Светлана Ерошенко
Конспект открытого занятия по изодеятельности «В гостях у Аксиньи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Ерошенко С. В., воспитатель I квалификационной категории МБДОУ №34, г. Азова.
Тема: «В гостях у Аксиньи»
Цель: Знакомство с Семикаракорской росписью.
Задачи:
1. Познакомить с Семикаракорской керамикой.
2. Учить расписывать готовое изделие элементами Семикаракорской росписи.
3. Развивать связную речь, внимание, память, наблюдательность, мелкую моторику рук.
4. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости.
Интеграция образовательных областей: художественная литература, труд, познание, безопасность, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Публикация «Конспект открытого занятия по изодеятельности „В гостях у Аксиньи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Оборудование: мягкие модули, карта, печь, заготовки чашек, гуашь, кисти, подставки, салфетки, баночки с водой, семикаракорский фаянс, аудиозапись донских напевов.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель: (раздается звонок по телефону) – Ало, здравствуйте, да, это 34 детский сад. Правильно, я Диана Николаевна. Конечно, обязательно приедем.
Воспитатель: Ребята, сейчас позвонила моя знакомая Асинья и пригласила нас в гости. Живет она в Семикаракорске. А позвала она нас к себе, чтобы показать великолепную керамическую посуду, которая является гордостью Донского края. Но для этого нам надо отправиться в Семикаракорск. Давайте пойдем к карте и посмотрим, где находится этот город. (Работа с картой)
Воспитатель: В далекие времена наши Донские просторы заселяли тюркские воины. Этот город был крепостью и назван был Семикаракорск, Что в переводе – «черная крепость».
Воспитатель: Ребята, а на чем мы туда сможем добраться?
Дети: (перечисляют)
Из модулей сделан макет корабля.
Воспитатель: Мы отправимся в путь на этом замечательном корабле. А что нужно сделать чтобы нас пустили на корабль?
Дети: Купить билеты.
Воспитатель: Ребята, билеты можно купить в кассе только за казачьи пословицы и поговорки.
Воспитатель: Прошу занять места, согласно купленным билетам.
(играет казачья музыка, дети рассаживаются)
Воспитатель:
На тихом Дону, само сердце вскричало,
С Придонья откликнулся нам птичий гам…
Казачья ль любовь лебединым причалом
Для песен пристала к Донским берегам!
Не здесь ли, бежавшим, сулились сполохи?
И воля – посланникам северных стуж;
Здесь вскормлены щедро, униженных вздохи,
Изгоев и ссыльных – в Сибирскую глушь…
А сколько тут, вырвавшихся из затворов, -
Слезой, опоивших свои рукава,
Встречали с восторгом здесь вольные зори,-
И Солнцу и Дону дарили слова…
Ах, Дон, словно улей, наполненный мёдом, -
Наполнен ты песнями вольных людей…
О белые лебеди песен Придонья!
О радость, летящих на Дон лебедей!
(прибывают в Семикаракорск)
Аксинья : Здравствуйте, гости дорогие, проходите в мой курень.
Аксинья : А вы знаете, что такое курень?
Дети: Это дом казака.
Аксинья : А кто такие казаки?
Дети: Это вольные люди, бежавшие от несправедливости и унижений.
Аксинья : Посмотрите, что находится в моей горнице.
Аксинья : В курене главным стержнем была печь – грубка. У глухой стены стояла кровать. В каждой казачьей семье был сундук, в котором хранилось приданое невесты.
(рассматривают содержимое сундука)
Аксинья : В нем хранилась не только одежда, но и отрезы ткани.
(дети примеряют)
Аксинья : Вдоль стен стояли лавки, а полы были застланы половицами. Половицы казачки ткали сами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая нарядная Аксинья.
Воспитатель: А вы знаете, в какой наряд она одета?
Дети: В старинную казачью одежду.
Аксинья : Правильно. Комплект, состоящий из юбки и кофты, называется парочкой. Украшались юбки лентами, оборками, кружевами, бисером. А как называлась такая юбка?
Дети: Зановка.
Аксинья : Кофточка тоже украшалась лентами, кружевом, вышивкой и баской. А как кофта называлась?
Дети: Кираса.
Аксинья : Чтобы юбка была пышнее, од нее надевали нижнюю юбку, а то и две, и три. А чтобы не запачкалась зановка, что надевали сверху?
Дети: Запон.
Аксинья : А что надевали на волосы?
Дети: Шлычку.
Аксинья : Правильно, на пучок волос надевалась шлычка. Издавна казачки плели кружева и украшали ими одежду. Они берегли их Даже если одежда портилась, кружева срезали и хранили их в сундуках. А молодые казачки даже гадали по ним.
Аксинья : Я предлагаю вам тоже заняться рукоделием.
Игра «Кружева»
Аксинья : Нам понадобятся два водящих: один – «ткач», другой – «челнок».
Кто посчитает?
(считалка)
Аксинья : Остальные становятся в круг. По сигналу «челнок» начинает бегать, не пропуская ни одни воротца, а «ткач» его догоняет.
Аксинья : Понравилась игра? Тогда научите своих товарищей этой игре, когда вернетесь в Азов.
Аксинья : Посмотрите гости дорогие сюда, что это?
Дети: Шкаф.
Аксинья : Правильно, это шкаф, а называется он – «подставчик». В нем хранится самая красивая посуда. Давайте рассмотрим ее поближе.
Давным – давно, гончары добывали глину на обрывах батюшки Дона и делали первую керамику. Много воды утекло в Дону. Выросло мастерство наших умельцев. По всей России гремит слава о семикаракорской керамике. В процессе творческого поиска, было найдено неповторимое семикаракорское письмо: яркое, нарядное.
Все изделия покрывались глазурями: красными, желтыми, зелеными, оранжевыми.
Все краски края, цвет донской земли впитал в себя семикаракорский фаянс.
Аксинья : А как вы думаете, что обозначали рисунки?
Дети: Голубой - небо, река Дон; цветы – это цветущая жизнь; зеленый – насколько зелены наши края.
Аксинья : Синее небо над Доном, парящие в нем птицы, яркие весенние тюльпаны, маки, розы, цветущая сирень, колыхание зеленых трав, все эти особенности нашли отражение в народно-прикладном искусстве Дона.
Степь с выжженной травой летом, дает приглушенный колорит зеленовато-коричневой гаммы. От летних зарисовок появился первоначальный вариант семикаракорского письма – «знойное лето».
Воспитатель: Аксинья, а наши дети тоже хотят попробовать свои силы в росписи посуды. Может ты им расскажешь, да и покажешь?
Аксинья : Конечно. У меня как раз есть нераскрашенные керамические чашки.
Аксинья : В основе письма лежит букетно-растительный орнамент. Цветок часто дополняется сеткой – арабеской.
Аксинья : А что она вам напоминает?
Аксинья : А давайте ее из камыша выложим и посмотрим.
(выкладываем, кладем зерна)
Аксинья : А не похож ли наш рисунок на вспаханную и засеянную землю?
Аксинья : Дополняется рисунок и другими декоративными элементами, такими, как завитки. А что они вам напоминают?
Дети: Ветер.
Показ техники.
Практическая работа детей.
Аксинья : Вам понравилось расписывать посуду?
Аксинья : Спасибо вам за помощь. Пока вы были заняты делом, я испекла для вас пирог в грубке.
Воспитатель: Вам понравилось в гостях? Так давайте поблагодарим хозяйку за игры, рассказы и угощенье, а то нам пора возвращаться в наш детский сад.
Аксинья : До свидания, ребята, приезжайте еще в гости.