Елена Беличенко
Конспект открытого занятия по освоению ОО «Социально-личностное развитие» для детей старшей группы «Столовый этикет».
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
-Расширить знания детей о столовом этикете.
-Закрепить знания о назначении и названии различной посуды.
-Закрепить умение правильно сервировать стол.
-Вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета.
-Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
Публикация «Конспект открытого занятия по освоению ОО „Социально-личностное развитие“ для детей старшей группы „Столовый этикет“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Материалы и оборудование: различная посуда: кастрюли, сковорода, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, ножи; картинки с изображением пищи (для игры «Что чем едят», фартуки для дежурных, скатерть для сервировки стола, диск с музыкой.
Ход занятия:
Воспитатель:
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о столовом этикете. Что это такое, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Этикет - это слово французского происхождения. В 16 веке «этикет» означал свод правил поведения при дворе французского короля. В наше время под этикетом принято понимать установленный порядок поведения, правила учтивости. Человек, соблюдающий требования этикета, внимателен, деликатен, доброжелателен.
Сервировка стола- искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребёнок с удовольствием поможет взрослым накрыть на стол. Для этого прежде всего необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления. Если посуда из стекла- она (стеклянная, из глины- (глиняная, из дерева-(деревянная, из чугуна-, из железа-, из алюминия-, из пластмассы-, из керамики., из фарфора-, из серебра-…Посуда также различна по назначению. В чём ваши мамы готовят еду?
Дети: В кастрюле, в сковороде, горшочке.
Воспитатель: Как называется эта посуда?
Дети: Кухонная посуда.
Воспитатель: Из чего мы едим и пьём?
Дети: Из тарелок глубоких и плоских, из чашек, кружек, стаканов.
Воспитатель: Как она называется?
Дети: Столовая, чайная, кофейная.
Воспитатель: Но у нас в саду случилась беда: вся посуда перепуталась. Давайте расставим её по назначению.
Игра «Что к чему».
Правила игры: на столе вперемешку стоят 2 кастрюли разного размера, сковорода, горшочек, половник, глубокая тарелка, тарелка под второе, блюдце, чашка, бокал. Надо расставить посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная.
Воспитатель: Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, глубокая тарелка поменьше называется десертной. Мелкие тарелки тоже различны по размерам. Самая большая мелкая тарелка предназначена для вторых блюд. В тарелку поменьше- закусочную- кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр. Тарелка, которая ещё меньше, называется хлебной или пирожковой. Для чая и кофе- чашка с блюдцем. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга, не разлучайте их, всегда ставьте вместе: чашку на блюдце.
Для холодных жидкостей- воды, компота, сока- удобны бокалы и стаканы.
Воспитатель: Какая ещё посуда есть в вашем доме? Как называется посуда, в которой полают на стол : масло-(маслёнка, соль-(солонка, перец-(перечница, хлеб-(хлебница, конфеты-(конфетница).
Воспитатель: Но одной посуды недостаточно. Сейчас я загадаю вам загадки и мы узнаем, чего нам не хватает.
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот-
Открывай пошире рот.
Дети: Ложка.
Воспитатель:
При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон:
Один- разрезает, другая- цепляет.
Обоим работы в тарелке хватает.
Дети: Вилка и нож.
Воспитатель: Правильно, ребята. Столовые нож и вилка предназначены для вторых горячих блюд.
Столовой ложкой мы едим супы и молочные каши, для компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше- десертная; для чая и кофе- чайная или кофейная ложечка. А сейчас мы поиграем в игру.
Игра «Что чем едим»
1. Это ешь вилкой: котлета, рулет, гуляш, салат, омлет, рис, макароны, пельмени, картофель.
2. Это ешь с помощью ножа и вилки: отбивная котлета, курицу, сосиску, жаркое.
3. Это ешь ложкой: каша, творог, суп, йогурт, мороженое.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением блюд. Дети отвечают, какое блюдо какими столовыми приборами надо есть.
Физкультминутка.
Воспитатель: Для чего точат ножи? Чтобы были острыми. Давайте поиграем в точильщиков.
Точим нож! Точим нож!
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь, молодцы!
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Воспитатель: Но прежде, чем приступить к трапезе, надо вспомнить правила поведения за столом. Сейчас нам некоторые ребята прочитают шуточные стихи о том, как не надо вести себя за столом.
1 Ребё нок: В группе завтракать хотят,
Все вокруг помочь спешат
На столы носить посуду.
Только Ё ж сказал:- Не буду!
Не пойду я, посижу,
И на вас я погляжу.
Не желаю помогать,
Лучше просто подождать.
Воспитатель: Неприятно это всем.
Все Ежа не уважают.
Сам он маленький совсем,
А какая лень большая!
2 Ребё нок: За столом щенок Антошка
Рыбу ел столовой ложкой,
Вилкой суп пытался кушать-
Не хотел советов слушать.
И хотя вовсю старался,
Так голодным и остался.
Воспитатель: Ну куда это годится!
Всем пора бы научиться
Кушать вилкой, кушать ложкой,
А не делать, как Антошка.
3 Ребё нок: Медвежонок хлеб жевал-
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом-
Что, не мог понять никто.
После взялся за компот-
Стол облил и свой живот!
Воспитатель: Все над ним хохочут звонко,
Застыдили медвежонка:
-Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить.
4Ребё нок: За столом сидела белка
Перед ней была тарелка,
В ней из хлеба, масла, сала,
Белка дом сооружала.
Воспитатель: Так, друзья, не поступают
И с едою не играют.
За столом едят, друзья,
Баловаться здесь нельзя!
5Ребё нок: За столом Кроты сидят,
Нос воротят, не едят:
-Эту кашу не хотим!
Чёрный хлеб мы не едим!
Дайте лучше чаю нам,
Бедным маленьким Кротам!
Воспитатель: Я напомню об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут-
Ешьте всё, что вам дадут!
Воспитатель: Давайте вспомним ещё несколько правил поведения за столом :
-Локти на стол не клади, только кисти рук.
-За солом нельзя говорить громко и с полным ртом.
- Если во рту пища, воду не пьют.
-Есть и пить надо беззвучно и аккуратно.
-Прожевывать пищу обязательно с закрытыми губами- ни быстро, ни медленно, не чавкать и не разговаривать с полным ртом.
-Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами.
Воспитатель: Ну вот, название посуды мы вспомнили, назначение различной посуды мы вспомнили. Правила поведения за столом мы знаем. Пора приступать к сервировке стола.
На отдельном столе стоят два набора посуды для сервировки, красивая скатерть.
Воспитатель читает стих, дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Мы дежурные сегодня.
Станем няне помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнём скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола-
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки, и ножи.
Не спеши, как класть, подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
Воспитатель: Может показаться, что сервировка стола- дело сложное и этому трудно научиться. Это не так. Вы обязательно научитесь, делая это вместе со взрослыми. Сервировка стола- это прежде всего творчество, которое зависит от умения и фантазии хозяйки.
Список используемой литературы:
1. Алямовская В. Г. «Беседы о поведении ребёнка за столом».
2. Курочкина И. Н. «Этикет для детей и взрослых».
3. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».