Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по Северному Кавказу» в старшей группе (1 фото)

Наталья Танкова
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по Северному Кавказу» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие по Северному Кавказу».

Воспитатель ЧДОУ № 16 «Очарование» г. Ставрополя Танкова Наталья Викторовна.

Программные задачи:

Темочки:

Обучающие: Формировать представления о Родине, «малой» Родине, географической карте Северного Кавказа. Формировать у детей представление о традициях и обычаях народов, живущих на Северном Кавказе. Формировать представление о фольклоре 2-х культур; представления о русской национальной одежде и национальной одежде горцев.

Развивающие: Развивать умение делать выводы, произвольное внимание, слуховую и зрительную память, мелкую моторику.

Воспитывающие: Воспитывать уважение к собственной культуре и культуре народов Северного Кавказа. Воспитывать «участное», деятельностное отношение к миру, понимание представление своей роли в ближайшем социокультурном пространстве.

Материалы и оборудование: русский костюм (мальчик, девочка, горский костюм (мальчик, девочка, карта Северного Кавказа, мяч, диск с этнической музыкой, запись песни Марк Бернесс «С чего начинается Родина», хоровод «Во поли берёзка стояла», лезгинка, песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», ватман, кисти, клей, подготовленная жатая бумага.

Ход занятия.

1. Орг. Момент. Фонограмма песни «С чего начинается Родина»

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить (О Родине)

-Как вы думаете, что такое Родина (Родина – это место, где человек родился и живёт, где живу его близкие и родные люди, где его дом)

- У каждого человека есть Родина. Это страна, где он живет. Как называется наша страна? (РОССИЯ)

-Но есть еще у человека и малая родина. Это край, район, город или село, где он родился и вырос.

-Кто назовет мне адрес своей малой родины? (СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ, ГОРОД СТАВРОПОЛЬ)

2. Введение в тему.

Ребята, хотите ли вы узнать,кто живёт с нами по соседству?

-Давайте посмотрим на карту. От Чёрного до Каспийского моря протянулась мощная гряда. Это – Кавказские горы. Это – Ставропольский край, это – Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино – Балкария, Северная Осетия – Алания, Чечня и Дагестан. Всё это – называется Северный Кавказ.

Кавказ прекрасен! Он велик,

Он Родины моей частица,

Когда я здесь, душа горит

И сердце бьётся, словно птица.

Только в нашем Ставропольском крае проживает более ста национальностей.

-Ребята, какие вы знаете национальности? (русские, армяне, карачаевцы, ногайцы, дагестанцы, осетины, чеченцы и т. д.)

- Да, это русские, армяне, карачаевцы, ногайцы, дагестанцы, осетины, чеченцы и т. д.

- В нашей группе тоже есть дети разных национальностей и все мы живём дружно.

Игра «Кто ТЫ?»

3. Основная часть.

-У людей разных национальностей свои традиции. В традициях, культуре и обычаях народов Северного Кавказа есть много общего, хотя, у каждого народа есть свои различия.

- В чём эти различия хотели бы вы узнать (Да)

-Предлагаю вам отправится в путешествие по Северному Кавказу и познакомиться с их культурой и традициями.

- Люди разных национальностей говорят на разных языках.

-У каждого народа свой язык. Люди разных народов знают два языка: свой национальный, например армянский или черкесский, и обязательно русский.

_ Мы каждый день, встречаясь, приветствуем друг друга.

-Как звучит приветствие на русском языке? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер)

-А как приветствуют на армянском языке?

-На дагестанском?

-На Черкесском?

-Отличается и национальная одежда.

- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщины и мужчины? (Нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщин; кафтан, рубаха –косоворотка, подпоясанная поясом, шапка, штаны у мужчин.)

- Как вы думаете, почему обязательно подпоясывали поясом (Для красоты)

- И не только для красоты, так как в старину люди считали, что круг оберегает от болезней, бед, ненастий, потому все вышивки, пояса как бы «идут» по кругу. А как вы думаете почему именно круг, на что похож круг? (на солнце)

-А солнце – это великая сила, энергия, жизнь.

-Теперь посмотрите на национальные костюмы Северного Кавказа.

-На Кавказе все народы имеют практически одинаковую национальную одежду. Основными элементами национальной одежды горцев являются папаха, рубаха, поверх которой надевали бешмет – кафтан с высоким стоячим воротником, длинными и узкими рукавами, подпоясанный кинжалом. Верхней одеждой служила черкеска, по обеим сторонам груди на черкеске нашивали кармашки для деревянных трубочек, в которых хранили заряды для ружей, башлык, бурка.

