Валентина Викторовна
Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие в осенний лес» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Аннотация.
Одной из важнейших задач дошкольного образования является познавательное развитие дошкольников – комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной активности и познавательного интереса. Все это представляет собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в самом себе и регулируют его деятельность. Проблема познавательного развития в жизнедеятельности детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна, ведь именно познавательное развитие будет способствовать их успешному усвоению материала, повысит эффективность их когнитивных способностей.
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП „Путешествие в осенний лес“ в младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по математике
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников в математике дает использование занимательности. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения.
Широко использую занимательность во всем педагогическом процессе. Дети с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.
В конспект занятия по математике использую сказочных героев, которые вызывают у детей положительные эмоции, желание включиться в выполнение разнообразных действий, мотивированных логикой развития сюжета.
При написании конспекта я учитывала возраст и индивидуальные возможности детей. Помещение перед занятием было проветрено, проведена влажная уборка. Длительность занятия соответствовала гигиеническим нормам для детей данного возраста - 15 мин, что соответствует требованиям СанПиН.
Занятие осуществляется в соответствии с конспектом, и в соответствии с задачами рабочей программы младшей группы ДОУ №6 “Мечта” в образовательной области "познавательное развитие".
Занятие проводится в развлекательно-игровой форме: путешествия в осенний лес в гости к зверятам. В своём путешествии дети выполняют различные задания на закрепление знаний о форме, размере, цвете, величине, ширине. Учатся культуре поведения в гостях.
2. Программное содержание:
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое.
Цель:
-обобщение представлений детей по теме «Геометрические фигуры», «Величина»;
- формирование у детей интерес к познанию.
Задачи:
Познавательное развитие:
- закреплять знания детей о цвете, форме, размере;
-учить детей находить предметы в окружающей обстановке, отвечать на вопрос «сколько?» используя слова один, много;
-закреплять умение сравнивать два предмета и находить отличия по ширине;
- развивать познавательные интересы к окружающему миру;
- закрепить тему времени года “Осень”;
- учить основам взаимодействия с природой;
- знакомить с доступными явлениями природы;
Речевое развитие:
- развивать речевую активность детей;
- учить выполнять дыхательные упражнения для укрепления голосового аппарата;
- обогащать словарный запас, упражнять малышей в произнесении звукоподражаний.
Социально-коммуникативное развитие:
- учить заботливому отношению к миру животных;
- воспитывать положительные качества личности;
– проявлять желание помочь окружающим.
Физическое развитие:
- формировать способность воспроизводить движения, показываемые взрослым;
- развить дыхательный аппарат;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением осени, животных и беседы о внешнем виде, образе жизни, способе передвижения животных. Дидактические игры на определение предметов контрастных размеров (широкий-узкий).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Материал и оборудование: музыкальное сопровождение (звуки родной природы, игрушки животных, конверт с письмом.
Декорация – макет леса.
3. Ход мероприятия:
(Дети входят в группу вместе с воспитателем).
Воспитатель: - Дети, посмотрите, как много гостей пришло к нам в группу!
Давайте поздороваемся с гостями и улыбаемся им. (дети здороваться)
Воспитатель: - Дети, сегодня утром почтальон принёс нам в детский сад письмо. Сейчас я вам его прочитаю: «Здравствуйте ребята. Пишет вам Зайка. Очень хочу, чтобы вы пришли к нам в гости к лесным зверятам».
- Ну что, ребята принимаем приглашение?
Дети: ответ детей
- А вы знаете, где живёт Зайчик?
Дети: ответ детей …
Воспитатель: - Правильно в лесу, а давайте с вами вспомним, какое время года у нас на улице?
Дети: ответ детей …
Воспитатель: - Всё верно, сейчас время года Осень и поэтому мы с вами отправимся в осенний лес. Ребята, прежде чем мы пойдём, давайте с вами вспомним, как нужно вести себя в лесу. Нельзя кричать, шуметь, пугать птиц и зверей; нельзя ломать ветки деревьев, рвать цветы, бросать мусор.
Воспитатель: - Ну что ж отправляемся в путь. Давайте закроем глазки и скажем: «Сказка двери отвори, в лес волшебный нас впусти!»
- Вот мы и оказались с вами в лесу, и мы отправляемся в гости (Звучит музыка «Шум леса»).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите перед нами дорожки, а вокруг болото. Нам нужно будет пройти по этим дорожка очень аккуратно, чтобы не попасть в болото. А скажите мне пожалуйста, дорожки одинаковые?
Дети: ответ детей …
Воспитатель: молодцы ребята, всё правильно, одна дорожка широкая, а вторая узкая. А каким они цветом?
Дети: ответ детей …
Воспитатель: Правильно желтая, ведь осенью не только листья на деревьях начинают желтеть, но и трава. Дети, посмотрите, на наши дорожки с деревьев упали листочки, посмотрите сколько листочков на узкой дорожке? Ответ детей …
А на широкой? Ответ детей….
