Татьяна Костичева
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей старшего возраста «Мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей старшего возраста
«Малая родина все равно большая,
ведь она единственная»
Ж. Ренар.
Цель: воспитание патриотических чувств, умения анализировать окружающий мир.
Задачи:
Расширять представление детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, в котором они живут.
Закрепить и уточнить знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем, его достопримечательностях, о героях города.
Публикация «Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей старшего возраста „Мой край родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Формировать умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.
Воспитывать гордость за город, в котором живешь.
Методические приё мы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, беседа - рассуждение, физминутки, составление рассказов.
Орг. момент:
Наша добрая улыбка
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
Теперь друг друга поприветствуйте улыбками, а я вам желаю, чтобы на этом занятии открыли для себя что-то новое и интересное.
Сюрпризный момент.
-Ребята сегодня с вами хотел бы встретиться герой одной очень увлекательной книги, которого вы очень хорошо знаете. Давайте с вами попробуем угадать, кто это.
Всегда одет я супер модно,
Поколочу кого угодно,
Всегда и всем я отвечаю:
«Отстаньте, братцы, я не знаю!
Воспитатель : Конечно, это Незнайка. И сейчас он с нами на связи.
На экране появляется Незнайка (видео). Проблемная ситуация: Знайка дал Незнайке картинки с предметами и задание: составить из первых звуков изображенных предметов новое слово.
Воспитатель : Ну, что ребята, поможем Незнайке отгадать слово, задуманное Знайкой.
Выставляются карточки: ромашка, облако, дом, ива, незнайка, автобус
Дети составляют слово РОДИНА.
Незнайка благодарит ребят и говорит, что он не знает, что такое РОДИНА. (видео)
Воспитатель : Незнайка, мы тебя приглашаем на наше занятие. Оно будет интересное, ты много на нем узнаешь нового.
Незнайка соглашается и становится участником путешествия.
Воспитатель : РОДИНА- это не просто слово. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране: они общаются на одном языке, вместе работают, отмечают общие праздники.
А для вас, дети, что значит слово Родина? (ответы детей)
Воспитатель : Ребята, на какие слова похоже слово Родина?
Дети. Родной, родственник, родня, родные, родная, родимый
Воспитатель : Я вам предлагаю поиграть со мной в игру.
Игра с мячом «Семейка слов»
Инструкция: образовывать слова из одной семейки со словом Родина.
- Каким, словом можно назвать папу и маму? (Родители.)
- А каким, словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.)
- Какой брат у тебя есть? (Родной.)
- А кто живет в нашей стране? (Народ.)
- Какую песню мы пели? (Народную.)
- Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли? (Родник.)
(Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.)
Воспитатель : Много стран на планете Земля. (карта мира)
Как и у человека у каждой страны есть свое имя.
Как называется наша страна? (Россия). А, народ, живущие в ней? (Россияне).
(карта России)
Воспитатель :
Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею, единственной зову.
Спроси, переспроси меня, милее нет земли,
Меня здесь русским именем когда-то нарекли. (слайды о России)
У русского человека три имени. Первое - свое собственное. Второе - имя отца или отчество. Третье - имя рода, семьи, в которой он родился, это третье имя называется фамилией.
Динамическая пауза: Игра «Письмо другу»
Сейчас мы с вами будем передавать письмо друг другу, называя при этом свои три имени (имя, отчество, фамилию) Я начну первой: «Меня зовут Татьяна Николаевна Костичева (дети передают письмо, называя при этом свои три имени)
Незнайка: здорово, а мои три имени: Незнайка Николаевич Носов (ведь мой отец писатель Николай Носов)
Пока мне у вас нравится и слушаю все внимательно.
Воспитатель :
Родина для всех одна,
Но поспрашивай в народе,
И откроется она
Сразу тысячами Родин.
Ребята мы много знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина».
Как вы понимаете, что такое «малая Родина» (ответы детей).
Воспитатель : это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это наша Ленинградская область, наш город, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, это тоже наша малая Родина (слайды карт области, города, фото улиц и домов, фото д/сада)
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая родина малая моя!
Воспитатель : Ребята, сегодня я вам, вместе с Незнайкой предлагаю совершить небольшое виртуальное путешествие по нашему городу. Согласны?
А как называется наш город? А как называют людей, живущие в нем? (Тихвин, тихвинцы)
Прежде, чем мы отправимся в путешествие, нам нужно немного взбодриться.
Физ. пауза.
Это улица моя (Левая рука перед грудью, ладонью вверх. Указательным и средним пальцами правой руки «бежать» по раскрытой ладони).
Здесь высокие дома, (Ладони параллельно друг другу, пальцы подняты вверх).
Детский садик мой и школа — (Изобразить пальцами «домик»; затем ладони опустить параллельно на уровне груди, локти развести в стороны, соединить руки, соприкасаясь средними пальцами)
Там учиться буду я. (Согнув локти, поднять правую руку вверх. Левую руку согнуть и приложить ладонью вниз к правому локтю).
Воспитатель : Молодцы, я вижу, что вы готовы к путешествию. Сегодня вы увидите свой город с необычного ракурса: с высоты птичьего полета.
(видео города)
А начнем наше путешествие с истории города.
История начиналась в стенах древнего монастыря. ( Слайды: карта местности монастыря и фото)
Кто подскажет, как называется этот монастырь? (Ответы детей)
А кто из вас знает, какая достопримечательность находится в Большом Успенском монастыре? (ответы детей)
А может кто-то из вас может нам рассказать о Тихвинской иконе (рассказ ребенка)
Воспитатель : Самые ранние сведения о Тихвинском Пречистенском погосте, поселении, на месте которого вырос сначала посад, а позже город, относятся к 1383 году. (Посад- это поселение за пределами монастыря)
Тихвинский погост находился на перекрёстке торговых путей, которые связывали Волгу с Ладогой и Балтийским морем.
В 1507—1515 годах на месте сгоревшей деревянной церкви Успения возвели для Тихвинской иконы Божией Матери каменный Успенский собор по образцу Успенского собора Московского Кремля, сохранившийся до наших дней.
В 1560 году на левом берегу реки Тихвинки был заложен Успенский мужской монастырь.
Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой отрывок из мультфильма: «Сказание об иконе» (просмотр кадров из мультфильма)
Воспитатель : В нашем городе есть улицы, которые сохранили свои старое название, например Верхне-береговая, Красная, Орловская, Ильинская.
А кто из вас живет на улице со старинным названием. Коля, ты живешь на какой улице, а можешь нам рассказать откуда произошло название этой улицы? (рассказ ребенка)
Воспитатель : Очень интересный рассказ.
А мы отправляемся дальше (видео)
На правом берегу Тихвинки, напротив монастыря, (видео) находится дом очень известного человека.
Кто из вас знает, кто жил в этом доме? (Римский Корсаков)
Воспитатель и дети подходят к выставке «Композитор Н. Римский - Корсаков)
Кто может рассказать нам про Римского Корсакова. (рассказы детей)
Воспитатель : В доме Римских Корсаковых есть музей, в котором сохранились вещи маленького Коли и его семьи.
Маленький Коленька выходил на балкон и смотрел на башенки монастыря, слушая звон колоколов. Впоследствии эти звуки появлялись в его произведениях.
Римский Корсаков писал музыку ко многим сказкам. А вы знаете к каким?
Давайте вспомним, а помогут в этом нам картинки с изображением героев этих сказок.
Дидактическая игра: «Угадай сказку»
Воспитатель :
А сейчас мы прослушаем музыку Римского Корсакова и попробуем изобразить героя этого музыкального произведения.
Музыкально- двигательная пауза: Полет шмеля
(дети под музыку изображают полет шмеля)
Воспитатель : Отдохнули, полетали, а теперь пора дальше. (видео «Город с высоты птичьего полета», фото вокзала)
Воспитатель : Ребята, что это за здание? (ответы детей)
Воспитатель : Наш вокзал во время ВОВ был связан с одной очень страшной историей, о которой нам напоминает памятник недалеко от здания вокзала (фото «Памятник Ленинградским детям, погибшим в годы ВОВ»)
Может кто-то из вас может рассказать нам об этой истории (рассказ ребенка)
Воспитатель : Ребята, мы должны всегда помнить, какой ценой нам досталась победа в ВОВ.
В Тихвине много памятников, посвящённых ВОВ. Какие из них вы знаете? (ответы детей)
А какие улицы вы знаете, которые посвящены героям ВОВ (ответы детей)
Воспитатель : А сейчас мы погуляем по нашим улицам, вспомним, какие у нас есть достопримечательности. И не просто будем гулять, а будем считать.
Физкультминутка: «Люблю по городу гулять» ( используем мнемотехнику: выставляются фотографии зданий и памятников города)
Координация речи с движением:
Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать.
Монастыри есть – это раз,
Парк Поколений– это два.
Звезда героям – это три.
Римские Корсаковы здесь жили – это четыре.
Гуляю в парке я опять – пять.
Я на Тихвинку схожу, и на речку погляжу – это шесть.
Дворец Культуры – это семь,
А рядом ёлка в Новый год – это восемь.
Девять- повстречался мне, Памятник большой войне. Я тихонько постою и цветочки положу!
Десять – Туда ходить я очень рад, там мой любимый Детский сад.
Воспитатель : Вот постепенно мы приближаемся еще к одному памятнику, посвященному ВОВ. (Видео)
А кто из вас может рассказать, как называется эта площадь и что за памятник здесь находится (рассказы детей о Стелле «Город воинской славы») (Демонстрируются фотографии)
Воспитатель : Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 4 ноября 2010 года городу Тихвину «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества» присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы»
Воспитатель : Мы продолжаем наше виртуальное путешествие. И я предлагаю посмотреть с высоты птичьего полета еще одну достопримечательность нашего города. Мы приближаемся к современной постройке нашего города: уникальной в своем роде площадке для взрослых и детей, раскинувшейся на левом берегу Тихвинки. (видео)
Ребята, кто может сказать, как она называется? (Парк Поколений)
А для чего был построен этот парк. А кто может рассказать о нем? (рассказы детей)
Воспитатель : Парк Поколений был придуман тихвинскими школьниками. Теперь и зимой и летом здесь отдыхают и взрослые, и дети.
Воспитатель : Ребята мы сегодня с вами совершили небольшое путешествие по нашему городу, увидели, какой он красивый с высоты птичьего полета.
Любите свой город, свою улицу, свой дом, свою семью, свой детский сад.
И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.
Психологическая игра: “Связующая нить”.
Для этого нам нужно встать в круг. (у воспитателя в руках клубок ниток)
Воспитатель : Я начну передавать клубок ниток и чтобы все, у кого уже был этот клубок, держались за нить. Передавая клубок, называем три своих имени. (клубок возвращается воспитателю)
Воспитатель : А сейчас натяните нить и закройте глаза. Представьте себе, что вы одно целое, одна семья. Каждый из вас важен и значим в этом целом. Вас любят, о вас заботятся в детском саду и дома, и вы должны отвечать им тем же.
Давайте смотаем клубочек.
Рефлексия:
Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше путешествие. Где мы с вами побывали? (ответы детей)
Давайте узнаем мнение у Незнайки. (видео)
Воспитатель : Незнайка, мы тебя с ребятами приглашаем почаще приходить к нам на занятия, где ты еще много узнаешь нового и интересного.
Ну что же, и нам пора заканчивать наше занятие. (звучит песня о Тихвине)
Ритуал «Прощание»
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
Воспитатель : Ребята, любите свою родину. Старайтесь побольше узнавать о ее людях и истории, беречь природу, хранить обычаи и традиции своей страны, своего города, своей семьи.