Феоктистова Олеся Николаевна
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Вот какое молоко»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие: формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека; учить детей осознанно относиться к своему питанию, обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Вот какое молоко“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Молоко. Конспекты занятий
- Молоко. Опыты и эксперименты с молоком
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Развивающие: развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое; развивать связную речь, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу, взаимопомощь.
Интеграция образовательных областей.
ОО «Социально - коммуникативное развитие» продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радоваться хорошим результатам товарищей; укреплять нравственные человеческие качества, уважительное, доброжелательное отношение друг к другу. Продолжать воспитывать скромность, взаимопомощь.
ОО «Физическое развитие» : продолжать обеспечивать гармоничное развитие детей, формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения при физкультурной минутке. Способствовать самоконтролю, самооценке при выполнении движений, применять здоровьесберегающие технологии при организационной гимнастике, пальчиковой гимнастики.
ОО «Познавательное развитие» : продолжать развивать воображение и творческую активность детей, восприятие, внимание, память, способность анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов; развивать логическое мышление при формулировке выводов после проведения опытов.
ОО «Речевое развитие» : продолжать обогащать активный словарный запас детей, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речи.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : продолжать обеспечивать гармоничное развитие детей, развивать способности к самостоятельному творчеству, уметь оценивать и любоваться полученным результатом.
Методические приемы: организационный момент, вопросно-ответная игра «Да-нет», художественное слово, сюрпризный момент, отгадывание загадок, словесная игра «Паровозик времени», «Молочные блюда», «Какое молоко?», объяснение, слайдовый показ, напоминание, физкультминутка «Помощники», пальчиковая гимнастика «Замок», продуктивная, опытно - экспериментальная деятельность детей, рефлексия.
Предварительная работа по образовательным областям:
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : изготовление дидактических игр, прослушивание песенки «Тридцать три коровы».
ОО «Социально - коммуникативное развитие» : пополнение Центра речевого развития: альбомами, настольно печатными играми «Молочные продукты», дидактическими играми «Кто дает нам молоко?», мнемотаблицами «Откуда у нас молоко?»
ОО «Познавательное развитие» : рассматривание альбомов «Молочные продукты», иллюстраций «Молоко и его состояние», иллюстраций с изображением сельскохозяйственной деятельности людей (труд на ферме, заготовка сена, производство молока, слайдов с животными, дающими молоко; подбор однокоренных слов «Чье молоко?», развитие логического мышления.
ОО «Речевое развитие» : проведение занятий по продуктивным видам деятельности по лексической теме «Молочные продукты», составление описательного рассказа по картине «Буренушка», беседа о молоке, его роли в жизни человека, беседа о животных, которые вскармливают своих детенышей молоком, о животных, которые дают молоко людям; разучивание пословиц и поговорок о здоровье, отгадывание загадок о молочных продуктах, чтение художественной литературы: Н. Ю. Чуприна «Молоко, йогурт и кефир», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке».
ОО «Физическое развитие» проведение подвижных игр: «Корова и телёнок», «Беги к домику», «Пастух и коровы», разучивание физкультурной минутки «Помощники», пальчиковой гимнастики «Замок».
Используемые формы организации познавательной деятельности детей : на занятии используется групповая форма организации деятельности детей и фронтальная форма, что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности на занятии. Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, взаимопомощь, дифференцированный подход к детям.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Слайдовая презентация, иллюстративный материал для игры «Паровозик времени», молочная продукция для выставки, мяч для игры «Какое молоко?».
Раздаточный: Заготовки-фартуки на каждого ребенка, одноразовые тарелки и стаканы, пипетки, молоко, молоко с крахмалом, лимон, йод, жидкое мыло, гуашь, ватные палочки, салфетки, влажные салфетки для рук.
Словарная работа: молочные, коровье, козье, лошадиное, верблюжье, оленье.
Место проведения: групповое помещение.
Ход занятия:
Воспитатель: (воспитатель организовывает детей) :
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю я вам привет,
Улыбнитесь мне в ответ.
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать об одном продукте, который находится вот под этой тканью. Давайте поиграем в игру «Да - нет». Для того чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да, или нет.
Игра «Да - нет».
Дети: - Это желтого цвета? (нет)
Дети: - Это белого цвета? (да)
Дети: - Это что-то твердое? (нет)
Дети: - Это жидкое? (да)
Дети: - Это молоко? (да)
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадаю загадки о продуктах, которые делают из молока, а вам нужно не только их разгадать, но и найти на нашей выставке молочных продуктов.
Загадки.
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!
(Молоко)
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок!
(Мороженое)
Догадайтесь, кто такая?
Белоснежная, густая?
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас.
(Сметана)
Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко — и в срок,
Получили.
(Творожок)
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это.
(Сыр)
Мы на хлеб его намажем,
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.
(Масло)
Воспитатель: Молодцы, справились. О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? Давайте найдем их на нашей выставке. (Кефир, йогурт, сгущенка, ряженка, снежок)
Воспитатель: Ребята, а как называются продукты, изготовленные на основе молока? (молочные). Давайте поиграем в игру «Молочные блюда».
Игра «Молочные блюда»
Воспитатель: Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? (Молочные супы, каши, соусы, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники)
- А мамы чем любят вас побаловать? Что готовят, стряпают для вас из молочных продуктов? (Блины, оладушки, вареники, пончики)
Воспитатель: Ребята, а у вас у всех есть дома молоко? Где ваша семья его берет?
Я предлагаю вам поиграть в игру «Паровозик времени» и рассказать откуда текут молочные реки.
Игра «Паровозик времени».
Дети с картинками схемами встают рядом и рассказывают последовательность производства молока.
Воспитатель: Встаньте с картинками по порядку. С чего началось путешествие молочка?
Дети:
1. Корова пасется на лугу, кушает травку.
2. После того, как она поела, у неё в вымени появляется молоко. Её подоили.
3. Машина «Молоковоз» отвезла молоко на молочный завод.
4. На молочном заводе переработали и разлили в красивые бутылочки, коробочки, пакетики, сделали из молока различные молочные продукты.
5. С молочного завода машина развезла молоко и молочную продукцию по магазинам нашего города.
6. В магазине мы покупаем молоко и молочные продукты, приносим домой. Так молоко появляется на нашем столе.
Воспитатель: Все верно, молодцы.
Воспитатель: А теперь мы посмотрим презентацию о пользе молока. Садитесь на стулья.
Рассказ и беседа воспитателя о пользе молока. Показ презентации.
Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Слайд 1. Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко).
С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты : творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… (Слайд 2. Фото с молочными продуктами).
- Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)
Знают взрослые и дети,
И известно всей планете,
Нет полезнее с утра –
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его корова!
- А, еще кто? (Козы)
- Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? (Коровье). А молоко козы? (Козье).
- На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 3)
- Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс. (Слайд 3).
- Верблюжье молоко – сладкое, полезное, жители регионов Азии его очень ценят и любят. (Слайд 4).
- А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Люди, которые живут на Севере научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. (Слайд 4).
-В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием. (Слайд 5).
Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. Молоко богато кальцием. Оказывается, для того чтобы зубы были белыми и здоровыми, недостаточно ежедневно чистить их и вовремя обращаться к врачу, недостаточно принимать витамины, нужен ещё и фосфор, и кальций. Особенно полезен кальций, который укрепляет наши кости и зубы. (Слайд 6).
Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.
Пейте дети молоко – будете здоровы! (Слайд 7).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Какое молоко?» Я называю животное и бросаю вам мяч, а вы ловите и говорите, как называют это молоко. Например: у коровы молоко коровье.
Игра «Какое молоко?»
Какое молоко у козы? (Козье)
Какое молоко у лошади? (Лошадиное, кобылье)
Какое молоко у верблюда? (Верблюжье)
Какое молоко у коровы? (Коровье)
Какое молоко у оленя? (Оленье)
Воспитатель: Так как нам предстоит еще много работы, я предлагаю провести физкультурную минутку.
Физкультурная минутка «Помощники»
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем. (Подражательные движения по тексту)
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Воспитатель: Отдохнули? Играем дальше.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему молоко белого цвета? Ведь все мы знаем, что корова ест зеленую траву летом и желтое сено зимой. А молоко, которое она дает, всегда получается белым. Почему так происходит? В молоке есть волшебный белок - казеин - он придает молоку белый цвет.
Воспитатель: А хотите узнать, какими еще свойствами обладает молоко? (да). Предлагаю провести несколько экспериментов. Для этого нужно превратиться в ученых и пройти к столам – мини лабораторию. Готовы? Закройте все глаза.
1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать
На носочки поднимитесь
Потихоньку покружитесь
И в ученых лаборантов превратитесь!
Воспитатель: Перед тем, как мы начнем работать, предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Предполагаемые ответы детей.
Правила безопасности для детей:
1. Работай за своим рабочим местом, не толкайся и не мешай соседу.
2. Работай только на своем подносе.
3. Запрещено брать что-либо без разрешения воспитателя.
4. Каждую вещь клади на место.
5. Не разбрызгивай жидкости, все делай аккуратно.
6. Запрещено есть, пить, пробовать вещества на вкус.
7. После окончания работы приведи рабочее место в порядок.
А теперь наденем спецодежду.
Экспериментальная деятельность (проведение опытов).
Опыт №1 «Сравнение молока и воды»
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и стакан с молоком. Возьмите чайную ложку. Опустите чайную ложку в стакан с водой. Мы видим ложку?
Дети: да.
Воспитатель: Теперь опустите ложку в молоко.
Дети: ложку не видно.
Воспитатель: Какой сделаем вывод?
Дети: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт № 2 «Молоко имеет цвет»
Предложить детям рассмотреть молоко и воду. Какого цвета молоко? А вода? Вывод: молоко белого цвета, а вода – прозрачная.
Опыт № 3 «Сворачивание молока под воздействием кислоты»
Воспитатель: налейте в тарелочку немного молока, возьмите лимонный сок, с помощью пипетки капните сок в молоко. Что произошло?
Дети: в молоке появились белые хлопья.
Воспитатель: Да, верно, оно свернулось. Большинство фруктов и ягод содержат в себе кислоту. И эта кислота вызывает сворачивание белка в молоке. Что мы сейчас и наблюдали. У некоторых людей сочетание фруктов или сока с молоком может вызвать расстройство желудка. Поэтому нельзя есть фрукты и ягоды сразу после того, как попили молоко.
Опыт № 4 «Обнаружение крахмала»
Воспитатель: На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты к молоку, сметане, творогу добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства. Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал? (Да). Для этого нам нужно в наше молоко добавить йод. Давайте, добавим и посмотрим, что произойдет. (Дети капают йод).
Воспитатель: Что случилось с молоком?
Дети: одно окрасилось в синий цвет, а другое – нет.
Воспитатель: Вывод: при соединении йода с крахмалом образуется вещество синего цвета. Если у нас молоко не стало синего цвета, какой вывод сделаем?
Дети: в нем нет крахмала.
Воспитатель: Верно. Значит, это молоко какое?
Дети: Полезное.
Опыт № 4 «Молочная радуга»
Воспитатель: Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете?
Дети: На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…
Воспитатель: Чем обычно рисуете?
Дети: Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…
Воспитатель: А на молоке кто-нибудь из вас рисовал?
Дети: Нет.
Воспитатель: Хотите попробовать? Нальем молоко в тарелку. Добавим в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (пипеткой, кисточкой или ватной палочкой). Возьмем другую ватную палочку, окунаем ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
А теперь, попробуйте сами! (Дети проводят опыт самостоятельно, воспитатель помогает).
Воспитатель: В чем же секрет фокуса? Дело в том, что в молоке содержатся молекулы жира, а моющее средство вступает в реакцию ними и, таким образом, приводит их в движение, что способствуют появлению таких красивейших причудливых разноцветных узоров на поверхности молока! Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Рефлексия.
Воспитатель: На этом наши эксперименты закончились и пора превращаться в девочек и мальчиков.
Покрутились, покружились и в ребятишек все превратились.
Воспитатель: Ребята, что сегодня мы узнали на занятии?
Предполагаемые ответы детей (какие животные дают молоко, какие продукты делают из молока, о свойствах молока).
Воспитатель: Какие продукты делают из молока?
Предполагаемые ответы детей: мороженое, сыр, кефир, йогурт, масло и т. д.
Воспитатель: Молоко каких животных мы употребляем в пищу?
Предполагаемые ответы детей: корова, коза, верблюдица и т. д.
Воспитатель: Почему молоко белого цвета?
Предполагаемые ответы детей: в нем содержится вещество казеин.
Воспитатель: Какие полезные вещества содержатся в молоке?
Предполагаемые ответы детей: витамины, жиры, белок.
Воспитатель: А чего следует опасаться при употреблении молока?
Предполагаемые ответы детей: не есть сразу после приема молока ягоды и фрукты.
Воспитатель: Какие задания вам понравилось выполнять?
Дети высказывают свои мнения и впечатления.
Воспитатель: Ребята, а мне понравилось, что вы сегодня хорошо работали и соблюдали правила поведения в лаборатории. На этом наше занятие окончено.
Литература:
1. Аджи, А. В. Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: практическое пособие для воспитателей ДОУ/ А. В. Аджи. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010. – 333 с.
2. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка»/ М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
3. Виноградова, Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. : АЙРИС-ПРЕСС, 2008
4. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Планы занятий/ В. В. Гербова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.
5. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
6. Тугушева, Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие, 2-е издание, дополненное/ Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. - Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015
7. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: из опыта работы – Под ред. В. В. Гербовой – М. : Просвещение, 2006. – 64 с.