Какие вы молодцы, всё правильно ответили. Ну что, давайте продолжим наш путь?
Дети: ответ детей …
Воспитатель: - Мы с вами пойдём по широкой дорожке, аккуратно и внимательно.
Ритмическое упражнение.
Раз, два, наши ножки, раз, два, по дорожке.
По дорожке мы шагали, выше ножки поднимали.
Раз, два, три, четыре – на носочках мы пойдём.
Раз, два, три, четыре – и с дорожки мы свернём.
Раз, два, три, четыре – идти на пятках мы решили.
Раз, два, три, четыре – мы шли, шли, шли, и на полянку мы пришли.
Воспитатель: вот мы с вами и пришли на лесную полянку. Давайте вместе подышим свежим воздухом и можно подуть на наши осенние листочки.
Дыхательная гимнастика:
«Запах леса» (аудиозапись «Звуки леса»)
Вдыхаем через нос запах леса – это запах хвои, лесных деревьев (вдох через нос, выдох через рот, дети дуют на листья).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наши зайчики ждут нас на полянке. Ребята давайте вместе с зайчиками продолжим путь в лес к зверятам. Присаживайтесь на стульчики за столы и помогите зайчикам проложить дорожку к лесу. Положите одного зайчика на широкую полоску, а много ёлочек на узкую.
Дети выполняют задание, при необходимости при помощи воспитателя.
Молодцы ребятки, вы все хорошо справились с заданием. Ну что, продолжим наше путешествие?
Дети: ответ детей …
Воспитатель: Вот и мы и дошли с вами в гости ко всем лесным животным, в лесу живёт много животных, давайте с вами назовём всех животных, которые живут в лесу.
Дети: ответ детей … Дети называют животных.
Воспитатель: Молодцы ребята, всех животных правильно назвали. А давайте с вами рассмотрим осенний лес, какой он? Какие деревья там растут? Каким цветом листочки на деревьях? А почему ёлочка не поменяла свой цвет?
Дети: ответы детей …
Воспитатель: Вы всё правильно ответили и рассказали про осенний лес, молодцы. Ребята мне зайчик сказал, что у него сломался домик, давайте с вами поможем зайчику построить новый дом? Проходите за столы, посмотрите внимательно что лежит в корзиночках? Правильно геометрические фигуры, давайте из них построим дом. Из каких частей состоит дом? Молодцы, из стен и крыши, приложите к картинке фигурки и получиться домик. Очень хорошо у вас получилось, а теперь давайте попробуем без картинки построить домик, положите на кубик нашу крышу. Молодцы, замечательные домики у вас получились, зайчики очень рады новым домикам и теперь они предлагают вам с ними поиграть.
Игра “Собери кубики по цветам”
Воспитатель: - Вот нам пора возвращаться, хорошо гулять в лесу, но нам пора в детский сад. Давайте глазки закроем и произнесём слова «Сказка, двери отвори, в детский сад нас возврати».
(Дети идут за воспитателем по дорожке). Вот мы и пришли в детский сад.
Рефлексия: задать детям вопросы о путешествии.
Воспитатель: дети, вам понравилось в лесу?
Дети: ответ детей …
Воспитатель: к кому мы ходили в гости?
Дети: ответ детей …
Воспитатель: а кому мы помогли построить дом?
Дети: ответ детей …
Воспитатель: Ребята вы, молодцы вы все сегодня хорошо играли!
Мне тоже понравилось в лесу. А звери из леса передали вам подарок (воспитатель достает игру для группы).
4. Заключение
В ходе занятия мною были использованы следующие методы и приёмы
- словесный (использование художественного слова);
- наглядный (макет леса, игрушки зверей);
- игровой (игра «Солнышко и дождик»)
- дыхательная гимнастика («Запах леса»);
- метод стимулирования в виде одобрения, похвалы
- поощрение в конце занятия (подарок для группы).
Считаю, что с задачами познавательного занятия дети справились, работали с желанием и интересом. На протяжении досуга прослеживалась интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Во время речевого общения при выполнении работы воспитанникам давала позитивную оценку детской деятельности. Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четкими, понятными, доступными. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных, старалась быть в позиции «рядом».
Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках занятия, были реализованы. Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всего занятия. Считаю, что с задачами занятия дети справились, работали с желанием и интересом. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены.
5. Список литературы:
1. Соляник Е. Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. - Издательство «Детство-Пресс», 2010.
2. Литвинова О. Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
3. Карпухина И. А. Программная разработка образовательных областей Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, физическая культура в ясельной группе. - Издательство «Воронеж», 2013.
5. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений младшая группа. По программе дошкольного образования «От рождения до школы». МОЗАИКА – СИНТЕЗ,
6. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, исп. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
7. Физическое воспитание в детском саду / Э. Я. Степаненкова. – М. : Мозаика-синтез, 2004. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. – М. : Мозаика-синтез, 2000.
https://drive.google.com/file/d/1pQwNxzPXLjFL6UM8eseBVukGa-ZLOVje/view?usp=sharing