лаборатории.
А нашим гостям скажем большое спасибо, приходите к нам еще.