Папки-передвижки

«Весна-красна». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи детей с ОНР (5–6 лет)

Елена Веселова
«Весна-красна». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи детей с ОНР (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Весна-красна».

Цель: Уточнение и расширение словаря по теме «Весна», за счет формирования «семантического поля», развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения.

Обучающие задачи:

Закрепить знания детей о ранней весне, отметить характерные особенности этого времени года.

Закрепить умения находить противоречия в явлениях природы.

Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными, образование родительного падежа единственного и множественного числа).

Публикация «„Весна-красна“, Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи детей с ОНР (5–6 лет)» размещена в разделах

Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).

Развивающие задачи:

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Коррекционные задачи:

Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации.

Развивать общую моторику.

Оборудование: звукозапись пения птиц, шум дождя, капель, шум легкого ветра; 6 листов бумаги для проведения игры «Назови ласково» с нарисованными картинками; смайлики, выражающие грустное и веселое настроение; для наглядного моделирования картинки: солнце, облака, снежные сугробы, проталины, подснежники, деревья, птицы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят под музыку и приходят к своим местам, здороваются с гостями, садятся на места. Логопед просит детей отгадать загадку, это будет ключевым словом темы нашего занятия:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Д: - весна.

Л: - Ребята, тема нашего занятия – «Весна». Скажите, а какое настроение приносит нам весна?

Д: - Радостное, веселое.

Л: - Давайте, и мы улыбнемся солнышку.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка», «Кто сильнее зима или весна», «Капель» (Чечетка, «Нарисуем радугу» (Кисточка).

3. Пальчиковая гимнастика.

Наши первые цветки, распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, наш цветок колышет.

Наши первые цветки, закрывают лепестки.

На ветру качают, тихо засыпают.

4. А теперь повторим гласные звуки и поработаем над интонацией, а наши руки будут дирижерами.

Гласные звуки

Песенкой льются

А-а-а, а-а-а.

Могут заплакать

И застонать

А-а-а, о-о-о

Могут качать

В колыбельке Аленку

А-а-а, а-а-а.

Могут взлететь

Высоко в высоту

А, о, и, у.

5. Подбор родственных слов к слову ВЕСНА.

День, какой? – весенний.

Что за пятнышки, появляются на лицах детей, которые дарит весеннее солнышко? - веснушки.

От этого дети, становятся какими? – веснушчатыми.

Солнце светит как? - по-весеннему.

Посмотрите, сколько слов мы с вами нашли: весенний, веснушки, веснушчатый, по-весеннему.

6. На столе у логопеда лежат картинки, перевернутые изображением вниз.

Детям предлагается назвать приметы весны, начиная каждое предложение со слова «весной» и вывесить картинку на доску (необходимо следить за логической цепочкой построения общей картины). А теперь необходимо подобрать самые подходящие слова к каждой картинке (признаки, действия, наречия).

1. Приметы 2. Признаки 3. Действия 4. Наречия

Солнце теплое, светит, ярко.

веселое, греет,

улыбается,

Небо чистое,

голубое,

ясное.

Облака кудрявые, плывут, медленно,

белоснежные, быстро.

Снег сырой, почернел, быстро.

мокрый, тает,

темный,

Проталины[/uчерные образовались,

появились,

темнеют.

Цветы [/u первые, появились.

ранние,

Подснежникибелые пробиваются, красиво.

распускаются,

Ручьивесенние, бегут, весело,

веселые, шумят, быстро,

звонкие, журчат, звонко,

звенят.

Деревьявысокие, стоят, постепенно.

голые, ждут,

грустные, оживают,

распускаются,

Птицы веселые, сидят, радостно,

звонкие, чирикают, звонко.

заботливые, радуются,

перелетные, вернулись,

поющие, выводят птенцов,

Подвести итог какая может быть весна, что она делает?

Л: - ребята, посмотрите, какое объемное получилось слово ВЕСНА, оно состоит из множества частей, т. е. примет. Следовательно, если мы говорим о солнце, что оно яркое, теплое, веселое, значит, мы и про весну можем сказать (какая она).

Д: - радостная веселая, цветущая, яркая и т. д.

Л: - что делает?

Д: - приходит, цветет, распускается, просыпается и т. д.

7. Физкультминутка.

Собирайся, детвора!

Весна зовет: «Гулять пора!»

Хлопают в ладоши.

Будем по лесу гулять,

Шагают на месте.

Свежим воздухом дышать.

Останавливаются, поднимают руки вверх, разводят их в стороны; делают вдох через нос, опускают руки, выдыхают воздух через рот.

На носочках по тропинке

Друг за другом мы пойдем.

Поворачиваются вправо идут друг за другом на носочках, держат руки на поясе.

В маленькие лужицы

Не наступим, обойдем.

Идут друг за другом, высоко, высоко поднимая колени и держа руки за спиной.

Встали елки на пути.

Нам их нужно обойти.

Идите, дети осторожно:

О ветки уколоться можно.

Идут змейкой друг за другом.

Вот сороки пролетели,

Им, сорокам, не до сна!

Трещат сроки – белобоки:

- Весна идет! Идет весна!

Бегут по кругу на носочках, плавно взмахивая руками вверх-вниз.

8. Ребята, а скажите, как это - «весна идет», у нее, что есть ноги?

Это слово произносится в переносном смысле, а скажите, что еще может идти? Двигаться могут не только живые предметы, но и как мы убедились и неживые. (показ наглядности)

9. Игра с элементами рисования «Назови ласково».

Л: - мы с вами уже умеем называть различные предметы ласково. Сейчас я каждому из вас выдам листок бумаги, на котором слева расположен рисунок. Я назову, что на нем изображено, а вы должны будете назвать этот предмет или явление ласково и справа на листе нарисовать его, но уже меньшего размера (солнце -солнышко, ручей — ручеёк и т. д.).

10. Игра «Чего весною не бывает».

На смоделированную картину весны, вывешенную на доске, добавляются снегирь, на деревья - желтые листья, яблоки и т. д., детям задается вопрос: «Чего весною НЕ бывает?» Дети отвечают, образуя родительный падеж ед. и мн. числа.

11. Составление коллективного рассказа. Логопед называет первое предложение, а дети продолжают составлять рассказ о весне.

12. Этап рефлексии. Дети выражают свое настроение с помощью картинок-эмоций. Каждый ребенок оценивает себя, свое эмоциональное состояние, вывешивая на весеннее дерево выбранные смайлики.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень» (подготовительный возраст) Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Осень» за счет формирования «семантического поля», развитие валентности слов и совершенствование.

Кукла «Весна-красна»Кукла «Весна-красна» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Весна-красна». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи детей с ОНР (5–6 лет)
Опубликовано: 2 марта 2014 в 20:34
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Весна-красна». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи детей с ОНР (5–6 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Веселова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД