Ксения Мищенко
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать
Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование. Изучить особенности, свойства, качества и применение различных предметов.
Задачи:
Образовательная: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах различных предметов.
Развивающая: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательная: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию и соблюдения правил поведения при проведении опытов, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты: дети будут представлять о некоторых жидкостях и их свойствах. Будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы воспитателя, владеть диалоговой формой речи, эмоционально реагировать на получившийся эксперимент, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.
Материал и оборудование: стаканы, литровые банки, чайные ложечки, 2 яйца, 2 апельсина, соль, сахар, мука, пищевой краситель или гуашь, речной песок, дрожжи, пищевая пленка, вода, различные емкости под воду.
Ход занятия:
Цель 1 этапа: создание положительного настроя, мотивация детей на активное участие в образовательном процессе, целеполагание.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Наша группа превращается в исследовательский институт экспериментирования, а мы с вами в научных сотрудников. У нас сегодня с вами особенная профессия– ученый. А кто такой ученый? Чем он занимается?
Ответы детей. - Ученый – это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг.
Воспитатель: А, что же делают ученые в лаборатории? (Ученые проводят опыты, эксперименты).
Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное? - Да.
Есть определенные правила, которые вы должны выполнять: без разрешения ничего не трогать, слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я. На правах старшего сотрудника предлагаю вам всем вместе провести опыт, который называется «Вода». Приступаем?
Дети: -Да.
2 Этап. Цель: показать детям, какие можно делать эксперименты, учить делать выводы, обобщение и закрепление у воспитанников знаний, умений и навыков, полученных в ходе образовательной деятельности.
1 опыт. Вода
Перед вами два стакана с водой: в одном обычная вода, а в другом соленая. Попробуете? (Дети опускают палец в воду и пробуют ее на вкус). Что у меня в руках? (яйцо). Опустим яйцо в стакан с простой водой. Что происходит? Правильно оно утонуло. А теперь опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды. Это что же у нас волшебное яйцо? Объяснить?
Дети: -Да!
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
2 опыт. Утопи и съешь
У нас на столе две банки наполненные водой и два апельсина. Один из них положим в банку с водой. Что происходит? Плавает. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
3 опыт. Дрожжи
Дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, «поднимает» тесто, делает его пышным и вкусным.
Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.
Давайте их оживим. Наливаем в банку две столовых ложки теплой воды, добавляем в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешиваем.
Дрожжевую смесь оставляем в банке и накрываем крышкой. Оставляем на пару минут.
Открываем крышку. Ребята, что происходит? Дрожжи ожили и поднялась шапочка.
Это происходит потому, что дрожжи, оживая, начинают «есть» сахар и смесь наполняется пузырьками углекислого газа, который они начинают выделять.
4 опыт. Чем пахнет вода?
Перед детьми стоят четыре стакана с водой, с ароматизированным чаем, с соленой, со сладкой водой. Предложите понюхать.
-Чем пахнет? Ничем? А теперь закройте глаза.
Капните в один из них, например, раствор валерианы. Пусть понюхают.
-Ну, что? Запах есть?
Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.
Мы с вами уже провели четыре опыта и немного подустали. Я предлагаю вам разомнутся и перейти к следующим опытам.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
5 опыт. Вода не имеет формы
- На столе стоят: банка, колба, бокал, ваза. Все они разной формы и разного размера. Нальем в них воды. Какую форму принимает вода?
Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита, то есть может легко менять форму.
6 опыт. Что растворяется в воде?
Перед детьми на подносах стаканы с водой, ложки и вещества в различных емкостях. Воспитатель берёт в руки стакан с водой Ребят, давайте вспомним свойства воды? (прозрачная, без вкуса, не имеет запаха, бесцветная, бывает твердая, жидкая и в идее пара.)
-Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось.
-Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? Добавляем к воде речной песок, перемешиваем.
-Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
- Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Добавляем краску, перемешиваем.
- Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.)
- Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают.
-Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
-Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Рефлексия:
3 Этап. Цель: подведение итогов занятия, оценка результатов деятельности, получение обратной связи.
Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. Но мне показалось, что вам захотелось снова стать детьми. Ведь дети хотят все знать и им интересно все новое. Согласны?
Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно?
Какие опыты сегодня мы с вами провели?
Скажите, что интересного вы сегодня узнали?
Кому можно рассказать и показать наш опыт?
Сможете повторить наши опыты дома и показать их своим родным. Желаю вам успеха в проведение ваших опытов. А мы с вами будем продолжать знакомиться с опытами, ведь их так много.