Альбина Хабибуллина
Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему «Особенности песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: познакомить детей с составом и свойствами природного песка;
развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;
расширять представления о песке, его качествах и особенностях;
стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы;
активизация словаря: сыпучий, фильтрация.
Ход занятия
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.
(дети приветствуют гостей)
Поиграли мы с утра,
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему „Особенности песка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем,
Ждёт нас опыт и игра
Я сегодня предлагаю вам стать исследователями, будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.
Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия.
(Каждый ребенок, засунув руки под салфетку старается на ощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях).
Прослушав ответы детей, открывает ящик, показывает детям песок.
Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?
Дети: На речке, в песочнице и т. д.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, песок - это живая или не живая природа? Почему?
Дети: Песок - это не живая природа, потому что он не растет, не дышит, не питается, не размножается.
II. Показ презентации «Человек и песок».
Воспитатель: Песок – это кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки.
Вывод: песок создан природой.
Воспитатель: - Я приглашаю вас в лабораторию «Хочу всё знать!», где вы станете учеными и волшебниками, благодаря вот этой волшебной палочки.
-В песке находится песочная пыль, поэтому мы должны защитить себя, аккуратно работать, чтобы эта пыль не попала в глаза. Дети надевают шапочки и фартуки.
-Все готовы? (Да)
-А теперь я своей волшебной палочкой превращаю вас в учёных.
- Эни – бени - раба, волшебной палочкой взмахну и ребят в учёных превращу.
Опыт 1.
- Возьмите ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.
- Легко ли сыпется песок?
- Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)
Работа с лупой.
- Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песка. (наблюдают)
- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Дети: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.
-Какого они цвета? (Темные и светлые.)
- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (Не одинаковые, есть крупные и мелкие.)
- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.
Вывод: песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру, не имеет запаха.
Опыт 2.
- Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.
- Каким стал песок? (влажным, мокрым)
- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)
- Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сухой – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода).
- Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку.
Работа с лупой.
Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т. к. из мокрого песка выходит воздух.
- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, потому что воздух между гранями каждой песчинки исчез, мокрые грани слиплись и держат друг друга.
Дети делают «пироги».
- Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.
Вывод: мокрый песок не сыпется, он лепится, отдельные песчинки прикреплены между собой, имеет специфический запах.
Физкультминутка.
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
Предлагаем детям проверить, как песок пропускает воду. Ребята, вы видели, где вода? (впиталась)
Опыт 3.
Воспитатель: Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона, насыпаем песок. Под бутылку разместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду.
- Что произошло? (Вода выходит, а остается только мокрый песок).
- Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду)
- Воспитатель: Песок своим свойством привлёк внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества.
- Хотите проверить?
Вывод: песок пропускает воду.
Опыт 4.
- Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок.
Дети делают самостоятельно.
Сравним!
Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную воду от грязной.
- Как изменилась вода? (стала прозрачной)
Вывод: песок – это природный фильтр, он пропускает воду, а вредные примеси задерживает.
Воспитатель:
-А теперь я превращаю вас в маленьких волшебников.
-Ахалай-махалай! Нас в волшебников превращай!
-Ребята, какого цвета песок?
Поисково - творческий вопрос:
-Как сделать, чтобы он стал разноцветным?
-Сейчас мы будем делать радугу из цветных мелков и песка.
Поделка "Радуга в бутылке"
1. Возьмите мел определенного цвета и аккуратно разотрите им песок на чистом листе бумаги. Старайтесь посильнее нажимать песок, ему не больно, так как он неживой.
2. Аккуратно пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный сосуд, заполняя емкость полностью слоями песка разного цвета.
Чтобы поделка смотрелась интересней, нужно пересыпать песок в емкость под углом, поворачивая сосуд.
3. Закрутим крышку.
Воспитатель: Вот какая замечательная радуга у нас получилась в бутылке!
4. Вывод
- Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось? Что мы сегодня делали? Что интересного узнали? А давайте подойдем к нашему песку еще раз и посмотрим на него. Ой, что это? (Дети убирают платок, а там сюрприз).