Папки-передвижки

Конспект открытого занятия в старшей группе «Вулканы»

Дарья
Конспект открытого занятия в старшей группе «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ:

1. Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы. Познакомить с профессией ученого-вулканолога.

2. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

3. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.

4. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

ЗАДАЧИ:

1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.

Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Вулканы“» размещена в разделах

2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

4. Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.

5. Закрепить умение выявлять свойства материалов.

6. Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.

АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ:

Кратер, минерал, твёрдый, плотный, не впитывает, вулкан, наковальня, лава, жерло, гора.

ПРЕДАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек".

2. Рассматривание фотографий, иллюстраций с различными видами вулканов.

3. Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ :

Интерактивная доска, ноутбук, иллюстрации вулканов, видео-презентация, макет вулкана, смесь для извержения: сода, красная краска, моющее средство, лимонная кислота, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка, глубокая тарелка, сода, моющая жидкость, уксус, макет вулкана, маленькие ложечки).

Ход занятия:

1 часть

Воспитатель: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Занятие у нас необычное, к нам сегодня пришли гости!

Дети: Здравствуйте!

2 часть

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется.

Дети: Земля

Воспитатель: Отгадайте загадку:

«Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном.»

(географическая карта).

Дети: карта.

Воспитатель: Дети, что изображено на карте?

Дети: Наша Земля

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?

Дети: моря, океаны, реки.

Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.

Дети: Суша, пустыни, горы.

Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?

Дети: Это высокие холмы.

Воспитатель: А из чего состоят горы?

Дети: из камней.

Воспитатель: А еще, есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как же они называются?

Ребенок:

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

И зовут меня Вулкан!

Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.

3 часть

Воспитатель: Я вам расскажу легенду о вулкане, которую вы еще не слышали.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”

(На экран выводится картинка с изображением бога Вулкан)

Воспитатель: Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. Понравилась? (Да)

4 часть

Воспитатель: А как образуются вулканы?

Дети: В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает, застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и опять и в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так вырастает вулкан.

Воспитатель: А где может образоваться вулкан?

Дети: На суше, и даже в воде.

Воспитатель: Почему он извергается?

Дети: Внутри Земли очень высокая температура, магма бурлит и пытается вырваться наружу, что ей и удается через трещины в земной коре.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.

Воспитатель: А это как называется?

Дети: это жерло похоже на красновато – оранжевую пасть, уходящее глубоко в землю.

Воспитатель: Обратите внимание на его верхнюю часть, как называется эта часть вулкана?

Дети: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.

Воспитатель: А на что он похож?

Дети: Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т. д.

Воспитатель: Ребята, а что внутри вулкана?

Дети: это магма.

Воспитатель: А огненная жидкость, выходящая из вулкана

Дети: Лава

Воспитатель: А почему внутри магма, а когда выходит наружу-лава?

Дети: Потому что магма это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу то газы испаряются и остаются только расплавленные камни-лава.

Воспитатель: Кто знает, как происходит извержение вулкана?

Дети: Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.

Воспитатель: Как именно лава может извергаться?

Дети: Ну, иногда вулкан как- будто взрывается, выбрасывая лаву вверх и в стороны.

Дети: А еще бывает, лава вытекает “спокойно”.

Воспитатель: А как долго вулкан может извергаться?

Дети: один, два дня, а может и несколько лет.

Воспитатель: После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая земля- например Гавайские острова образовались в океане миллионы лет назад благодаря вулканическим процессам

Воспитатель: Какие виды вулканов вы знаете?

Дети: Потухшие-это вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет. Алмазная голова – Гавайи.

Дети: Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно. Тейде – Испания.

Дети: Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества. Ключевская Сопка - Россия, Камчатка. И, кстати, это самый высокий действующий вулкан в Евразии.

5 часть

Воспитатель: А вы когда-нибудь видели извержение вулкана? Хотите увидеть? Но для этого нам надо до него дойти!

Физкультминутка.

Мы шагаем по равнине

Раз-два, раз-два.

А теперь плывём на льдине

Раз-два, раз-два.

Вот идём по плоскогорью

Раз-два, раз-два.

Забираемся на горы

Раз-два, раз-два.

А теперь мы отдохнём

Раз-два, раз-два.

И места свои займем!

Раз-два, раз-два.

