н
Конспект открытого занятия по познанию окружающего мира «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеобразовательное Частное Учреждение
«Русская школа»
Детский сад
Конспект открытого занятия по познанию окружающего мира
«Воздух-невидимка»
Подготовила
Воспитатель 2 группы
Морозова Наталья Сергеевна
Москва
март 2020 г.
Цель:
Формирование знаний у детей о свойствах воздуха.
Публикация «Конспект открытого занятия по познанию окружающего мира „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Задачи:
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Активизировать речевую деятельность.
Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с воздухом.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать интерес к дыхательным упражнениям.
Материалы и оборудование:
полиэтиленовые пакеты, зубочистки, бумажные вееры, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, емкости с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, лук, чай, кофе, салфетки, повязки для глаз по количеству детей, фартуки по количеству детей, воздушные шарики, свисток, аудиозапись, красные и зеленые сигнальные карточки.
Ход занятия
Ребята, у нас сегодня будет очень интересное занятие. Мы с вами будем изучать загадочное вещество. Оно находится в этой коробке. Давайте ее откроем. Что же там? (ничего). Нет, там что-то есть. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками.
Послушайте загадку
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Это воздух)
А что такое воздух, я его не вижу, а может его вообще нет? (ответы детей)
Давайте сейчас пойдем в лабораторию и попробуем найти воздух. Но в лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? (соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно)
Посмотрите, какие здесь красивые кружочки! Может за ними спрятался воздух? Мы с вами волшебники, у нас есть волшебные палочки, давайте подуем в них, и кружочки оживут! (Дуют, кружочки кружатся.)
Ребята, а что заставило кружочки полететь? Как вы думаете? (Мы на них подули.)
Правильно, мы подули на них! Давайте сделаем глубокий вдох, и затем выдох. Мы вдохнули и выдохнули воздух. Воздух везде вокруг нас и внутри нас. Мы вдыхаем его внутрь себя, когда делаем вдох и выдыхаем, когда делаем выдох. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать.
Но почему же мы его не видим, если он везде, как вы думаете? (Он прозрачный, через него все видно). Так значит, какого цвета воздух? (бесцветный)
А сейчас я предлагаю поймать его с помощью пакетов (дети берут пакеты и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
Что произошло с пакетами? (Они надулись, стали выпуклыми, упругими.)
Что в них находится? (Воздух.) Пакеты наполнены воздухом. Какой он? Опишите его. (Прозрачный, невидимый, бесцветный)
А как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек (воспитатель прокалывает зубочисткой все пакеты с воздухом). Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух) Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Опыт №
Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха.) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет.) Почему? (Ответы детей) Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой мы с вами увидели воздух. А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх? (Ответы детей) Потому что воздух легче воды. В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. Но как он к вам попадает? (Через нос и рот.) Все люди дышат через нос и рот. Ребята, давайте покажем, как мы дышим.
Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Подыши одной ноздрей,
Подыши другой ноздрей
И двумя ты подыши,
И спокойно отпусти.
А теперь я добавлю в стаканчики «волшебную жидкость» и еще раз подуем, чтобы еще увидеть воздух. (Дети надувают мыльную шапку.)
Воспитатель-Фея: Ребята, как мы смогли надуть такие пузыри?
Дети: Мы надули их через волшебную палочку воздухом.
Воспитатель-Фея: Правильно, мы надули их с помощью воздуха, который мы выдыхали.
Игра «Кто надует самый большой пузырь» (в ту же трубочку).
. Воспитатель-Фея: Какие пузыри? Легкие, воздушные…потому что внутри них что? Значит воздух какой? Легкий! А что еще мы сможем надуть с помощью воздуха? Правильно, воздушные шарики.
(Эксперименты с воздушным шаром).
Мы можем еще почувствовать воздух и с помощью вот этого предмета. (веер)Хотите почувствовать воздух? Для этого давайте возьмем вот эти волшебные веера. Помашите себе на лицо. Что вы чувствуете (ветер).
А что такое ветер? Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите сами устроить ветер? Помашите веером сначала на себя, потом на других детей.
А вы знаете где человек использует ветер? (Винт вертолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор)
Включить вентилятор
Опыт с феном
Ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит по небу облака, поднимает мусор, песок на дороге, когда от ветра крутится вертушка.
И у нас посмотрите, есть вертушка. Ребята, а можем мы совершить волшебство и заставить вертушку крутиться? Давайте сделаем ветер, подуем в наши волшебные палочки и она оживет.
Опыт с вертушкой. Дуют через трубочку на вертушку и она начинает вертеться.
Вот такой, ребята, ветер – волшебник, как и мы с вами. Он может раскачивать деревья, крутить вертушку и даже заставлять плыть корабли! Как он заставляет плыть корабли?
Посмотрите, какой у нас кораблик. Ребята, а почему кораблик не плывет? (Ответы детей) Мы же волшебники, давайте подуем в наши волшебные палочки и он поплывет. Воспитатель предлагает сделать легкий ветерок, подуть на кораблик, чтобы он поплыл по морю. (Дети по очереди дуют в трубочки на кораблик).
Воздух обещал поиграть с нами…
Хотите поиграть с воздухом? Он приготовил нам забавные игры.
Давайте пройдем и сядем за столы. Посмотрите, что стоит на столах?
Воспитатель-Фея: Посмотрите, ребята - это шарики! Возьмите их в руки. Что внутри шариков? Шарики пустые и очень маленькие и грустные! Ребята, но мы, же с вами волшебники! Давайте совершим еще одно волшебство. Дети надувают шарики.
Воспитатель-Фея: Ну, вот… Шарики были маленькие, а теперь большие, красивые. Что теперь внутри них? Воздух! А почему его не видно? Потому, что он прозрачный! Давайте встанем и будем играть с нашими шариками, подбрасывайте их вверх и снова ловите. Какие шарики? Легкие, воздушные. А почему они такие стали? Потому, что внутри них теперь воздух, а он легкий.
4. Заключительная часть
Ребята, ну что, понравилось вам играть с воздухом? И мне тоже очень понравилось играть с ним и с вами, вы хорошие помощники и настоящие волшебники! Теперь вы знаете, что мой лучший друг – воздух, и ваш друг тоже. Он друг всех людей и всего живого на земле.
Сюрпризный момент
Я очень рада, что вы познакомились с моим другом воздухом. И хочу вам подарить частичку воздуха. Я же волшебница,закройте глазки,а теперь откройте и посмотрите что же под столом (там шарики, Они останутся вам в подарок от нашего лучшего друга – воздуха.
(Шарики остаются в подарок детям
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться обратно в группу. (Дети считают вместе с воспитателем)
- Вам понравилось быть учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)
Мне было приятно с вами работать. Вы наблюдательные, активные и умные. Спасибо вам.