Билинкевич Наталья Викторовна
Конспект открытого занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Веселая дымковская ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по художественно – эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе.
Тема: «Веселая дымковская ярмарка»
Цель: продолжение знакомства детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Обратить внимание на образную выразительность предметов искусства.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по декоративному рисованию в старшей группе „Веселая дымковская ярмарка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
• познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой (из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Учить различать цвета, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов.
• Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий из глины. Расширять представление детей о форме предметов.
• Воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества.
• Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки.
Ожидаемые результаты: закрепление и систематизация знаний о дымковской росписи; формирование умения отличать ее от других видов росписи; формирование умения создавать свой орнамент при работе с дымковской игрушкой, подбирая соответствующие цвета и
элементы.
Материал и оборудование: дымковские игрушки («Барыня», «Индюк», «Конь», «Корова», «Петушок», гуашь, ватные палочки, зубочистки, салфетки, стаканчики с водой, готовые фигурки коней.
Общая воспитательная работа в группе : расширение знаний детей о русской народной культуре.
Словарная работа: (обжигали, белили, бог солнца Ярило, узоры).
Методы и приё мы: художественное слово, показ и обыгрывание дымковских игрушек, поощрение, использование русских народных костюмов, мультимедийное изображение элементов дымковской росписи, музыкальное сопровождение.
Использование предметно-развивающей среды: учебная и игровая зоны.
Работа с родителями: предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, а что такое ярмарка? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ярмарка - это такое место, куда съезжались люди из разных городов и деревень, чтобы купить или продать товар, еще ярмарка - это веселый праздник с песнями и плясками.
Мальчик-коробейник:
Здравствуйте гости дорогие
Мы ребята удалые,
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Все предметы не простые,
А волшебно-расписные.
Это…Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
Поглядитека скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Ой! Что же случилось с нашими дымковскими игрушками, опять мастер не успел их расписать.
Воспитатель: Ребята посмотрите, это письмо от мастера. Пишет, что у него закончились яркие краски, и ему срочно пришлось уехать на фабрику, где их изготавливают.
Мальчик-коробейник: Но ведь фабрика так далеко и ярмарка скоро закончится. Что же делать, как же быть.
Воспитатель: не переживайте, я уверенна, что ребята очень любят рисовать, но для этого надо узнать все о дымковских игрушках и об искусстве их росписи, а я вам в этом помогу. Ну, что вы согласны?
(Дети подходят, берутся за ленточки, проговаривают слова)
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
В Дымково бегом, бегом.
Воспитатель:
(Демонстрация слайдов с последующим рассказом о селе Дымково и дымковских игрушках).
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали.
И село большое
«Дымково» назвали.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Казалось бы, простой узор,
Но отвести не в силах взор!
На берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Здесь русские мастерицы длинными, зимними вечерами лепили из красной глины разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Вылепленные фигурки обжигали в печи, чтобы они стали прочными. Затем выбеливали мелом и расписывали. На белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, яркими красками рисовали простые незамысловатые по форме узоры. Украшали этими узорами не случайно, мастера вкладывали в них особый смысл: круг – символ солнца, каравая хлеба, синяя волнистая линия – это вода, прямая линия – дорога, перекрещенные линии – сруб колодца, дома, овал - это зерно, плодородие, точки – это звёзды. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их урожай.
- Олень - золотые рожки, на груди – полосы и горошки!
- Дымковский индюк хорош!
Лучше в мире не найдешь!
Красный, синий, золотой –
Вот какой весь расписной!
- Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
- Петух сказочно красив,
И напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная петух.
- Дымковская барышня ходит не спеша,
Ею все любуются – ах, как хороша!
Вот так и появились яркие, весёлые, задорные, нарядные игрушки, которые делают дымковские мастера. Предлагаю рассмотреть их поближе (демонстрация настоящих дымковских игрушек)
- Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали весёлые или грустные мастера? (веселые)
- Как они передали вам своё радостное настроение? (ярким цветом красок) Верно, дымковские игрушки яркие, красочные.
- Какие цвета были использованы для росписи? (красный, желтый, оранжевый, розовый, синий, зеленый)
- А где искали умельцы узоры? (в природе, в окружающем нас мире)
- Ребята, как вы понимаете слово «узор»? (цветочки, ягодки, листочки, морозные узоры)
Каждый цветочек или ягодка – это элемент.
Узор - это ряд повторяющихся элементов в определенной последовательности несколько раз.
- А теперь давайте вспомним с вами, какие виды узоров используются в дымковской росписи? (круги, колечки, прямые линии, волнистые линии и точки)
Воспитатель: Мастера никогда не выдумывают узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи. Давайте вместе попробуем выложить дымковский узор на белом полотне ткани при помощи различных предметов. (обруч, кольца, ленты, полоски, мячики)
Дидактическая игра «Выложи узор»
У нас получился симметричный узор на круге
- Скажите, для какой дымковской игрушки мы можем его применить? (для индюка, украсить хвост)
- А, какие предметы лучше использовать для украшения коня? (кольца, мячики)
Физкультминутка:
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Привезли мы глину с дальнего бугра
(соединены ладошки, изображают «змейку»)
Ну-ка за работу, чудо-мастера! (трение ладошек друг об друга)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками»)
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь», (лепят «ладошками»)
Печка жаром пышет. (кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, не ватрушки, (машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки! (руки вперед)
Физкульминутка
Конь копытом застучал,
Головою покачал.
Низко голову склонил,
И воды в реке попил.
Снова голову поднял,
И по полю поскакал.
Воспитатель: Ребята, конь был самой первой дымковской игрушкой. Такой фигуркой люди изображали бога солнца – Ярило, задабривали, чтобы солнышко ярче грело и помогало богатый урожай выращивать. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они являются «защитниками».
Вот и мы с вами будем украшать коней для ярмарки.
Предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую дымковской игрушки.
Показ и объяснение воспитателя
Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании. Узор на лошадке идет сверху вниз – по ногам и по туловищу. Сначала надо нарисовать все круги – это лучше сделать ватной палочкой, а потом поставить точки при помощи зубочистки внутри кругов или вдоль уже нарисованных рядов. Обратите внимание на то, что и цвета и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности. Помните, что дымковские умельцы в своей работе для росписи одной игрушки берут только три основных цвета. Не забываем, работать нужно аккуратно, чтобы работа получилась красивой, как у дымковских мастеров. А теперь засучите рукава и преступайте к работе.
(Работа выполняется под музыкальное сопровождение «Красный сарафан», «Хоровод Веснянка».
Воспитатель: Какие замечательные, лошадки у вас получились, яркие, нарядные. Теперь на ярмарке будет очень много игрушек (готовые работы выкладывают на общий стол, детки их рассматривают).
- В каком селе мы побывали? - Как называются игрушки, с которыми мы познакомились? - Из чего их делают? - Легко ли быть мастером, придумать узор? (дети высказывают свое мнение)
Пойдемте на ярмарку
(Дети подходят, берутся за ленточки, проговаривают слова)
Мы на ярмарку идем, и товары все несем.
Все лошадки хороши, мы старались от души!
Мальчик-коробейник:
Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, поэтому с ярмарки вы не можете уйти без угощения.
Эй, народ, не зевай,
Поскорей налетай,
Весь товар раскупай!
Стою, продаю,
А леденец за так даю. (угощает детей леденцами-петушками).
Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями и уходят под музыку).