Воспитатель включает фильм с извержением вулкана (видео).

(на острове Реюньон в Индийском океане началось извержение вулкана Питон-де-ла-Фурнез - в переводе на русский означает «Пик Печь», «Пик Очаг» или «Вершина печи.

Питон-де-ла-Фурнез, является одним из самых активных и продуктивных вулканов в мире. Сейчас вулкан находится в фазе частых, но кратких извержений, которые начинаются с фонтанов магмы и переходят в большие потоки лавы. Так как «зона поражения» вулкана необитаема, его извержения не представляют особой угрозы и не наносят никакого ущерба жителям и гостям Реюньона.

Гиганту почти 530 тысяч лет, начиная с 17 века Питон-де-ла-Фурнез произвел более 150 извержений)

Воспитатель: Что вы испытали, когда посмотрели извержение?

Ответы детей.

6 часть

Воспитатель: Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой? (вид на Корякский вулкан (Корякская сопка) и город Петропавловск-Камчатский — административный центр Камчатского края.)

-Чем это грозит?

- А что происходит обычно перед извержением?

Дети: землетрясение.

-А сможет ли кто- то подсказать, помочь людям о наступающем извержении вулкана?

Дети: вулканологи

Воспитатель: Действительно, люди этой профессии называются вулканологи. Этим ученым иногда удается предупредить людей об надвигающейся опасности и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». Посмотрите, какая это опасная профессия.

7 часть

Проведение опыта.

Воспитатель: Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле.

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.

Воспитатель: Для этогомы возьмем наш макет вулкана, который мы с вами сделали и оживим его! У меня есть специальные ингредиенты, давайте их рассмотрим.

Достаю соду, жидкость, «Ферри» и уксус с запрещающим знаком.

- А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Дети, что это за знак?

Дети: детям нельзя трогать

Воспитатель: это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

Воспитатель: Внимательно следите за моими действиями: в окрашенную воду в стаканчике кладем чайную ложку соды, каплю моющего средства. Перемешиваем аккуратно. После чего содержимое стаканов выливается в наше жерло вулкана, и я сама добавляю уксус.

-Ребята, кажется наш вулкан «оживает» и из него выходит, пузырясь лава.

(Дети наблюдают извержение вулкана)

Яна: «Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой.

По склонам лава потекла. И землю сильно обожгла.

Вулкан гремит, вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул.

И на десятки лет уснул».

8 часть

Подведение итогов

Итог. (Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха)

Воспитатель: Ребята, наше исследование подошло к концу, помогите мне продолжить фразы:

Мне понравилось….

Я узнал (а…

Меня удивило… .

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!

9 часть

Стук в дверь, заходит почтальон: Добрый день!

Воспитатель/ дети: Добрый день!

Почтальон: Это детский сад № 1 УДПРФ? А здесь ребята из Группа №6?

Воспитатель/ дети: да

Почтальон: А то я вас все ищу, ищу. Вам посылка.

Воспитатель: От кого?

Взрослый: от вулканологов.

Воспитатель/ дети: Спасибо, до свидания!

Воспитатель: К нам в садик пришла посылка от вулканологов. Как неожиданно давайте откроем посылку, что там? Да это же набор вулканических камней! А еще есть записка: «Дорогие ребята, нам, Камчатским вулканологам, стало известно, что вам очень нравятся вулканы. Даже сделали свой маленький вулкан. Дарим в группу набор камней, которые мы нашли после извержения вулкана. Желаем быть такими же любознательными и трудолюбивыми. А так же надеемся, что кто-нибудь из вас, когда вырастет, тоже станет вулканологом, как мы! До свидания!»

Воспитатель: Вот здорова! Давайте скажем, друг другу спасибо, и пойдем в свою группу рассматривать подарок вулканологов!».

Публикации по теме:

Конспект интегрированой НОД «Вулканы» в подготовительной группеКонспект интегрированой НОД «Вулканы» в подготовительной группе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района Санкт-Петербурга (дошкольное.

Экспериментально-исследовательское занятие в старшей группе «Вулканы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада по теме «Вулканы». Программные задачи: 1. Продолжать.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия в старшей группе «Вулканы»
Опубликовано: 27 мая 2015 в 09:04
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе «Вулканы»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД