Ирина Садыкова
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну знаний»
▼ Скачать
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну знаний»
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи: Образовательные:
• Продолжать учить различать согласные и гласные звуки.
• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
• Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)
• Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги по клеточкам.
Развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие в страну знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
• Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха.
• Развивать зрительное восприятие, внимание, память;
• Развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка;
• Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её.
• Обогащать лексику.
• Обеспечивать двигательную активность детей для повышения умственной работоспособности детей.
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, активность и самостоятельность.
• Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила;
• Желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Материалы к занятию: сундучок с сюрпризом (конфеты, мультимедийная презентация по конспекту, шарик на каждого ребёнка, графический диктант
Раздаточный материал: карточки (квадраты синего и красного цвета, для определения гласных и согласных звуков, карточки: схемы предложения цепочки из слов, листы в клетку для графического диктанта.
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
Игры по обучению грамоте: «Найди букву», «Подбери звуковую схему», «Найди место звука в слове» и др. ; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.
Ход занятия
(слайд1)
1. Организационный момент
Воспитатель: - Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям, поздороваемся с ними все вместе. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Мы пожмём друг другу руки Побежит тепло по кругу. И пусть хорошее настроение не покидает нас до самого вечера!
2. Вводная часть
Воспитатель: -Дорогие ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло необычное электронное письмо от царицы Грамматики
(слайд2)
Воспитатель: Давайте прочитаем его. (слайд3)
«Мои дорогие юные друзья! Я царица Грамматика. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Звуколяндию! Мне так хочется узнать, чему вы уже научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Звукаляндии вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»
Воспитатель: Вот так сюрприз, царица Грамматика прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и родители могли нами гордиться.
- Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Звуколяндию? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте разомнёмся, я вам предлагаю отгадать загадки о жителях страны готовы.
Его не видно, в руки не взять,
Но зато слышно. Что это? (звук)
Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (буквы)
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый …. (слог)
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту … (слово)
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я … (предложение)
Воспитатель: - Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! Для того чтобы попасть в страну Звуколяндию нам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова. Закрываем глаза. Раз-два-три в Страну Звуколяндию нас веди!
3. Основная часть
(слайд 4) Воспитатель: - Вот мы, кажется, и попали в Страну Звуколяндию, где живёт сама царица Грамматика и множество её помощников. А вот и первое задание от помощницы Царицы Грамот, феи Динь-Динь:
(слайд 5)
Задание 1. Что такое звук?
Воспитатель: Давайте, вспомним, чем отличается буква от звука? Ответы детей (Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).
Воспитатель:- Звуки делятся на две группы, какие? Дети: Гласные и согласные звуки.
Воспитатель - Чем отличаются гласные звуки от согласных?
(слайд 6)
Дети: Когда мы, произносим гласные звуки нам не мешают губы и зубы,
Дети: а согласные встречают на своем пути преграду. (слайд 7)
Работа за столами: (слайд 8)
Воспитатель : - Фея Динь-Динь приготовила для нас в игру "Определи какой это звук?", но для этого, давайте вспомним, каким цветом мы будем отмечать звуки. Гласные звуки. (красный цвет, а согласные. - (синий) согласный мягкий (зеленый).
- Я буду вам называть слова, а вы слушайте слова внимательно, чтобы определить первый звук. А теперь на экране будут появляться картинки и вы должны самостоятельно определить звук и какой группе он относится. (слайд 9-25)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием!
Задание 2.
(слайд 26)
Воспитатель: Следующее задание от Мудрой Совуньи. На слайде картинки с зашифрованными словами, чтобы отгадать, что здесь написано, нужно составить слово по первым буквам картинок. (слайд 27) (28-46)
Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат картинки, ваша задача вписать первые буквы картинок в пустые клетки самостоятельно и прочитать что у вас получилось. Приступаем к работе.
Воспитатель: И с этим заданием вы отлично справились.
Воспитатель: Весёлый Панда приготовил для вас разминку. (слайд 47)
ФИЗМИНУТКА
Воспитатель: - Какой молодец Панда, мы так здорово позанимались!
Задание 3. Составление предложений
(слайд 48)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что приготовил для нас ещё один помощник царицы Грамматик. Вот этот Ученый Гном, приготовил для вас задание. Какое сейчас время года? (Ответы Зима).
Воспитатель: Правильно зима. Учёный гном просит, чтобы вы нарисовали схемы предложений,которые я буду диктовать. Но прежде чем начать, давайте вспомним правила написания предложение. (слайд 49)
Что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль).
Как пишется первое слово в предложении (Первое слово в предложении пишется с большой буквы).
Что ставится в конце предложения? (в конце предложения ставится точка).
Но прежде чем нарисовать схемы предложений, мы с вами разомнём пальчики, чтобы они были послушными
Возьмите карандаш между ладошками и повторяйте за мной.
Карандаш в руках катаю
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Пальчики размяли, теперь пора приступать к заданию.
Воспитатель: - У вас на столах лежат карандаши листы на которых вы будите рисовать схемы предложений. Приготовились, слушайте внимательно. (слайд 50)
(Один ребёнок работает у доски.)
Текст «Зима».
Наступила зима.
Выпал пушистый снег.
Дети одеты в зимнею одежду.
Саша лепит веселого снеговика.
Девочки кормят зимующих птиц.
Петя катается на лыжах.
2вариант.
Наступила зима.
Всюду белый пушистый снег.
Холодно на улице.
Дети оделись тепло и пошли гулять.
Они катались на санках и лыжах.
Слепили веселого снеговика.
Девочки покормили снегирей и синиц.
Хорошо зимой.
Воспитатель: Сколько слов в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 предложении?
Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием! Ну что ж, продолжим наше путешествие по Стране Звукаляндии.
(слайд 51)
Воспитатель: - Ребята, а сейчас нам предлагает свою игру Незнайка еще один помощник Царицы. Нам нужно быть очень внимательными, ведь он ведь всегда всё путает? Вот и игру предлагает он нам «Звуки потерялись». Давайте, попробуем всё расставить на свои места.
Задание 4. «Звуки потерялись»
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И — хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Мы собирали васильки.
На головах у нас — щенки (венки).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
Закричал охотник: — Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнам (чайки).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы постарались, все звуки расставили на свои места и всё выполнили правильно.
(слайд 52)
Воспитатель: А вот и Незнайкин друг самый главный помощник царица Грамматики Знайкин и он нам предлагает следующие задание.
«Составь схему слова», «Звуко - буквенный анализ слова» (фонетический)
Воспитатель: - Отгадайте загадку
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (книга)
Один ребёнок у доски, остальные дети выкладывают карточки на столе.
- Назовите гласные звуки в этом слове
- Теперь назовите согласные.
- Назовите первый звук.
- Какой это звук?
- Каким цветом мы его обозначим?
- Какой второй звук в слове?
- Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим
- Какой третий звук в слове?
- Какой это звук?
- Какой следующий звук?
- Какой это звук?
- Какой последний звук в слове?
- Какой это звук?
- Сколько всего букв в этом слове?
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Сколько слогов?
- Поставьте ударение. Что для этого нужно сделать со словом? (позвать к себе)
Воспитатель: - И у нас осталось последнее задание, которое приготовила царица Грамматики. Вы все сегодня очень хорошо выполняли задания и сейчас мы узнаем какую же оценку сегодня каждый из вас заработал. А узнаем мы это, выполнив графический диктант.
Графический диктант
1. Одна клетка вниз,
2. Две клетки вправо,
3. Три клетки вниз,
4. Три клетки влево,
5. Одна клетка вверх,
6. Две клетки вправо,
7. Одна клетка вверх,
8. Две клетки влево,
9. Три клетки вверх,
10. Три клетки вправо,
11. Одна клетка вниз,
12. Две клетки влево.
Воспитатель: - Какую оценку вы сегодня получили? (пять)
(слайд 53)
Воспитатель: - Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Звуколяндию, пора возвращаться в наш детский сад. Давайте опять закроем глаза!
(воспитатель произносит слова: один, два, три в детский сад нас веди)
Воспитатель: - Ребята, всем жителям Страны Звукаляндии, понравилось, как вы выполнили все задания, и вам за это от них сюрприз.
Итог занятия
Воспитатель: - Ребята! Понравилось вам занятие?
- Какие задания были самыми сложными для вас? Почему?
- Какие задания показались вам интересными?
- Я благодарю вас!