Наталья Аникина
Конспект открытого занятия по ФЭМП «Деление квадрата на четыре части» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Аникина Н. А. воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: познакомить детей с делением квадрата на 4 равные части.
Задачи.
Обучающие:
- создать условия для освоения детьми разных способов деления квадрата на равные части;
- формировать умение называть части целого и сравнивать целое и часть;
- способствовать закреплению счёта в пределах 10;
Развивающие:
- развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов;
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП „Деление квадрата на четыре части“ в старшей группе» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- развивать память, внимание, усидчивость;
- закреплять умение собирать разрезные геометрические фигуры.
Воспитывающие:
- формировать умение работать в команде;
- формировать умение слушать, не перебивать товарищей во время ответа;
- прививать бережное отношение к раздаточному материалу.
Предварительная работа: счет предметов до 10, деление круга на 2-4 части, деление квадрата на 2 части, конструирование из геометрических фигур; дидактические игры «Назови цифру», «Чей сосед»; игра на закрепление правой, левой руки «Назови, кто сидит слева, справа от тебя». Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, наглядный метод, проблемные вопросы, дидактические игры, словесная инструкция, практическая деятельность, самопроверка, педагогическая оценка. Материалы и оборудование: мольберт, магнитная доска, магниты, стол, мяч.
Демонстрационный материал – два квадрата зелёного цвета 18 х 18см, карточки с цифрами 3, 3, 4, 5; образец ракеты из геометрических фигур, 4 цветные стрелки (красного, синего, жёлтого, зелёного цвета). Раздаточный материал: для каждого ребёнка – 1 квадрат красного и 1 квадрат зелёного цвета размером 7 х 7 см; ножницы, лоточек, цветные карандаши (красного, синего, жёлтого, зелёного цвета, карточка с ракетами, летящими в разных направлениях. И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений» старшая группа.
Структура занятия.
1. Вводная часть – 3 минуты. Организационный момент.
Д/и «Считай дальше», «Назови соседей».
2. Основная часть – 20 минут.
Объяснение нового материала.
Практическая часть – игровое упражнение «Раздели квадрат и покажи его части», «Ракета» (разрезать квадраты на 4 части двумя способами, составить целый квадрат из частей, сравнить целый квадрат с частями целого, составить ракету по образцу).
Физминутка.
«Раскрась ракету нужным цветом».
Самопроверка с доской.
3. Заключительная часть – 2 минуты.
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам освоить разные космические профессии. Представьте, что вы – космонавты и собираетесь на космическом корабле отправиться в путешествие к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полёт, космонавты долго тренируются на Земле. Предлагаю тоже потренироваться. Поиграем в игру «Считай дальше».
(Игра с мячом, дети стоят полукругом.)
- Я бросаю мяч одному из вас и называю число. Вам, начиная с этого числа, нужно досчитать до 10.
- Еще одна игра «Назови соседей» поможет в тренировке памяти и внимания.
Я называю число, вы его соседей.
2. Основная часть. (Дети присаживаются на стульчики).
- В создании ракеты участвует очень много людей. Но главные – это конструкторы. Те люди. Которые разрабатывают чертежи деталей. Сегодня мы тоже будем с вами конструкторами.
- У меня есть 2 квадрата. Каждый нужно разделить на 4 равные части.
- На сколько частей вы уже умеете делить квадрат? (на 2)
- Милана и Даниил, подойдите к столу и разрежьте квадрат на 2 равные части разными способами.
- Милана, как ты это сделаешь? (сложу квадрат пополам, точно соединяя стороны и уголки, проглажу линию сгиба, разверну и разрежу).
- Даниил, как можно ещё разрезать квадрат? (сложить противоположные углы, прогладить линию сгиба и разрезать).
- Сколько частей получилось у каждого из вас? (2)
- Какие фигуры получились? (2 прямоугольника, 2 треугольника)
- Ребята, что больше: целый квадрат или его часть? (целый квадрат)
- Что меньше: одна вторая квадрата или целый квадрат? (одна вторая)
- Как получить 4 равные части?
Правильно. Надо каждую половину сложить еще раз пополам и разрезать.
(Поместить части квадратов на доску).
- Сколько частей получилось у каждого из вас? (4)
(Показать части квадрата на магнитной доске)
- Как можно назвать каждую часть? (одна четвёртая)
- Что больше: целый квадрат или одна четвёртая его часть? (целый квадрат)
- Что меньше: одна четвёртая часть квадрата или одна вторая? (одна вторая)
- Что больше: половина квадрата ли одна четвёртая? (половина квадрата)
Практическая часть. (Дети садятся за столы).
Игровое упражнение «Раздели квадрат и покажи его части».
- Ребята, возьмите красный квадрат и разделите его на 4 части, как показала Милана.
- Кирилл, напомни, что нужно сделать? (нужно точно соединить стороны и углы квадрата)
- Теперь возьмите зелёный квадрат и разделите на 4 части, как показал Даниил.
- Максим, что нужно сделать? (нужно сложить противоположные углы)
- Ребята, составьте целые квадраты. Покажите одну четвёртую, две четвёртых, три четвёртых красного квадрата (зелёного квадрата).
- Мы не только разделили квадраты на 4 равные части, но и получили детали нашей ракеты. Постройте ракету по образцу.
(Открыть и показать готовый образец на доске)
- Все космонавты занимаются спортом и делают зарядку. Даже в полёте находят время на спортивные упражнения. Вставайте рядом со стульчиками и повторяйте за мной.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре – (маршируем на месте)
В космос мы лететь решили!
Чтобы в космос полететь
Нужно многое уметь!
Влево, в право наклонись, (наклоны в стороны)
Ещё раз, и не ленись!
Руки вверх, вперёд и вниз,
Космонавтом становись!
- А теперь перенесёмся в цент управления полётами. Возьмите карточку, на которой изображены ракеты. Они летят в разные стороны. На доске цветные стрелки покажут, каким цветом нужно раскрасить каждую ракету.
красным зелёным
синим жёлтым
Когда вы раскрасите ракеты, нужно посчитать и внизу в квадратах вписать: сколько ракет летит вверх (3, вниз (3, вправо (5, влево (4), выполнить самопроверку с доской. У кого ответы совпали, поставьте себе плюс. У кого не совпали – будем вместе искать ошибки.
3. Заключительная часть.
- Молодцы, ребята! Сегодня вы были и космонавтами, и конструкторами, и даже оказались в центре управления полётами.
- Скажите, а что вы сегодня узнали нового?
- Что было самым трудным?
- А что самым лёгким?
- Что запомнилось (понравилось) больше всего?