Тюпина Евгения
«Путешествие в Буквоград». Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Путешествие в Буквоград»
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать способность выделять первый звук в слове, называть слова на определенный звук, пропевать звуки с изменением силы голоса;
- совершенствовать умения узнавать звуки по беззвучной артикуляции;
- закрепление знания пройденных букв. Формирование умения находить нужную букву среди других букв алфавита;
- совершенствование способности делить слова на слоги;
- знакомство с понятием «антракт в театре»;
- повторение правил поведения в общественных местах, на улице;
- закрепление знаний о геометрических фигурах, порядковых числительных.
Развивающие:
-развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, общей и тонкой моторики;
-развитие диалогической речи, умения давать ответ на поставленный вопрос.
Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- формирование умения принимать воображаемую ситуацию и выполнять правила игры (задания);
-создание у детей радостного настроения, желания играть вместе с педагогом.
Планируемые результаты:
- дети дают ответ на поставленный вопрос; пропевают звуки с изменением силы голоса; делят одно – двух и трёхсложные слова на слоги.
– отгадывают загадку, различают на слух звуки «А», «О», «И», «У», «Н», «П», «К», «Т», «М»; различают на письме буквы;
- дети активно участвуют в играх, принимают и выполняют правила игры; умеют внимательно слушать собеседника, проявляют эмоциональную отзывчивость к героям и желание помочь.
- дети выполняют тонкие дифференцированные движения пальцев рук – выкладывают букву «О» шерстяными нитками на фетре, выполняют движения в соответствии с текстом
Ход ООД:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня с утра у себя на окне я увидела странного гостя. Отгадайте, кто это.
Появляется ночами.
На суку в лесу сидит,
Зорко мышек сторожит.
Про неё идёт молва -
Никогда не спит.. (Сова) (появляется игрушка совы)
Воспитатель: Ребята, сова приглашает нас совершить путешествие (экскурсию) в сказочный город Буквоград.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
(ответы детей: на машине, на самолёте, поезде)
Воспитатель: Наше путешествие сказочное, поэтому мы будем передвигаться на сказочном ковре – самолете.
Воспитатель расстилает ковёр – самолёт.
Воспитатель: Чтобы отправиться в путешествие на ковре-самолете, нам нужно занять места. У меня на подносе лежат билеты. подойдите и выберете себе один билет и внимательно посмотрите на него. Найдите на ковре – самолёте такую же картинку, как на вашем билете – это и будет ваше место. (проверяю правильно ли заняли свои места)
Приглашает нас в полет
Необычный самолет.
С виду он ковер обычный,
Но летает он отлично
звучит музыка «Ковер-самолет»
Пока мы с вами летим, немного разомнемся и сделаем зарядку.
-Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
мы умеем сердиться,
мы умеем хохотать.
- А теперь закрывайте быстро глазки,
Чтобы очутиться в сказке.
Воспитатель: Ребята откройте глаза.
перед детьми появился город и щенок
Воспитатель: Вот мы и прилетели в город Буквоград. Впереди нас ждет интересная экскурсия. А кто же нас встречает?
Дети: щенок
Воспитатель: Здравствуй, щенок! А как тебя зовут?
Щенок: Здравствуйте. Меня зовут Альма. На какой звук начинается мое имя?
Дети: - звук А!
Щенок: Я пропущу вас в город, если вы найдете букву А на картинке и скажете, где она спряталась.
Воспитатель: Выберите того, кто будет обводить букву А на плакате, а остальные внимательно ищут, показывают и говорят, где она спряталась (дети находят букву А и обводят ее в круг).
Дети:
- буква А спряталась на трубе
- буква А спряталась на дороге
- буква А спряталась на дереве
- буква А спряталась на двери
- буква А спряталась на крыше
Воспитатель: Ребята, какую букву мы с вами искали? а почему мы обводили букву А красным фломастером?
Дети: потому что звук А – гласный.
Воспитатель: Ребята, как высчитаете, справились мы с заданием Альмы и можем отправляться дальше.
Мы по городу шагаем,
дружно здания считаем,
раз, два, три, четыре, пять
всех их нам не сосчитать! (под музыку дети маршируют)
Воспитатель: Ребята, мы встретили жительницу Буквограда.
- Здравствуй, девочка! Как тебя зовут?
Девочка : Меня зовут Уля. Ребята, а на какой звук начинается мое имя?
Дети: - звук У!
Воспитатель: Уля, а почему около дома собралось так много жителей? Может быть у вас праздник?
Уля: Нет., не праздник. В нашем городе поселился злой волшебник. Он заколдовал жителей, и они забыли, на каком этаже они живут. Может расколдуем их? Помогите нам, ребята!
Воспитатель: Поможем, ребята?
дети: да!
Воспитатель: Присаживаемся на коврик. Мы будем прохлопывать по слогам названия жителей. Если в названии жителя один слог – поселим его на первом этаже, если два слога – на втором этаже, а если 3 слога – на третьем этаже.
Воспитатель: Маша, какому животному ты хочешь помочь? (дети по очереди выбирают животного, проговаривают слово и с помощью хлопков определяют сколько слогов в слове и поселяют животное на нужный этаж) в ходе выполнения задания, спрашивать у детей, правильно ли … поселил животное)
Девочка: Спасибо, ребята, за то, что помогли расколдовать наших жителей.
Воспитатель: Ну что, ребята, помогли мы жителям города? теперь каждый из них нашел свою квартиру. А мы продолжаем гулять по городу. (встаем в круг)
звучит музыка
Мы по городу шагаем,
дружно здания считаем,
раз, два, три, четыре, пять
всех их нам не сосчитать! (под музыку дети маршируют
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы очутились на одной из улиц города. А как же нам перейти дорогу?
Дети: По светофору, по пешеходному переходу.
Воспитатель: Ребята, на какой свет можно переходить дорогу?
Дети: На зелёный.
Воспитатель: Правильно. В Буквограде светофор необычный. Он пропускает через дорогу только тех, кто может назвать слово на определенный звук. Сейчас на светофоре будут появляться буквы, Вам необходимо назвать слово на этот звук. Светофор пропускает только по одному. Ребята, будьте внимательны и не забывайте, что мы всегда помогаем друг другу.
(дети по одному подбирают слово на определенный звук)
Воспитатель: Какие Вы молодцы, быстро перешли на другую сторону улицы. Ребята, что мы сейчас с вами делали?
Воспитатель: А мы опять повстречали жителя города. Девочка, как тебя зовут?
Девочка: Меня зовут Оля. И я хочу вас пригласить в наш интересный театр.
Воспитатель: Ребята, а что мы должны предъявить, чтобы нас пропустили на представление?
Дети: билеты.
Девочка: Правильно, ребята. Но чтобы попасть к нам на представление, на ваших билетах должна быть буква, с которой начинается мое имя.
Воспитатель: Какой первый звук в имени девочки? Давайте проговорим.
Дети: Оля. Первый звук О.
Воспитатель: Сейчас мы с вами сделаем билеты. Присаживайтесь за столы. У вас на столах лежат билеты, но они пустые. Нам нужно сейчас выложить на них букву. А какая буква должна быть на билете? С помощью чего будем выкладывать? (на столах лежат листы фетра и нитки. Детям необходимо с помощью нитки выложить букву О)
В ходе выполнения работы, детям задаются вопросы: Почему буква О красного цвета? На что похожа буква О? А для чего мы ходим в театр?
(Смотреть представление, спектакли, слушать песни)
Воспитатель: Ребята, наши билеты готовы. Чтобы нас пропустили, предъявим билеты Оле.
Девочка: Предъявите ваши билеты!
Воспитатель: Ребята, поднимите билеты и покажите Оле. Какую букву мы с вами выкладывали?
Воспитатель: в театре города Буквоград для нас будут выступать артисты – звуки. Давайте вспомним, как мы произносим звуки.
- Аня, когда мы произносим звук И, что делают наши губы?
Ребенок: губы улыбаются
Воспитатель: Произнесем букву И все вместе.
- Илья, когда мы произносим звук О, что делают наши губы?
Ребенок: губы вытянуты вперёд и образуют овал
Воспитатель: Произнесем звук О все вместе.
- Саша, когда мы произносим звук А, что делает наш рот?
Ребенок: рот широко открыт
Воспитатель: Произносим звук А.
- Маша, когда мы произносим звук У, что делают наши губы? Произносим звук вместе.
Дети: губы вытянуты вперёд трубочкой
Воспитатель: сейчас артисты будут петь песню, а вы попробуйте отгадать, что это за песенка и выложить песню с помощью букв. (за ширмой появляются схемы песен, дети выполняют работу за столами). Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. На каждую схему необходимо спросить пропеть 2 – 3 человека, громко или тихо.
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали? Какие буквы были в песенках?
Дети: составляли песенки и читали. Буквы А,О,У, И
Воспитатель: Правильно, молодцы. В театре, так же как и в цирке или на концерте, певцам и зрителям нужен отдых. Отдых или перерыв называется – антракт. (проговорить вместе и индивидуально) Вот и мы с вами отдохнём
звучит музыка
«Физкультминутка»
Мы по городу шагаем, шагаем на месте
дружно здания считаем: показываем пальчиком в стороны
раз, два, три, четыре, пять,
всех их нам не сосчитать.
Быстрым шагом прошагаем, быстрый шаг
большой мост пересекаем, показываем дугу
бежим по четной стороне, бежим на месте
вон театр вдалеке. смотрим вдаль
Парк зеленый мы пройдем,
сразу речку мы найдем, плывем
Будем прыгать – раз, два, три, прыгаем
Магазин уж впереди. показываем руками вперед
Будем дальше мы играть,
новый город изучать. повороты вправо - влево
Воспитатель: Вот мы с вами пришли в магазин сувениров. В любом путешествии всегда покупают сувениры на память. Поздороваемся.
Продавец: Здравствуйте. Магазин наш не простой. Я продавец, а вы покупатели. Я продам каждому из вас только тот сувенир, на котором изображена буква вашего имени. Уважаемые покупатели, встаньте, пожалуйста, в очередь.
Воспитатель просит проговорить свое имя и назвать первый звук. Дети по очереди подходят и находят сувенир с буквой своего имени.
Продавец: Ну что, сувениры куплены. А еще сова мне нашептала, что вы отлично провели время в нашем городе. Поэтому я хочу подарить вам подарок в память о путешествии в город Буквоград.
Воспитатель: Что мы должны сказать, ребята?
Дети: Спасибо!
Воспитатель: Ребята, сувениры мы откроем с вами тогда, когда вернемся на ковре-самолете обратно в группу. Поэтому сейчас занимаем свои места. (все садятся на ковер-самолет)
Ребята, вам понравилось путешествие? В какой город мы летали? Каких героев встретили? Что понравилось? что показалось трудным для вас?
А сейчас закроем глазки и произнесем волшебные слова:
На ковре, на самолете
Полетим, полетим
Очутиться в нашей группе
Мы хотим, мы хотим.