Ольга Грунтова
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «На помощь братьям нашим меньшим» по теме «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление у детей младшего дошкольного возраста представлений о жизни перелётных птиц в весенний период.
Задачи:
1. Образовательные:
• Активизировать и расширить словарь по теме;
• Закреплять умения детей называть весенние признаки;
• Формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи – этапы развития птиц;
• Расширять представления об окружающем мире;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе „На помощь братьям нашим меньшим“ по теме „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
• Углубить знания детей о перелетных птицах и их жилище;
2. Развивающие :
• Развивать познавательный интерес к жизни перелётных птиц;
• Развивать диалогическую речь детей.
3. Воспитательные:
• Воспитывать у детей заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Предварительная работа:
• Беседы о перелётных птицах с показом наглядности;
• Чтение художественной литературы, отгадывание загадок;
• Наблюдение за птицами во время прогулок;
• Проведение д/и «Весна или зима», «Найди мой домик», «Четвёртый лишний», «Этапы развития птиц», «Зимующие и перелётные»;
• Проведение подвижных игр «Воробушки и автомобиль», «Птицы в гнездышках»;
Материалы и оборудование: аудиозапись пения птиц, фигурка объёмная скворца, дидактическое пособие «Изобрази весну», картинки перелётных птиц (грач, скворец, ласточка, аист) и их жилище (гнездо, скворечник, гнездо из глины под крышей, гнездо на столбе, мольберт.
Раздаточный материал:
дидактическая игра «Этапы развития птиц» (соответствующие карточки) – на каждого ребенка;
картинка зимующей или перелётной птицы, спрятанная в пластиковом большом яйце (от киндер-сюрприза) – на каждого ребенка.
Словарная работа: скворец, грач, аист, ласточка, синица, снегирь, дятел, голубь, сова, воробей; яйцо, гнездо, птенец; перелётные и зимующие; строят, вьют.
Ход занятия:
1) Вводная часть. Организационный момент.
Ребята заходят в группу, здороваются со взрослыми и становятся в круг.
Мотивация заинтересованности:
Слышен стук в окно. Ребята находят на подоконнике скворца (фигурка) с письмом. Воспитатель зачитывает его: «Здравствуйте, ребята! В нашем лесу зима никак не хочет «уходить», а нам давно пора выводить птенцов. Пожалуйста, помогите «вернуть» весну в наш лес! Ваши братья меньшие». Педагог предлагает дошкольникам отправиться в лес и помочь птицам.
Здравствуй, лес! Дремучий лес!
Полон сказок и чудес!
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь, мы – свои!
Дети идут за воспитателем, повторяя движения, и подходят к изображению зимнего пейзажа (на мольберте).
2) Основная часть:
Проводится контрольно-оценочное задание. Д/и «Изобрази весну» :
Цель: развитие связной речи, закрепление характерных весенних признаков.
Материалы: мольберт, дидактическое пособие (с липучками) «Изобрази весну».
Ход игры:
Педагог предлагает малышам «прогнать» зиму из этого леса. Для этого необходимо рассказать, что происходит весной. При этом нужно убирать или выставлять соответствующую картинку на дидактическое пособие.
- Весной солнце греет и ярко светит. (Один из детей прикрепляют картинку солнца на липучку.);
- Весной тает снег. (Убирают карточку сугроба, под ней – изображение проталинки с травой и подснежником.);
- Весной тает лёд. (Убирают съёмную карточку льда на реке, под ней – изображение воды.);
- На деревьях набухают почки и появляются листочки. (Прикрепляют к дереву картинку зеленых листочков.);
- Просыпаются медведи, барсуки, ежи. (Снимают с липучки карточку заснеженной берлоги и сугроба, под ней – изображение медведицы с медвежатами, барсука и ежа.);
- Просыпаются насекомые. (Прикрепляют к липучке картинку жука и бабочки.);
- Весной заяц меняет цвет шерсти – белую на серую. (Прикрепляют силуэт серого зайца на картинку белого зайчика);
- Возвращаются перелётные птицы. (Прикрепляют картинку грача в гнезде на дерево.)
Воспитатель радостно сообщает:
Зима недаром злится – прошла её пора,
Весна в окно стучится, и гонит со двора…
Предлагает ребятам порадоваться солнышку.
Для снятия переутомления проводится игра «Веснянка» (координация речи с движением) :
Солнышко, солнышко,
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (медленно приседают)
А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх)
(В это время включается аудиозапись пения птиц). Педагог говорит, что и птички рады приходу весны. Теперь они могут выполнить свою главную весеннюю заботу – строить гнёзда для того, чтобы вывести птенчиков.
Актуализация знаний. Проводится д/и «Рассели птиц» :
Цель: Углубить знания детей о перелетных птицах и их жилище.
Материалы: картинки перелётных птиц (грач, скворец, ласточка, аист) и их жилище (гнездо, скворечник, гнездо из глины под крышей, гнездо на столбе, мольберт.
Ход игры:
Воспитатель сообщает, что пора птицам обустраивать свои жилища. Дети должны напротив каждой перелётной птицы прикрепить, соответствующее данной птице, её жилище. Например, грач – гнездо, аист – гнездо на столбе (крыше, скворец – скворечник, ласточка – гнездо под крышей дома. (Выходят к мольберту ребята по желанию.)
Взрослый хвалит малышей за то, что помогли перелётным птицам найти свой «домик». Теперь можно подумать и о потомстве.
Проводится контрольно-оценочное задание. Д/и «Этапы развития птиц» :
Цель: формирование умений детей называть и выставлять поэтапно карточки развития птицы.
Раздаточный материал: карточки «Этапы развития птицы».
Ход игры:
Ребята садятся за столы. Педагог просит взять из корзиночек карточки и выложить слева направо, показав правильно как развивается птица : яйцо-птенец-взрослая птица.
Воспитатель предлагает малышам показать, какой же родившийся птенец беспомощный.
Проводится психорефлекторная игра «Согреем птенца» :
Цель: развитие эмпатии и коммуникативных навыков.
Ход игры:
Дети становятся в круг. Воспитатель говорит: «Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте его, подышите на него. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему, он ещё прилетит к вам.
Мотивация личной заинтересованности.
Далее педагог обращает внимание детей на яйца, которые появились у них на столах. Предлагает посмотреть, какая птица вылупится из их яйца.
Проводится контрольно-оценочное задание. Д/и «Зимующие и перелётные птицы» :
Цель; закрепление знаний детей о зимующих и перелётных птицах.
Раздаточный материал: карточки некоторых зимующих и перелётных птиц.
Ход игры:
Каждый ребёнок открывает своё яйцо и находит карточку птицы. Он должен вспомнить название этой птицы и какая она. Если птица – зимующая, то дошкольник помещает её на синий магнитный домик, а если птица – перелётная, то её необходимо разместить на зелёном домике.
3) Заключительная часть:
Воспитатель хвалит ребят, что сегодня на занятии они помогли птицам выполнить важное дело – свить гнездо и вывести птенцов. Взрослый выражает надежду, что дети будут помнить о пользе, которую приносят пернатые друзья, и будут беречь птиц и не разорять их гнёзда.