Наталья Мигловец
Конспект открытого занятия по ООМ группе «Как устроены перья птиц»
Конспект открытого занятия по ООМ группе «Как устроены перья птиц»
Цель: развитие познавательно - исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.
Задачи:
Закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, с помощью элементарных опытов в соответствии с возрастом детей
Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей.
Совершенствовать навыки наблюдательности, умения сравнивать, обобщать.
Публикация «Конспект открытого занятия по ООМ группе „Как устроены перья птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Демонстрационный материал: Картинки с изображением разнообразных птиц; фото водоплавающих птиц, изображения перьев рулевых, маховых и пуховые; лупы; камушки;, карточка-схема свойств пера.
Раздаточный материал: тарелочки, перья натуральные по 1 шт. на ребенка, перья бумажные - по 2 шт. на ребенка, камушки, ножницы, стаканы с водой, пипетки, растительное масло, кисточки.
Словарная работа: рулевые, маховые и пуховые,полые
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята вы увидели, что, мир птиц очень велик и разнообразен. Мы с вами конечно не сможем рассмотреть сразу всех птиц потому что их очень. Но некоторых птиц мы сегодня рассмотри и узнаем много нового и интересного.
Давайте внимательно рассмотрим картинки вот эти птиц, и вы мне скажите у всех ли птиц одинаковый окрас?
Что мы сможем сказать еще сказать про птиц? (Чем они похожи друг на друга (у всех есть крылья, перья и похожее строение тела)
чем-то отличаются (туловище разное,голова,клюв,крылья и окрас,лапки).
А что же такого есть у птиц что нет ни у каких других животных?
Дети: у птиц похожее строение тела, многие умеют летать отличает от других животных наличие перьев и крыльев
Воспитатель: вы все правы, молодцы. А что вы можете про крылья
(картинки разных крыльев) сказать? (наводящие вопросы какие). Из чего состоят крылья у птиц?
Дети: из перьев.
Воспитатель: Я знаю что-то очень интересное про перья и хочу вам это рассказать
Проходите и садитесь за столы.
Воспитатель: о, перья, вот они - то нам и нужны, давайте мы их рассмотрим более внимательно? Возьмите по одному перышку в руки.
ОПЫТ 1 КАКОЕ ПЕРО НА ОЩУПЬ?
Воспитатель: Потрогайте перо. Какое оно на ощупь? Что можно сказать?
Сказать каждому
Дети: ответы детей (гладкое, пушистое.).
Воспитатель: Правильно! Перо пушистое, гладкое, приятное на ощупь. Вот мы и познакомились с одним из свойств пера. Мы сейчас эту особенность обозначим ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 1).
ВЫВОД 1: ПЕРО ГЛАДКОЕ, ПУШИСТОЕ.
ОПЫТ 2: ЛЕГКОЕ ИЛИ ТЯЖЕЛОЕ?
Воспитатель: а какое перышко еще? Интересно, что можно сказать про вес пера?
Дети: перо легкое!
Воспитатель: а почему вы так думаете? Как это можно проверить, что перо легкое? Дети: взвесить на весах, подержать в руках и т. п.
Дети кладут на одну руку перо, на другую - камень. И взвешивают в руках. Воспитатель: что вы чувствуете? какой вывод можно сделать?
Дети: перо легкое. (дать сказать каждому)
Воспитатель: хорошо, как еще можно проверить, что перо легкое?
Дети: можно подуть на перо, бросить на пол.
Воспитатель: Если мы подуем на перо - что произойдет? Подбросим перо - Что вы видите? А если мы камень бросим?
Дети: ответы детей перышко медленно летит в низ, плавно опускается.
Воспитатель: почему же перышко так плавно опускается на землю? Почему оно такое
легкое?
Воспитатель: Хотите узнать? Для этого я порошу вас сесть за столы. Давайте возьмем ножницы и отрежем кончик пера. Что видим?
Дети: ответы детей отверстие, внутри перо полое…
И обозначим картинками что перо легкое ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 2).
ВЫВОД 2: ПЕРО ЛЕГКОЕ
Воспитатель: давайте узнаем почему же перышко летает и так плавно опускается возьмем лупы и посмотрим на перо — что видим?
Дети: много ворсинок, пушинки плотно прилегают друг к другу.
Воспитатель: правильно, у пера все ворсинки очень плотно прилегают друг к другу, нет даже маленькой щелочки.
Воспитатель: И это мы с вами рассмотрели только одно перо. А у птицы этих перьев огромное количество. И еще, я вам раскрою небольшой секрет — есть несколько видов перьев. Они изображены на мольберте. Называются они маховые, рулевые (хвостовые) и пуховые. Давайте внимательно посмотрим на них, и попробуем предположить, исходя из названий, для чего птицам нужны маховые, рулевые и пуховые птицы.
Дети: маховые —птица машет крыльями, они в крыльях находятся, рулевые — помогают птице поворачивать, пуховые — согревают птичку (подсказываю, если дети ответить затрудняются).Поиграть в игру на внимание.
ОПЫТ 4: ПОЧЕМУ ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ НЕ НАМОКАЮТ?
Воспитатель: знаете, ребята. Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала : - Почему их перья не намокают? А вы как думаете?
Воспитатель: оказывается, у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве, которая вырабатывает специальный жир, и птицы смазывают свои перья этой смазкой.
Воспитатель: Вот у нас есть бумажные перья разных цветов. А жировую маслянистую пропитку нам заменит. Что, может, подскажите мне?
Дети: растительное масло.
Воспитатель: конечно, ведь масло и жир похожи. Попробуйте нанести кисточкой масло на одно бумажное перо, немного подождем. А второе бумажное перо не будем мазать маслом. Теперь пипеткой капните воду на оба перышка. Что происходит с водой?
Дети: На масленых перьях вода собирается в капельки, и стекает, перья не намокают. А бумажные перья впитывают водичку, и нужно время, чтобы они высохли
Воспитатель: обозначим это свойство пера ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 4).
ВЫВОД 4: ПЕРЬЯ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ СМАЗАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЖИРОВОЙ СМАЗКОЙ. ПОЭТОМУ ОНИ НЕ НАМОКАЮТ.
Воспитатель: Ребята, какие перья наиболее важные для птиц?
А сможете вспомнить свойства пера? (смотря подсказки карточки-схемы). А виды перьев запомнились?
А какой опыт вам понравился больше всего и почему?