Приложение МААМ

Конспект открытого занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Веселая дымковская ярмарка»

Билинкевич Наталья Викторовна
Конспект открытого занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Веселая дымковская ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по художественно – эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе.

Тема: «Веселая дымковская ярмарка»

Цель: продолжение знакомства детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Обратить внимание на образную выразительность предметов искусства.

Задачи:

Публикация «Конспект открытого занятия по декоративному рисованию в старшей группе „Веселая дымковская ярмарка“» размещена в разделах

• познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой (из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Учить различать цвета, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов.

• Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий из глины. Расширять представление детей о форме предметов.

• Воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества.

• Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки.

Ожидаемые результаты: закрепление и систематизация знаний о дымковской росписи; формирование умения отличать ее от других видов росписи; формирование умения создавать свой орнамент при работе с дымковской игрушкой, подбирая соответствующие цвета и

элементы.

Материал и оборудование: дымковские игрушки («Барыня», «Индюк», «Конь», «Корова», «Петушок», гуашь, ватные палочки, зубочистки, салфетки, стаканчики с водой, готовые фигурки коней.

Общая воспитательная работа в группе : расширение знаний детей о русской народной культуре.

Словарная работа: (обжигали, белили, бог солнца Ярило, узоры).

Методы и приё мы: художественное слово, показ и обыгрывание дымковских игрушек, поощрение, использование русских народных костюмов, мультимедийное изображение элементов дымковской росписи, музыкальное сопровождение.

Использование предметно-развивающей среды: учебная и игровая зоны.

Работа с родителями: предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, а что такое ярмарка? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ярмарка - это такое место, куда съезжались люди из разных городов и деревень, чтобы купить или продать товар, еще ярмарка - это веселый праздник с песнями и плясками.

Мальчик-коробейник:

Здравствуйте гости дорогие

Мы ребята удалые,

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

Все предметы не простые,

А волшебно-расписные.

Это…Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

Поглядитека скорее -

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки —

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Ой! Что же случилось с нашими дымковскими игрушками, опять мастер не успел их расписать.

Воспитатель: Ребята посмотрите, это письмо от мастера. Пишет, что у него закончились яркие краски, и ему срочно пришлось уехать на фабрику, где их изготавливают.

Мальчик-коробейник: Но ведь фабрика так далеко и ярмарка скоро закончится. Что же делать, как же быть.

Воспитатель: не переживайте, я уверенна, что ребята очень любят рисовать, но для этого надо узнать все о дымковских игрушках и об искусстве их росписи, а я вам в этом помогу. Ну, что вы согласны?

(Дети подходят, берутся за ленточки, проговаривают слова)

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели

А потом, потом, потом

В Дымково бегом, бегом.

Воспитатель:

(Демонстрация слайдов с последующим рассказом о селе Дымково и дымковских игрушках).

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое

«Дымково» назвали.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски -

Казалось бы, простой узор,

Но отвести не в силах взор!

На берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Здесь русские мастерицы длинными, зимними вечерами лепили из красной глины разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Вылепленные фигурки обжигали в печи, чтобы они стали прочными. Затем выбеливали мелом и расписывали. На белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, яркими красками рисовали простые незамысловатые по форме узоры. Украшали этими узорами не случайно, мастера вкладывали в них особый смысл: круг – символ солнца, каравая хлеба, синяя волнистая линия – это вода, прямая линия – дорога, перекрещенные линии – сруб колодца, дома, овал - это зерно, плодородие, точки – это звёзды. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их урожай.

- Олень - золотые рожки, на груди – полосы и горошки!

- Дымковский индюк хорош!

Лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой –

Вот какой весь расписной!

- Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

- Петух сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная петух.

- Дымковская барышня ходит не спеша,

Ею все любуются – ах, как хороша!

Вот так и появились яркие, весёлые, задорные, нарядные игрушки, которые делают дымковские мастера. Предлагаю рассмотреть их поближе (демонстрация настоящих дымковских игрушек)

- Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали весёлые или грустные мастера? (веселые)

- Как они передали вам своё радостное настроение? (ярким цветом красок) Верно, дымковские игрушки яркие, красочные.

- Какие цвета были использованы для росписи? (красный, желтый, оранжевый, розовый, синий, зеленый)

- А где искали умельцы узоры? (в природе, в окружающем нас мире)

- Ребята, как вы понимаете слово «узор»? (цветочки, ягодки, листочки, морозные узоры)

Каждый цветочек или ягодка – это элемент.

Узор - это ряд повторяющихся элементов в определенной последовательности несколько раз.

- А теперь давайте вспомним с вами, какие виды узоров используются в дымковской росписи? (круги, колечки, прямые линии, волнистые линии и точки)

Воспитатель: Мастера никогда не выдумывают узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи. Давайте вместе попробуем выложить дымковский узор на белом полотне ткани при помощи различных предметов. (обруч, кольца, ленты, полоски, мячики)

Дидактическая игра «Выложи узор»

У нас получился симметричный узор на круге

- Скажите, для какой дымковской игрушки мы можем его применить? (для индюка, украсить хвост)

- А, какие предметы лучше использовать для украшения коня? (кольца, мячики)

Физкультминутка:

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Привезли мы глину с дальнего бугра

(соединены ладошки, изображают «змейку»)

Ну-ка за работу, чудо-мастера! (трение ладошек друг об друга)

Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками»)

А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь», (лепят «ладошками»)

Печка жаром пышет. (кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки, (машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки! (руки вперед)

Физкульминутка

Конь копытом застучал,

Головою покачал.

Низко голову склонил,

И воды в реке попил.

Снова голову поднял,

И по полю поскакал.

Воспитатель: Ребята, конь был самой первой дымковской игрушкой. Такой фигуркой люди изображали бога солнца – Ярило, задабривали, чтобы солнышко ярче грело и помогало богатый урожай выращивать. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они являются «защитниками».

Вот и мы с вами будем украшать коней для ярмарки.

Предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую дымковской игрушки.

Показ и объяснение воспитателя

Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании. Узор на лошадке идет сверху вниз – по ногам и по туловищу. Сначала надо нарисовать все круги – это лучше сделать ватной палочкой, а потом поставить точки при помощи зубочистки внутри кругов или вдоль уже нарисованных рядов. Обратите внимание на то, что и цвета и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности. Помните, что дымковские умельцы в своей работе для росписи одной игрушки берут только три основных цвета. Не забываем, работать нужно аккуратно, чтобы работа получилась красивой, как у дымковских мастеров. А теперь засучите рукава и преступайте к работе.

(Работа выполняется под музыкальное сопровождение «Красный сарафан», «Хоровод Веснянка».

Воспитатель: Какие замечательные, лошадки у вас получились, яркие, нарядные. Теперь на ярмарке будет очень много игрушек (готовые работы выкладывают на общий стол, детки их рассматривают).

- В каком селе мы побывали? - Как называются игрушки, с которыми мы познакомились? - Из чего их делают? - Легко ли быть мастером, придумать узор? (дети высказывают свое мнение)

Пойдемте на ярмарку

(Дети подходят, берутся за ленточки, проговаривают слова)

Мы на ярмарку идем, и товары все несем.

Все лошадки хороши, мы старались от души!

Мальчик-коробейник:

Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, поэтому с ярмарки вы не можете уйти без угощения.

Эй, народ, не зевай,

Поскорей налетай,

Весь товар раскупай!

Стою, продаю,

А леденец за так даю. (угощает детей леденцами-петушками).

Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями и уходят под музыку).

Публикации по теме:

«Веселая семейка». Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе«Веселая семейка». Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе Программное содержание: 1. Образовательные задачи: _Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы; создавать узор на «домике».

Конспект интегрированного тематического занятия «Веселая ярмарка» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект интегрированного тематического занятия «Веселая ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание. Расширять и обогащать знания детей о национальной культуре и традициях русского народа. Развивать интерес к фольклорным.

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Закладка для книг»Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Закладка для книг» Тема: «Закладка для книг» (по мотивам городецкой росписи) Образовательные области: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие,.

Конспект НОД в средне-старшей группе по декоративному рисованию «Хоровод матрешек»Конспект НОД в средне-старшей группе по декоративному рисованию «Хоровод матрешек» Задачи: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки – история создания, особенности внешнего вида и декора,.

Конспект ОД по декоративному рисованию «Дымковская барышня» с детьми 4–5 летКонспект ОД по декоративному рисованию «Дымковская барышня» с детьми 4–5 лет Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманиюконспект ОД по декоративному рисованию «Дымковская барышня» с детьми 4 – 5 лет. Цель: - приобщать.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Дымковская деревня»Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Дымковская деревня» Цель: Знакомство детей с народной культурой. Задачи: Обучающие: -Познакомить с историей Дымковской игрушки. -Закреплять знания детей о.

Конспект по декоративному рисованию тычком с детьми 3–4 лет «Дымковская лошадка»Конспект по декоративному рисованию тычком с детьми 3–4 лет «Дымковская лошадка» Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Конспект занятия по декоративному рисованию по мотивам городецкой росписи «Ярмарка» с использованием пластилинографииКонспект занятия по декоративному рисованию по мотивам городецкой росписи «Ярмарка» с использованием пластилинографии Конспект занятия по декоративному рисованию по мотивам городецкой росписи «Ярмарка» с использованием пластилинографии Цель: продолжать.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Дымковский петушок»Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Дымковский петушок» Цель: развитие интереса у детей к народной культуре, народному промыслу. Задачи: - развивать умение использовать разные элементы росписи.

Конспект занятия в старшей группе по рисованию «Дымковская слобода»Конспект занятия в старшей группе по рисованию «Дымковская слобода» А попали мы в село Дымково! Слайд села Дымково Это село Дым-ково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Веселая дымковская ярмарка»
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 10:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Веселая дымковская ярмарка»» (включая файлы) размещена пользователем Билинкевич Наталья Викторовна (УИ 1636088) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД