Татьяна Костичева
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей старшего возраста «Мой край родной»
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей старшего возраста
«Малая родина все равно большая,
ведь она единственная»
Ж. Ренар.
Цель: воспитание патриотических чувств, умения анализировать окружающий мир.
Задачи:
Расширять представление детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, в котором они живут.
Закрепить и уточнить знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем, его достопримечательностях, о героях города.
Публикация «Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей старшего возраста „Мой край родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Формировать умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.
Воспитывать гордость за город, в котором живешь.
Методические приё мы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, беседа - рассуждение, физминутки, составление рассказов.
Орг. момент:
Наша добрая улыбка
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
Теперь друг друга поприветствуйте улыбками, а я вам желаю, чтобы на этом занятии открыли для себя что-то новое и интересное.
Сюрпризный момент.
-Ребята сегодня с вами хотел бы встретиться герой одной очень увлекательной книги, которого вы очень хорошо знаете. Давайте с вами попробуем угадать, кто это.
Всегда одет я супер модно,
Поколочу кого угодно,
Всегда и всем я отвечаю:
«Отстаньте, братцы, я не знаю!
Воспитатель : Конечно, это Незнайка. И сейчас он с нами на связи.
На экране появляется Незнайка (видео). Проблемная ситуация: Знайка дал Незнайке картинки с предметами и задание: составить из первых звуков изображенных предметов новое слово.
Воспитатель : Ну, что ребята, поможем Незнайке отгадать слово, задуманное Знайкой.
Выставляются карточки: ромашка, облако, дом, ива, незнайка, автобус
Дети составляют слово РОДИНА.
Незнайка благодарит ребят и говорит, что он не знает, что такое РОДИНА. (видео)
Воспитатель : Незнайка, мы тебя приглашаем на наше занятие. Оно будет интересное, ты много на нем узнаешь нового.
Незнайка соглашается и становится участником путешествия.
Воспитатель : РОДИНА- это не просто слово. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране: они общаются на одном языке, вместе работают, отмечают общие праздники.
А для вас, дети, что значит слово Родина? (ответы детей)
Воспитатель : Ребята, на какие слова похоже слово Родина?
Дети. Родной, родственник, родня, родные, родная, родимый
Воспитатель : Я вам предлагаю поиграть со мной в игру.
Игра с мячом «Семейка слов»
Инструкция: образовывать слова из одной семейки со словом Родина.
- Каким, словом можно назвать папу и маму? (Родители.)
- А каким, словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.)
- Какой брат у тебя есть? (Родной.)
- А кто живет в нашей стране? (Народ.)
- Какую песню мы пели? (Народную.)
- Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли? (Родник.)
(Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.)
Воспитатель : Много стран на планете Земля. (карта мира)
Как и у человека у каждой страны есть свое имя.
Как называется наша страна? (Россия). А, народ, живущие в ней? (Россияне).
(карта России)
Воспитатель :
Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею, единственной зову.
Спроси, переспроси меня, милее нет земли,
Меня здесь русским именем когда-то нарекли. (слайды о России)
У русского человека три имени. Первое - свое собственное. Второе - имя отца или отчество. Третье - имя рода, семьи, в которой он родился, это третье имя называется фамилией.
Динамическая пауза: Игра «Письмо другу»
Сейчас мы с вами будем передавать письмо друг другу, называя при этом свои три имени (имя, отчество, фамилию) Я начну первой: «Меня зовут Татьяна Николаевна Костичева (дети передают письмо, называя при этом свои три имени)
Незнайка: здорово, а мои три имени: Незнайка Николаевич Носов (ведь мой отец писатель Николай Носов)
Пока мне у вас нравится и слушаю все внимательно.
Воспитатель :
Родина для всех одна,
Но поспрашивай в народе,
И откроется она
Сразу тысячами Родин.
Ребята мы много знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина».
Как вы понимаете, что такое «малая Родина» (ответы детей).
Воспитатель : это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это наша Ленинградская область, наш город, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, это тоже наша малая Родина (слайды карт области, города, фото улиц и домов, фото д/сада)
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая родина малая моя!
Воспитатель : Ребята, сегодня я вам, вместе с Незнайкой предлагаю совершить небольшое виртуальное путешествие по нашему городу. Согласны?
А как называется наш город? А как называют людей, живущие в нем? (Тихвин, тихвинцы)
Прежде, чем мы отправимся в путешествие, нам нужно немного взбодриться.
Физ. пауза.
Это улица моя (Левая рука перед грудью, ладонью вверх. Указательным и средним пальцами правой руки «бежать» по раскрытой ладони).
Здесь высокие дома, (Ладони параллельно друг другу, пальцы подняты вверх).
Детский садик мой и школа — (Изобразить пальцами «домик»; затем ладони опустить параллельно на уровне груди, локти развести в стороны, соединить руки, соприкасаясь средними пальцами)
Там учиться буду я. (Согнув локти, поднять правую руку вверх. Левую руку согнуть и приложить ладонью вниз к правому локтю).
Воспитатель : Молодцы, я вижу, что вы готовы к путешествию. Сегодня вы увидите свой город с необычного ракурса: с высоты птичьего полета.
(видео города)
А начнем наше путешествие с истории города.
История начиналась в стенах древнего монастыря. ( Слайды: карта местности монастыря и фото)
Кто подскажет, как называется этот монастырь? (Ответы детей)
А кто из вас знает, какая достопримечательность находится в Большом Успенском монастыре? (ответы детей)
А может кто-то из вас может нам рассказать о Тихвинской иконе (рассказ ребенка)
Воспитатель : Самые ранние сведения о Тихвинском Пречистенском погосте, поселении, на месте которого вырос сначала посад, а позже город, относятся к 1383 году. (Посад- это поселение за пределами монастыря)
Тихвинский погост находился на перекрёстке торговых путей, которые связывали Волгу с Ладогой и Балтийским морем.
В 1507—1515 годах на месте сгоревшей деревянной церкви Успения возвели для Тихвинской иконы Божией Матери каменный Успенский собор по образцу Успенского собора Московского Кремля, сохранившийся до наших дней.
В 1560 году на левом берегу реки Тихвинки был заложен Успенский мужской монастырь.
Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой отрывок из мультфильма: «Сказание об иконе» (просмотр кадров из мультфильма)
Воспитатель : В нашем городе есть улицы, которые сохранили свои старое название, например Верхне-береговая, Красная, Орловская, Ильинская.
А кто из вас живет на улице со старинным названием. Коля, ты живешь на какой улице, а можешь нам рассказать откуда произошло название этой улицы? (рассказ ребенка)
Воспитатель : Очень интересный рассказ.
А мы отправляемся дальше (видео)
На правом берегу Тихвинки, напротив монастыря, (видео) находится дом очень известного человека.
Кто из вас знает, кто жил в этом доме? (Римский Корсаков)
Воспитатель и дети подходят к выставке «Композитор Н. Римский - Корсаков)
Кто может рассказать нам про Римского Корсакова. (рассказы детей)
Воспитатель : В доме Римских Корсаковых есть музей, в котором сохранились вещи маленького Коли и его семьи.
Маленький Коленька выходил на балкон и смотрел на башенки монастыря, слушая звон колоколов. Впоследствии эти звуки появлялись в его произведениях.
Римский Корсаков писал музыку ко многим сказкам. А вы знаете к каким?
Давайте вспомним, а помогут в этом нам картинки с изображением героев этих сказок.
Дидактическая игра: «Угадай сказку»
Воспитатель :
А сейчас мы прослушаем музыку Римского Корсакова и попробуем изобразить героя этого музыкального произведения.
Музыкально- двигательная пауза: Полет шмеля
(дети под музыку изображают полет шмеля)
Воспитатель : Отдохнули, полетали, а теперь пора дальше. (видео «Город с высоты птичьего полета», фото вокзала)
Воспитатель : Ребята, что это за здание? (ответы детей)
Воспитатель : Наш вокзал во время ВОВ был связан с одной очень страшной историей, о которой нам напоминает памятник недалеко от здания вокзала (фото «Памятник Ленинградским детям, погибшим в годы ВОВ»)
Может кто-то из вас может рассказать нам об этой истории (рассказ ребенка)
Воспитатель : Ребята, мы должны всегда помнить, какой ценой нам досталась победа в ВОВ.
В Тихвине много памятников, посвящённых ВОВ. Какие из них вы знаете? (ответы детей)
А какие улицы вы знаете, которые посвящены героям ВОВ (ответы детей)
Воспитатель : А сейчас мы погуляем по нашим улицам, вспомним, какие у нас есть достопримечательности. И не просто будем гулять, а будем считать.
Физкультминутка: «Люблю по городу гулять» ( используем мнемотехнику: выставляются фотографии зданий и памятников города)
Координация речи с движением:
Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать.
Монастыри есть – это раз,
Парк Поколений– это два.
Звезда героям – это три.
Римские Корсаковы здесь жили – это четыре.
Гуляю в парке я опять – пять.
Я на Тихвинку схожу, и на речку погляжу – это шесть.
Дворец Культуры – это семь,
А рядом ёлка в Новый год – это восемь.
Девять- повстречался мне, Памятник большой войне. Я тихонько постою и цветочки положу!
Десять – Туда ходить я очень рад, там мой любимый Детский сад.
Воспитатель : Вот постепенно мы приближаемся еще к одному памятнику, посвященному ВОВ. (Видео)
А кто из вас может рассказать, как называется эта площадь и что за памятник здесь находится (рассказы детей о Стелле «Город воинской славы») (Демонстрируются фотографии)
Воспитатель : Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 4 ноября 2010 года городу Тихвину «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества» присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы»
Воспитатель : Мы продолжаем наше виртуальное путешествие. И я предлагаю посмотреть с высоты птичьего полета еще одну достопримечательность нашего города. Мы приближаемся к современной постройке нашего города: уникальной в своем роде площадке для взрослых и детей, раскинувшейся на левом берегу Тихвинки. (видео)
Ребята, кто может сказать, как она называется? (Парк Поколений)
А для чего был построен этот парк. А кто может рассказать о нем? (рассказы детей)
Воспитатель : Парк Поколений был придуман тихвинскими школьниками. Теперь и зимой и летом здесь отдыхают и взрослые, и дети.
Воспитатель : Ребята мы сегодня с вами совершили небольшое путешествие по нашему городу, увидели, какой он красивый с высоты птичьего полета.
Любите свой город, свою улицу, свой дом, свою семью, свой детский сад.
И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.
Психологическая игра: “Связующая нить”.
Для этого нам нужно встать в круг. (у воспитателя в руках клубок ниток)
Воспитатель : Я начну передавать клубок ниток и чтобы все, у кого уже был этот клубок, держались за нить. Передавая клубок, называем три своих имени. (клубок возвращается воспитателю)
Воспитатель : А сейчас натяните нить и закройте глаза. Представьте себе, что вы одно целое, одна семья. Каждый из вас важен и значим в этом целом. Вас любят, о вас заботятся в детском саду и дома, и вы должны отвечать им тем же.
Давайте смотаем клубочек.
Рефлексия:
Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше путешествие. Где мы с вами побывали? (ответы детей)
Давайте узнаем мнение у Незнайки. (видео)
Воспитатель : Незнайка, мы тебя с ребятами приглашаем почаще приходить к нам на занятия, где ты еще много узнаешь нового и интересного.
Ну что же, и нам пора заканчивать наше занятие. (звучит песня о Тихвине)
Ритуал «Прощание»
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
Воспитатель : Ребята, любите свою родину. Старайтесь побольше узнавать о ее людях и истории, беречь природу, хранить обычаи и традиции своей страны, своего города, своей семьи.