Гульназ Джапарова
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Лучше всех»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая образовательная деятельность: познавательная.
Интеграция с другими образовательными областям: коммуникация, социализация, развитие речи.
Цель: развитие познавательных и эмоциональных сфер, формирование логико-математического мышления.
Задачи:
Стимулировать развитие мыслительных способностей детей.
Развивать познавательный интерес.
Развивать диалектическое мышление.
Развивать речевую активность детей, активно отвечать на вопросы.
Образовательные
Публикация «Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе „Лучше всех“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Упражнять в счёте и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина, ширина, результат сравнение обозначать соответствующими выражениями.
Уточнить представления о частях суток : утро, день, вечер, ночь.
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами : вперёд, назад, направо, налево.
Развивающие
Развитие логического мышления, сообразительности, внимания.
Формировать мыслительные операции, развивать речь.
Воспитательные
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формировать доброжелательное отношение друг к другу, уметь оказать помощь.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Барабан, колокольчик, ксилофон, «Чудесный мешочек», муляжи фруктов и овощей, набор объёмных и плоских геометрических фигур, 4 картинки с изображением частей суток, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная – длинная и широкая, зелёная – короткая и узкая, аудиозапись, коробочка с сюрпризом для детей
Раздаточный материал. Математические наборы, карточки с изображением геометрических фигур, рабочие тетради, простые и цветные карандаши, 2 полоски разной длины и ширины.
Ход занятия
Организационный момент.
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
У вас хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Я прошу вас мне сказать:
Хотите «Лучше всех!» вы стать.
Стук в дверь, появляется кукла Умняшка с медалью «Лучше всех!». Предлагает детям продемонстрировать свои умения и навыки, чтобы получить такую же медаль.
Воспитатель: «Давайте, ребята, покажем наши знания, умения и навыки!»
Задание № 1
Дидактическое упражнение «Отсчитай столько же».
Воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько игрушек, сколько ударов в барабан он услышит. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
«Сколько игрушек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько игрушек? – спрашивает воспитатель.
Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов.
Затем воспитатель предлагает посчитать фрукты и овощи на ощупь. Но прежде их нужно достать из чудесного мешочка, правильно определяя название на ощупь. На первый поднос выкладываются только овощи, на второй – только фрукты. Двое детей поочерёдно с закрытыми глазами определяют количество овощей и количество фруктов.
Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
Задание №2
Дидактическое упражнение «Назови правильно геометрическую фигуру».
На столе разложены геометрические фигуры. Воспитатель даё т задание: «Покажи и назови знакомые геометрически фигуры». Дети поочерё дно называют фигуру и перечисляют его особенности: цвет, количество углов (если они есть, количество сторон.
Сначала исследуют плоские геометрические фигуры, затем – объёмные. Сравнивают их между собой, делая соответствующие выводы.
Работа с карточками: «Дорисуй недостающую фигуру»
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Потянулись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у нас!
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Задание №3
Дидактическое упражнение «Завяжем куклам бантики».
Воспитатель обращает внимание детей на ленты: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зелёной? Какая по длине зелёная лента по сравнению с красной?»
«Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине зелёная лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдёт для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдёт для бантика большой кукле?»
Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента длинная и широкая». Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зелёного бантика.
Дети сравниваю свои полосочки по длине и ширине методом прикладывания друг под другом. Делаю соответствующие выводы и умозаключения.
Гимнастика для глаз
Лучик, лучик озорной, поиграйка ты со мной (моргают глазами)
Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись (круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду (смотрят влево)
Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду (смотрят вправо)
Задание №4
Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» - закрепить знания детей о частях суток.
Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)
Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
Днём мы обедаем, а завтракаем (утром)
Солнце светит днём, а луна… (ночью)
Ужинаем мы вечером, а обедаем (днём)
В садик мы идем утром, а из садика… (вечером)
Практическое задание в рабочей тетради.
Воспитатель: «Вы ребята молодцы! Отлично справились со всеми заданиями. Умняшка слышала о ваших достижениях и приготовила для вас сюрприз. Но чтобы получить его, нужно выполнить ещё одно задание.
Задание №5
Игровое упражнение «Правильно пойдешь – сюрприз найдёшь»
Умняшка спрятала коробочку с сюрпризом и предлагает вам её найти.
Для этого нам нужно сделать пять шагов прямо, повернуть направо, сделать три шага и влево - пять шагов.
Выполнив задание, дети находят коробочку с медальками «Лучше всех!»
Рефлексия
Ребята, вам понравилось искать сюрприз и выполнять задания? Какое задание понравилось больше всего? Какое задание было сложным?
А мне понравилось, что вы старались и были очень активны! Молодцы!
Использованная литература
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5-6 лет).
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М. : Айрис-Пресс,2007.
Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. - 2-е изд. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2006.
Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду -М. : Просвещение, 1985.
Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2016.