Наталья Танкова
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по Северному Кавказу» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие по Северному Кавказу».
Воспитатель ЧДОУ № 16 «Очарование» г. Ставрополя Танкова Наталья Викторовна.
Программные задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие по Северному Кавказу“ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие: Формировать представления о Родине, «малой» Родине, географической карте Северного Кавказа. Формировать у детей представление о традициях и обычаях народов, живущих на Северном Кавказе. Формировать представление о фольклоре 2-х культур; представления о русской национальной одежде и национальной одежде горцев.
Развивающие: Развивать умение делать выводы, произвольное внимание, слуховую и зрительную память, мелкую моторику.
Воспитывающие: Воспитывать уважение к собственной культуре и культуре народов Северного Кавказа. Воспитывать «участное», деятельностное отношение к миру, понимание представление своей роли в ближайшем социокультурном пространстве.
Материалы и оборудование: русский костюм (мальчик, девочка, горский костюм (мальчик, девочка, карта Северного Кавказа, мяч, диск с этнической музыкой, запись песни Марк Бернесс «С чего начинается Родина», хоровод «Во поли берёзка стояла», лезгинка, песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», ватман, кисти, клей, подготовленная жатая бумага.
Ход занятия.
1. Орг. Момент. Фонограмма песни «С чего начинается Родина»
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить (О Родине)
-Как вы думаете, что такое Родина (Родина – это место, где человек родился и живёт, где живу его близкие и родные люди, где его дом)
- У каждого человека есть Родина. Это страна, где он живет. Как называется наша страна? (РОССИЯ)
-Но есть еще у человека и малая родина. Это край, район, город или село, где он родился и вырос.
-Кто назовет мне адрес своей малой родины? (СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ, ГОРОД СТАВРОПОЛЬ)
2. Введение в тему.
Ребята, хотите ли вы узнать,кто живёт с нами по соседству?
-Давайте посмотрим на карту. От Чёрного до Каспийского моря протянулась мощная гряда. Это – Кавказские горы. Это – Ставропольский край, это – Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино – Балкария, Северная Осетия – Алания, Чечня и Дагестан. Всё это – называется Северный Кавказ.
Кавказ прекрасен! Он велик,
Он Родины моей частица,
Когда я здесь, душа горит
И сердце бьётся, словно птица.
Только в нашем Ставропольском крае проживает более ста национальностей.
-Ребята, какие вы знаете национальности? (русские, армяне, карачаевцы, ногайцы, дагестанцы, осетины, чеченцы и т. д.)
- Да, это русские, армяне, карачаевцы, ногайцы, дагестанцы, осетины, чеченцы и т. д.
- В нашей группе тоже есть дети разных национальностей и все мы живём дружно.
Игра «Кто ТЫ?»
3. Основная часть.
-У людей разных национальностей свои традиции. В традициях, культуре и обычаях народов Северного Кавказа есть много общего, хотя, у каждого народа есть свои различия.
- В чём эти различия хотели бы вы узнать (Да)
-Предлагаю вам отправится в путешествие по Северному Кавказу и познакомиться с их культурой и традициями.
- Люди разных национальностей говорят на разных языках.
-У каждого народа свой язык. Люди разных народов знают два языка: свой национальный, например армянский или черкесский, и обязательно русский.
_ Мы каждый день, встречаясь, приветствуем друг друга.
-Как звучит приветствие на русском языке? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер)
-А как приветствуют на армянском языке?
-На дагестанском?
-На Черкесском?
-Отличается и национальная одежда.
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщины и мужчины? (Нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщин; кафтан, рубаха –косоворотка, подпоясанная поясом, шапка, штаны у мужчин.)
- Как вы думаете, почему обязательно подпоясывали поясом (Для красоты)
- И не только для красоты, так как в старину люди считали, что круг оберегает от болезней, бед, ненастий, потому все вышивки, пояса как бы «идут» по кругу. А как вы думаете почему именно круг, на что похож круг? (на солнце)
-А солнце – это великая сила, энергия, жизнь.
-Теперь посмотрите на национальные костюмы Северного Кавказа.
-На Кавказе все народы имеют практически одинаковую национальную одежду. Основными элементами национальной одежды горцев являются папаха, рубаха, поверх которой надевали бешмет – кафтан с высоким стоячим воротником, длинными и узкими рукавами, подпоясанный кинжалом. Верхней одеждой служила черкеска, по обеим сторонам груди на черкеске нашивали кармашки для деревянных трубочек, в которых хранили заряды для ружей, башлык, бурка.
Традиционный женский костюм состоит из длинной рубахи. На рубаху надевали короткий кафтанчик с массивными серебряными застёжками. Поверх кафтанчика - длинное платье, спереди у него был разрез, в котором виднелись нижняя рубаха и украшения кафтанчика. Костюм дополнялся поясом с серебряной пряжкой. Женский головной убор состоял из «золотой шапочки» из бархата, поверх которой надевался шёлковой платок.
Каждый народ, создавая свой костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в наше время одевают только по традиционным праздникам.
- Что такое традиции (Это разные умения и знания, которые передаются от поколения к поколению)
-Например, ваши бабушки умеют печь блины – этому научат ваших мам, а ваши мамы научат вас. Есть у нас и традиционные народные праздники.
-Какие традиционные праздники вы знаете? (Новый год, Масленица, Рождество, Пасха, Осенины и т. д.)
-А как традиционно отмечают праздник Масленицы? (Веселятся, поют, танцуют, пекут блины, сжигают Масленицу и т. д.)
Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Масленичные гуляния повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь.
Во время народных гуляний русские люди всегда водили хоровод.
-Давайте и мы с вами вспомним одну из многих традиций русского народа: водить хоровод.
Дети вместе с воспитателем водят хоровод «Во поли берёзка стояла»
- А на Кавказе отмечают такие праздники как Ураза, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, Сабантуй.
-Например, Сабантуй – это праздник начало посевных работ. На празднике устраивались спортивные состязания, конные скачки, прыжки в длину, коллективное угощение кашей.
-На Кавказе тоже ни один праздник не обходится без веселья, традиционных блюд, задушевных песен, зажигательных танцев.
-Ни один праздник не проходит без зажигательного танца лезгинки.
Танец лезгинка.
-Вот что интересно столетиями, работая на родной земле, отдыхая после трудовых будней, наблюдая за природой и воспитывая детей, каждый народ слагал свои песни и сказки, пословицы и поговорки, загадки и потешки. Многие из них дошли и до наших дней. В них народная мудрость, накопленная веками.
-Яркое доказательство – пословицы, которые восхваляют дружбу, как великую силу. На Кавказе говорят: «Жизнь без друга, что еда соли»
- А как говорит о дружбе русский народ?
(«Человек без друзей – что дерево без корней», «Для милого друга – и коней из плуга», «Верный друг – лучше сотни слуг»)
4. Закрепление.
Вот видите, как много общего у наших народов. Кавказ – это наш дом. Мы веками были добрыми соседями, и не зря сложили пословицы о дружбе. «Народное братство – дороже всякого богатства»
-Вот мы завершили наше путешествие по Северному Кавказу. Сегодня мы много узнали о культуре, обычаях и традициях народов Северного Кавказа, услышали поучительные пословицы о дружбе, прослушали удивительные песни русского народа, увидели кавказский танец.
5. Итог.
-Мы познакомились с традициями разных народов. У каждого народа, каждой семьи есть свои традиции, как и в нашей группе, так как наша группа – это большая и дружная семья. Все члены семьи дарят друг другу свет и тепло. А солнце – это символ света и тепла. Одна из традицией нашей группы – изготовление коллективных работ. Я вам предлагаю сделать солнце, которое станет символом нашей группы и будет оберегать нас от бед, болезней и ненастий.
Спасибо за внимание.