Традиционный женский костюм состоит из длинной рубахи. На рубаху надевали короткий кафтанчик с массивными серебряными застёжками. Поверх кафтанчика - длинное платье, спереди у него был разрез, в котором виднелись нижняя рубаха и украшения кафтанчика. Костюм дополнялся поясом с серебряной пряжкой. Женский головной убор состоял из «золотой шапочки» из бархата, поверх которой надевался шёлковой платок.

Каждый народ, создавая свой костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в наше время одевают только по традиционным праздникам.

- Что такое традиции (Это разные умения и знания, которые передаются от поколения к поколению)

-Например, ваши бабушки умеют печь блины – этому научат ваших мам, а ваши мамы научат вас. Есть у нас и традиционные народные праздники.

-Какие традиционные праздники вы знаете? (Новый год, Масленица, Рождество, Пасха, Осенины и т. д.)

-А как традиционно отмечают праздник Масленицы? (Веселятся, поют, танцуют, пекут блины, сжигают Масленицу и т. д.)

Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Масленичные гуляния повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь.

Во время народных гуляний русские люди всегда водили хоровод.

-Давайте и мы с вами вспомним одну из многих традиций русского народа: водить хоровод.

Дети вместе с воспитателем водят хоровод «Во поли берёзка стояла»

- А на Кавказе отмечают такие праздники как Ураза, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, Сабантуй.

-Например, Сабантуй – это праздник начало посевных работ. На празднике устраивались спортивные состязания, конные скачки, прыжки в длину, коллективное угощение кашей.

-На Кавказе тоже ни один праздник не обходится без веселья, традиционных блюд, задушевных песен, зажигательных танцев.

-Ни один праздник не проходит без зажигательного танца лезгинки.

Танец лезгинка.

-Вот что интересно столетиями, работая на родной земле, отдыхая после трудовых будней, наблюдая за природой и воспитывая детей, каждый народ слагал свои песни и сказки, пословицы и поговорки, загадки и потешки. Многие из них дошли и до наших дней. В них народная мудрость, накопленная веками.

-Яркое доказательство – пословицы, которые восхваляют дружбу, как великую силу. На Кавказе говорят: «Жизнь без друга, что еда соли»

- А как говорит о дружбе русский народ?

(«Человек без друзей – что дерево без корней», «Для милого друга – и коней из плуга», «Верный друг – лучше сотни слуг»)

4. Закрепление.

Вот видите, как много общего у наших народов. Кавказ – это наш дом. Мы веками были добрыми соседями, и не зря сложили пословицы о дружбе. «Народное братство – дороже всякого богатства»

-Вот мы завершили наше путешествие по Северному Кавказу. Сегодня мы много узнали о культуре, обычаях и традициях народов Северного Кавказа, услышали поучительные пословицы о дружбе, прослушали удивительные песни русского народа, увидели кавказский танец.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по Северному Кавказу» в старшей группе

5. Итог.

-Мы познакомились с традициями разных народов. У каждого народа, каждой семьи есть свои традиции, как и в нашей группе, так как наша группа – это большая и дружная семья. Все члены семьи дарят друг другу свет и тепло. А солнце – это символ света и тепла. Одна из традицией нашей группы – изготовление коллективных работ. Я вам предлагаю сделать солнце, которое станет символом нашей группы и будет оберегать нас от бед, болезней и ненастий.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим «День Земли» в старшей группе Программное содержание. 1. Учить детей выполнять правила поведения в природе. 2. Учить использовать приобретенный словарный запас в связной.

Конспект комплексного открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и фрукты» с детьми 3–4 лет ЦЕЛЬ: продолжать формировать представление у детей об овощах и фруктах. Задачи: учить детей узнавать, называть и описывать овощи и фрукты;.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир химии» Цель: - познакомить детей с наукой о превращения – химией. Задачи: Развивающие: - развивать социальные навыки: работать в группе, - учитывать.

«Профессии». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы Непосредственно образовательная деятельность с детьми второй младшей группы по ознакомлению с окружающим миром тема: "Профессии". Цель:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные зимой» .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир растений» Занятие: «Путешествие в мир растений» Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Космос для малышей»Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Космос для малышей» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по Северному Кавказу» в старшей группе
Опубликовано: 14 января 2020 в 19:38
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по Северному Кавказу» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Танкова (УИ 553017) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД