Надежда Конюшихина
Конспект открытого занятия по музыке в старшей группе «Колокольчик для гномика»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель, Конюшихина Надежда
Цель:
- познакомить с музыкальным инструментом «колокольчик».
Задачи:
- познакомить с формой, строением, практическим применением музыкального инструмента «колокольчик»;
- познакомить с отличительными особенностями металлических, керамических, фарфоровых колокольчиков;
- учить петь легким, «полетным» голосом;
Публикация «Конспект открытого занятия по музыке в старшей группе „Колокольчик для гномика“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять ранее разученный песенный репертуар;
- развивать звуковысотный слух, ритмическое чувство, фантазию, слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление;
- развивать умение двигаться легко и непринужденно в характере музыки, слышать окончание музыкальной фразы, сопровождать движение игрой на колокольчике;
- воспитывать любовь к музыке, инструментальному музицированию.
Атрибуты, оборудование:
- игрушка «Гномик», четыре искусственных елки, ткань цвета осенней листвы, два небольших деревянных пенька, два разных по величине плетеных из лозы короба для колокольчиков, ткань, под которой «спрятаны» колокольчики, плетеное лукошко для маленьких колокольчиков, один металлический (валдайский) колокольчик, один керамический, два фарфоровых и один хрустальный колокольчики, набор из двенадцати колокольчиков на ручке, тринадцать деревянных палочек для игры на колокольчиках, одиннадцать маленьких колокольчиков с завязанными разноцветными ленточками для музыкальной игры, маленький красный колокольчик для гномика;
- фортепиано, четырнадцать маленьких стульчиков (12 – для детей, 1 – для музыкального руководителя, 1 – для воспитателя, мультимедийная презентация, ноутбук, проектор, экран.
Репертуар:
песни Е. Шаламоновой «Песенка гномов» и Г. Струве «Пестрый колпачек». Музыка Ю. Рожавской для игры с колокольчиками (Музыка и движение : Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. Из опыта работы муз. руководителей дет. садов / Авт. -сост. : С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – Просвещение, 1983.)
Ход занятия:
Под музыку «Песенки гномов» дети входят в музыкальный зал и садятся на стульчики. Слайд 1.
Муз. рук-ль (поет) : Здравствуйте, ребята!
Дети (поют) : Здравствуйте!
Муз. рук-ль: Здравствуйте, мухи!
Дети: З-з-з!
Муз. рук-ль: Здравствуйте, комарики!
Дети (поют немного выше) : З-з-з!
Муз. рук-ль: Здравствуй, большой мохнатый шмель!
Дети: Ж-ж-ж!
Муз. рук-ль: Здравствуйте, петушки!
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Муз. рук-ль: Здравствуйте, гуси!
Дети: Га-га-га!
Муз. рук-ль: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся, а гости в ответ поздороваются с нами.
Муз. рук-ль вместе с детьми: Здравствуйте, гости!
Гости отвечают.
Муз. рук-ль: Ребята, садитесь!
Дети: Спасибо!
Муз. рук-ль: Ребята, вспомните, под музыку какой песни вы заходили на занятие в музыкальный зал?
Дети: Под музыку песни про лесных гномиков.
Муз. рук-ль: Завтра у нас в садике Праздник фонариков, мы будем её петь на празднике и сейчас давайте порепетируем!
Дети исполняют песню Е. Шаламоновой «Песенка гномов».
На последнем куплете песенки: Слайд 2.
Муз. рук-ль (обращает внимание детей на экран) : Ребята, посмотрите, кто это сидит под елочкой?
Дети: Гномик!
Муз. рук-ль: А как вы догадались, что это гномик?
Дети: Гном - маленького роста, с длинной седой бородой и на голове у него колпачок.
Муз. рук-ль: А на колпачке что вы видите?
Дети: Колокольчик!
Муз. рук-ль. : Да, действительно, маленький красный колокольчик!
Гномик исчезает : Слайд 3.
Муз. рук-ль: Ой, исчез… А может, гномик решил придти к нам в гости, давайте поищем его в зале!
Дети, сидя на стульчиках, осматривают зал и находят гномика на пеньке под елкой.
Как только музыкальный руководитель берет гномика и подходит с ним к детям, Слайд №4 (пустой) и закрывается занавес.
Муз. рук-ль (подходит, берет гномика) : Здравствуй, гномик! Мы очень рады тебя видеть! Ребята, мне кажется, что гномик какой-то очень грустный! А почему?
Дети: У гномика нет колокольчика на колпачке!
Муз. рук-ль: И правда, гномик потерял колокольчик! А для чего гномику колокольчик?
Ответы детей.
Муз. рук-ль: Да, колокольчик нужен для того, чтобы гномик не потерялся в густом лесу. Давайте поможем гномику найти его колокольчик, чтобы он смог вернуться домой.
(Ставит гномика на крышку фортепиано) Гномик, не печалься, не грусти,
Лучше с нами посиди:
Хоть всю землю обойдем,
Колокольчик твой найдем!
Ребята, а чтобы гномика немного развеселить, давайте встанем, поиграем в игру «Хлопушки».
Музыкальный руководитель прохлопывает определенный ритм, дети повторяют.
Муз. рук-ль: А теперь я запускаю звук по кругу.
Проводится игра «Поймай звук».
Муз. рук-ль (берет корзину с колокольчиками, накрытыми тканью, ставит перед детьми) :
Колокольчик гнома звонкий,
Голосочек его тонкий.
Может, где-то здесь притих
Среди множества других!
(Берет в руки валдайский колокольчик)
Колокольчик – это ударный музыкальный и сигнальный инструмент, он имеет форму купола, внутри которого пусто. Ребята, у всех у нас есть рот. Покажите, где он?
Дети показывают.
Муз. рук-ль: А что у нас во рту есть такое, что помогает нам произносить звуки?
Дети отвечают.
Муз. рук-ль: Правильно, и у колокольчика тоже есть язычок, который находится внутри купола. Язычок ударяется о стенки колокола и получается вот такой звук (показывает). Этот колокольчик металлический, его изготовили из металла.
(Берет в руки керамический колокольчик). Смотрите, какой необычный колокольчик, как вы думаете, из чего он изготовлен?
Дети отвечают.
Муз. рук-ль: Правильно, из глины, такой колокольчик называется керамический. Послушайте, какой у него звук (показывает?
Дети отвечают.
Муз. рук-ль: У керамического колокольчика звук приглушенный, не такой звонкий, как у металлического. (Берет в руки фарфоровые колокольчики). Эти колокольчики тоже из глины, но покрыты специальной глазурью и поэтому такие красивые и называются фарфоровые. Они разной формы, а звук у них одинаковый (звонит?
Дети отвечают.
Муз. рук-ль: Звук у фарфоровых колокольчиков не одинаковый. (Берет в руки хрустальный колокольчик). Смотрите, какой красивый колокольчик! Он – из стекла и называется хрустальный. Ребята, как вы думаете, а язычок у хрустального колокольчика есть? Давайте посмотрим… (Подносит колокольчик к каждому ребенку). Звук у колокольчика необычный, очень нежный, хрустальный (играет). Я сейчас все пять колокольчиков поднесу к каждому из вас, и вы можете очень коротко позвонить в один колокольчик, который больше всего понравился.
Дети по очереди звонят в колокольчики.
Муз. рук-ль: Ребята, среди этих колокольчиков находится тот, который потерял наш гномик?
Дети: Нет!
Муз. рук-ль: А среди вот этих? (Открывает остальные колокольчики)
Дети: Нет!
Муз. рук-ль: Интересно, как же звучат эти колокольчики? Давайте на них поиграем!Но не при помощи язычков, а при помощи деревянных палочек. Запомните, держим колокольчик за ручку левой рукой, а в правой держим палочку и ударяем по стенке колокольчика. Ребята, вам нравится вот такой звук (ударяет сильно, звук громкий и резкий? А такой (ударяет не сильно, звук мягкий, нежный? Палочкой по стенке колокольчика нужно ударять так, чтобы звук был красивым.
Музыкальный руководитель раздает детям сначала колокольчики, потом палочки. Дети встают возле своих стульчиков. Сначала дети вместе с музыкальным руководителем играют на колокольчиках одновременно, а затем по одному по кругу. Дети садятся на стульчики, музыкальный руководитель собирает колокольчики.
Муз. рук-ль (смотрит задумчиво на гномика) : А гномик-то наш грустит… Как же ему помочь! Ребята, наверное, нам самим нужно на какое-то время стать маленькими гномиками, чтобы понять, где же он мог потерять колокольчик. Давайте поиграем в игру, которую мы с вами разучили на прошлом занятии. Только тогда мы играли на погремушках, а сегодня, как вы думаете, на каком инструменте мы будем играть?
Дети отвечают.
Муз. рук-ль: Правильно, на колокольчиках! А так как мы превратились в маленьких гномиков, то и колокольчики у нас должны быть маленькие (достает лукошко с маленькими колокольчиками, вот такие! Но давайте вспомним правила игры (проговаривает).
Детям раздаются колокольчики, считалкой выбирается «старший» гномик.
Проводится «Игра с колокольчиками» :
Дети-гномики стоят в кругу, у каждого в правой руке колокольчик. В середине круга стоит без колокольчика «старший гномик», которого выбрали заранее считалочкой:
Гномик по лесу шагал,
Колокольчик потерял.
Колокольчик мы найдем,
Гномика домой вернем.
Такты 1-8: Дети-гномы идут вправо, причудливо шагая, по кругу и звонят в колокольчики. Старший гномик идет, шагая, влево. В конце музыки дети-гномы останавливаются, повернувшись лицом в круг.
Такты 9-12: Стоят, звонят в колокольчики.
Такты 13-16: Кружатся. С окончанием музыки дети-гномы кладут колокольчики на пол перед собой.
Такты 17-24: Дети-гномики бегут по кругу. С последним аккордом быстро берут колокольчики. «Старший гном» старается взять чей-нибудь колокольчик. Тот ребенок-гномик, кто остался без колокольчика, садится на стульчик.
Считалочкой выбирается «старший гномик» и игра продолжается.
Муз. рук-ль: Молодцы, ребята! Ну что, понравилось вам быть гномиками? (Берет гномика с фортепиано). Давайте подумаем, если мы нашли гномика под елочкой, то где нам нужно его колокольчик искать?
Дети: Под елочкой!
Дети вместе с музыкальным руководителем идут искать колокольчик под елочками и находят его, зацепившимся за ветку ели.
Муз. рук-ль: Нашли! Вот какой красивый колпачок у нашего гномика! (Привязывает колокольчик к колпачку). Ребята, гномик просит, чтобы мы спели вместе с ним какую-то песенку. Сейчас мы гномика посадим на пенечек, и постараемся угадать, какую же песенку нам нужно спеть. (Подходит к стойке, снимает ткань с колокольчиков на подставках, и палочкой играет первые две фразы песенки «Веселый колпачок»)
Дети вспоминают название песенки.
Муз. рук-ль: Ребята, а давайте вместе с гномиком споем эту песенку под елочками, и представим, что наши стулья – это маленькие пенечки. Каждый берите по стульчику и ставьте перед елочками.
Дети исполняют песню Г. Струве «Веселый колпачок».
На третьем куплете песни занавес открывается и на экране появляется Слайд №5.
Муз. рук-ль: Молодцы, как дружно и весело мы спели эту песенку вместе с (подходит к елочкам… Ребята, посмотрите, а где же гномик? Его нет нигде, он опять исчез!
Слайд №6.
Возможно, дети сами заметят гномика на экране.
Муз. рук-ль: Гномик, оказывается, вернулся к себе домой! Посмотрите, какой он радостный, как он улыбается! Это гномик так нас благодарит за то, что мы помогли ему найти его колокольчик. Гномик, приходи к нам завтра на праздник! Ну что же, ребята, пришла пора прощаться. Давайте споем гномику «До свидания, гномик!».
Дети поют вместе с музыкальным руководителем.
Муз. рук-ль: Нужно попрощаться и с нашими гостями.
Слайд № 7.
Дети, вместе с музыкальным руководителем : «До свидания, гости!»
Гости отвечают.
Муз. рук-ль: Ребята, наше музыкальное занятие подходит к концу, и так неожиданно получилось, что благодаря гномику, мы много интересного узнали про музыкальный инструмент колокольчик. Понравилось вам играть на колокольчиках?
Ответы детей.
Муз. рук-ль: Напоминаю, что из музыкального зала мы выходим, взявшись за руки и только тогда, когда начнет звучать музыка. До свидания, ребята!
Дети отвечают и выходят из зала под музыку песни Г Струве «Веселый колпачек».