Рябова Ирина Владимировна
Речевое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Но само общение полифункциональным.
Цели общения на основе использования языковых средств:
Поддержание социальных контактов
Обмен интеллектуальной информацией
Воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера
Сообщение информации.
Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком; лексикой, фонетикой, грамматическим строением, устными формами речи. Диалогом и монологом.
Речь детей необходимо развивать как средство общения на занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы, создавая условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обобщения ко взрослому, сверстнику, подбирая наибрлее подходящие по смыслу слова для точного выражения мыслей.
Стадии развития диалогической формы речевого обобщения.
1. «Дуэт»(Н. И. Лепская) - преддиалог - первоначальная форма общения матери с ребенком. Это особое явление нескоординированного речевого взаимодействия, в котором проявляются черты и диалога, и монолога.
2. «Коллективный монолог»(Ж. Пиаже) – поддержание социального контакта – первоначальная форма общения детей со сверстниками.
3. Практическое взаимодействие и скоорденированные речевые дейчтвия. Постепенно дети начинают испытывать потребность в практическом взаимодействии со сверстниками, желание довести до партнера цели и содержание своих действий, воспоминания из личного опыта.
4. Содержательный диалог, личностно окрашенное общение. Затем проявляется настоящая потребность делиться со сверстником своими впечатлениями на темы из личного опыта. Старшие дошкольники преследуют цели обмена сложной интеллектуальной информацией, координации совместных действий или достижения общего результата.
Критерии диалогической речи.
Выжнейшим критерием собственно социализированной речи – диалог является наличие в речевом взаимодействии не менее чем трех взаимосвязанных высказываний общающихся:
Инициативное высказывния
Ответ на него
Встречная ответная реакция на ответ.
Таким образом, диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Ее становление продит следующие стадии:
«Дуэт» - преддиалог
«Коллективный монолог» - поддержание социального контакта
Практическое взаимодействие и скоординированные речевые дейчтвия
Содержательный диалог, личностно окрашенное общение.
Диалог – это формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру. Общение со сверстниками – область развития подлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.
Коммуникативные способности.
Формирование коммуникативной способности включает два звена:
1. Овладение языком формирование языковой способности, связи «знак – знание», семантика и синтаксис.
2. Умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях – умение строить развернутый текст и устанавливать интерактивное взаимодействие.
Исходя из таких представлений о диалоге, программы для дошкольников охватывают следующие задачи:
Задачи освоения родного языка как средства общения для решения жизненно важных задач и формирования ориентировки на язык
Задачи установления детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных речевых и неречевых средств (мимика, жестов).
Задачи овладения средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи.
Задачи установления интерактивного взаимодействия (умение начать разговор, привлечь внимание собеседника, поддержать разговор).