Плискунова Лариса Анатольевна
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Путешествие в бумажную страну»
Подготовила и провела воспитатель: Тазетдинова Лариса Анатольевна
Цель: расширение представлений детей о бумаги и ее свойствах.
Задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в бумажную страну“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Поделки из бумаги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.
Оборудование.
Квадратные листочки бумаги одинакового размера разных видов.
Бумага : оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся; санитарная (салфетка,, альбомная, копировальная. Карандаши.
Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.
Ход занятия
1. Мотивация.
Ритуал приветствия:
- Руки другу протяни (дети стоят в кругу,
Крепко за руки возьми (держатся за руки).
Справа друг и слева друг (поворачиваются и смотрят друг на друга,
Получился дружный круг (поднимают руки вверх).
Добрый день вам, детвора,
Рада видеть вас всегда!
В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!
Дети: Бумага.
В. Показывает бумажный кораблик и читает стих.
Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.
Кораблик непрочный, кораблик бумажный
В потоке весеннем несётся отважно
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.
В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?
Тогда смелее в путь. Музыка
1 остров.
В. Ребята из чего делают бумагу? (Ответы детей).
В. А как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).
В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).
В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.
Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций).
На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).
А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
А теперь давайте рассмотрим бумагу. Потрогаем ее.
В. Какие свойства бумаги вы знаете?
Дети. Бумага складывается, мнется, рвется, режется, намокает, горит.
Дети проводят эксперимент.
В. Обратите внимание я отрезала тоненькую полоску бумаги, прижала ее к лезвиям ножниц и потянула. Что получилось?
Дети. Бумага скрутилась.
В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.
Провели эксперимент. Молодцы.
В. А сейчас мы с вами отправимся дальше на следующий остров. Музыка
В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.
В. Вся бумага одинаковая?
Дети. Нет.
В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)
(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся, санитарная, альбомная).
В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Дети: Нет, не может.
В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).
Физкультминутка.
В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. ( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Молодцы. Хорошо поиграли, размялись.
И нам пора отправляться на 3 остров. Музыка.
Дети садятся за столы.
В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)
В. Вы встречались с ней раньше?
В. Как вы думаете, для чего она нужна?
В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.
В. Давайте рассмотрим копировальную бумагу! Какие стороны у бумаги?
Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.
В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.
Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?
Дети: Два.
В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).
Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу. Музыка
В. Сколько рисунков у вас получилось?
В. Как вам удалось это сделать?
В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?
Дети отвечают.
В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.
В. Нам нужно собираться в обратный путь.
В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь. Музыка (Дети выходят на ковер).
В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране? Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.
Литература: Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М. : АРКТИ,2011