Получи документы

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений для детей в старшей группе (8 фото)

Марина Габуева
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений для детей в старшей группе
▼ Скачать +Заказ

Тема: «Число 9. Цифра 9»

Цель:

1. Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.

2. Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составление пар, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Материалы к занятию:

Демонстрационный – числовой отрезок; цифры 1 – 9; знаки +, –, =, <, >; рисунки для игры, схемы-карточки.

Раздаточный – фломастеры, цифры 1 – 9, знаки +, –, =, <, >, схемы-карточки.

Ход занятия:

I. Счет и сравнение чисел в пределах 9.

Публикация «Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений для детей в старшей группе» размещена в разделах

В задании закрепляется умение сравнивать числа на основе составления пар и определять, на сколько одно число больше или меньше другого.

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений для детей в старшей группе

– Рассмотрите картинку. Кто здесь нарисован?

– Какого цвета все котята? Все щенята?

– Как узнать, кого больше, а кого меньше? (Дети могут предложить различные варианты: составить пары, либо пересчитать и сравнить полученные числа.)

– Составьте пары и определите, кто оказался без пары. (1 котенок)

– Кого больше и на сколько? Кого меньше и на сколько? (Котят на 1 больше, чем щенят, а щенят на 1 меньше, чем котят.)

– Сосчитайте, сколько котят? (9) Сколько щенят? (8)

– Сравнить числа 8 и 9, использую знак >, знак <. (8< 9, 9>8.)

II. Физкультминутка: «Лапки и тапки».

Дети разбиваются на две группы: одна имитирует вязание, а другая изображает гуляющих котят. При повторе роли меняются.

На дворе стоит мороз. …Погуляли по морозу

Иней в косах у берёз. Ловко влезли на берёзу,

Мы связали кошке тапки. И домой вернулись лапки.

– Ну, гуляйте смело, лапки! – А куда девались тапки?

(Е. Адвиенко)

III. Состав числа 9. Счет в пределах 9.

Фото №1 Закрепить представления о составе числа взаимосвязи целого и частей их схематическом изображении с помощью отрезка

1) В задании закрепляется знание состава числа 9. Его можно выполнить в учебной тетради с комментированием или в форме игры: «Дополни до 9». Во втором случае дети работают в парах: один ребёнок выкладывает геометрические фигуры, нарисованные в тетради, а сосед дополняет до 9 другие геометрические фигуры. В следующем туре игры они меняются ролями. Проверяют друг друга по опорным таблицам.

В завершение проговариваются все возможные варианты разбиения числа 9 на части: 8 и 1, 7 и 2, 2 и 6, 6 и 3, 5 и 4. Дорисовать фигуры в тетради и дописать выражения дети могут самостоятельно во второй половине дня или дома.

2) В задании повторяется взаимосвязь целого и частей, закрепляется умение использовать схемы для обоснования их решения.

Фото №2 Повторить прием сравнения чисел на предметной основе составление пар сложение и вычитание чисел на числовом отрезке

а) – Рассмотрим первую картинку: кто здесь нарисован? Сколько черных лебедей? Сколько белых?

– Какую задачу можно составить по этой картинке? (В пруду плавало 2 черных лебедя и 5белых лебедей. Сколько всего лебедей плавало в пруду)

– Что обозначает на схеме весь отрезок? (Всех лебедей – целое.)

– А что обозначают части отрезка? (Черных и белых лебедей.)

– Как ответить на вопрос задачи? Почему? (2+5=7. Чтобы найти целое, части надо сложить.)

б) – Составим задачу по второй картинке. (На ветке сидело 5 птичек. Из них 2 птички улетели. Сколько осталось)

– Что обозначает на схеме весь отрезок? (Всех птичек – целое.)

– А что обозначают части отрезка? (Птичек, которые улетели и которые остались на ветке.)

– Что мы здесь ищем – часть или целое? (Часть.) Как найти часть? (Из целого надо вычесть другую часть.)

– Запишем выражение и найдем его значение. (5-2=3)

в) – Рассмотрим последнюю картинку. Что вы видите на ней? (Ягоды земляники)

– Все ли ягоды уже созрели? Сколько красных ягод? (6) Сколько зеленых? (3)

– Составим задачу. (На кустиках земляники 6 спелых ягод, а 3 ещё не созрели. Сколько всего ягод)

– Какая схема подойдет к этой задаче? Что обозначает на ней весь отрезок? Части отрезка? (Весь отрезок – это все ягодки, «целое»; а части отрезка – зеленые и красные ягодки.)

– Как решить эту задачу? Почему? (Мы должны найти целое, для этого части надо сложить: 3+6=9)

Дети дописывают решения задач в тетради. Следует поощрить детей, которые в процессе обсуждения предлагают другие варианты разбиения предметов на группы (например, в первой задаче – по направлению движения лебедей).

IV. Физкультминутка: «Лыжник».

Дети имитируют движения лыжника:

Катит лыжа впереди. Я кричу ей: «Хватит!»

Я – за лыжей позади. А она все катит.

Я кричу ей: «Погоди! Правую лыжу

Лыжа, лыжа, не кати!» Я уже не вижу. (Э. Мошковская)

V. Повторение.

1) В задании закрепляется умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 9 на числовом отрезке.

Дети работают вначале с линейками, а затем в тетради рисуют стрелки и записывают ответы. Действия детей дублируются на демонстрационном числовом отрезке.

Фото №3 Материалы к занятию Демонстрационный числовой отрезок цифры знаки рисунки для игры схемы карточки

– А вы любите кататься на лыжах? Отправимся в путешествие?

– Назовите первый маршрут и объясните, из какой точки надо выйти, куда и на сколько единиц переместиться. (9 – 3 – 4. Надо выйти из точки 9 и переместиться от нее сначала на 3 единицы влево, а потом ещё на 4 единицы влево.)

– Пройдите маршрут по линейке. В какую точку пришли? (В точку 2.)

– Нарисуйте стрелки в тетради и допишите ответ.

(Аналогично обсуждается второй маршрут.)

2) Работу можно организовать в форме соревнования с награждением победителей.

Посмотрите! От Егорки

Убежала лыжа с горки!

Помогите кто-нибудь!

Отыщите верный путь!

Фото №4 Раздаточный фломастеры цифры знаки схемы карточки Фото №5 Счет и сравнение чисел в пределах

– А какая лыжа «убежала» от Егорки: правая или левая? Как её найти?

– Проведите сначала тупым концом фломастера, а потом обрисуйте путь Егорки.

VI. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми.

– Что вам понравилось на занятии? Что вызвало затруднение?

– В клетках дорисуйте лыжную тропинку и фигуры до конца строки. Что интересного в расположении фигур?

Фото №6 Публикация Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений для детей в старшей группе размещена в разделах Конспекты занятий Фото №7 Все конспекты Математика
Публикации по теме:

Перспективное планирование по курсу математики «Раз — ступенька, два — ступенька» для детей от 5 до 6 лет («Школа 2000») Перспективный план обучения детей с 5 до 6 лет по курсу математики «Paз- ступенька, два- ступенька» программы «Школа 2000» сентябрь №1 «Свойства.

Программа по математике (игралочка) «Утверждаю» «Утверждаю» Директор МБОУ «Гусиноляговская ООШ» Зам. директора по УВР Доулбаева А. З Мазуренко М. А. № «___»___2013г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений для детей в старшей группе
Опубликовано: 6 января 2015 в 21:39
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений для детей в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Габуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД