Дубаева Елена
Конспект открытого занятия педагога-психолога в ДОУ (адаптация и социализация) «Космическое путешествие» для среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Коррекционно-развивающего занятия по
адаптации и социализации в образовательной среде и
развитие интеллектуальной деятельности
для детей среднего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
по теме «Космическое путешествие»
Подготовила:
Дубаева Елена Николаевна
педагог-психолог, специальный педагог
Публикация «Конспект открытого занятия педагога-психолога в ДОУ (адаптация и социализация) „Космическое путешествие“ для среднего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
I. Выходные данные при проектировании содержания конспекта подгруппового коррекционно-развивающего занятия
Категория: Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с задержкой психического развития, имеющие ОВЗ
Возраст : 4-5 лет
Форма организованности: Дошкольная группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Год обучения -2-й.
Специальные образовательные условия: Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Занятия с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом. Поведение групповых/подгрупповых коррекционно-развивающих занятий.
Форма работы: подгрупповая (4-5 человек)
II. Содержание конспекта подгруппового коррекционно-развивающего занятия с детьми среднего дошкольного возраста, группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития, имеющие ограниченные возможности здоровья
по теме: «Космическое путешествие»
Предварительная работа: Подготовка к организации и проведению подгруппового коррекционно-развивающего занятия, кабинет, оборудование.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательная
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: способствовать и помогать детям справится с напряжением переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.
Задачи:
1. Формирование адекватных форм поведения.
2. Формирование умения работать в группе.
3. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
4. Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
5. Развитие крупной и мелкой моторики.
6. Расширить знания о диких животных,
7. Развивать произвольное поведение.
Материальное обеспечение занятия :
Записи музыкального сопровождения- веселые гномы, космическое путешествие, релаксационная музыка «Хрустальная грусть» Фредерика Шопена, релаксационные дорожки, мелкие игрушки диких животных, песочный стол, контейнер с фасолью, сенсорные книжки-шуршалки, обруч, игрушечный розовый заяц, коробка с цветными карандашами разных оттенков, образ дерева из картона, сенсорные резиновые колючие мячики в мешочке, большой фитнес -мяч с колючками, цветные ленточки, марболсы, разноцветные кружки из картона в виде солнышек и декоративные прищепки.
Используемы методы:
1. метод речевого сопровождения;
2. метод развития общей и мелкой моторики;
3. метод наблюдения и анализа;
4. беседа с детьми;
5. психогимнастический метод;
6. метод активизации и оптимизации двигательной активности;
7. метод коррекции развития мыслительных процессов.
Приемы:
-установление эмоционального контакта с ребенком;
- речевые инструкции, описание способа выполнения задания;
- прием «вопрос –ответ» как словесный прием обучения;
- сюрпризный момент;
- прием многократного повторения;
- педагогическая оценка,ход деятельности и результат;
- рефлексия
Планируемые результаты:
o развитие познавательной активности детей;
o развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
o формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
o психокоррекция поведения ребенка;
o социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Ход подгруппового коррекционно-развивающего занятия
Этапы и содержание:
1. Мотивационный этап:
Звучит веселая спокойная музыка про друзей гномов
1. Ритуал приветствия
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения
Психолог: Звучит волшебная музыка, а значит, мы с вами отправляемся в волшебное космическое путешествие. На носочках, чтобы не спугнуть волшебство, мы по дорожкам отправляемся к космическому кораблю. Но чтобы взойти на него, нужно перепрыгивать с одной красочной ступеньки в виде книжки на другую и слушать, что же за звук произносит каждая ступенька. А поднявшись вы увидите обруч- это внутри него спрятана невидимая дверь. Чтобы она открылась, вы увидите большое пятнистое животное с длинной шеей, как вы уже поняли это жираф волшебная ручка, чтобы открылись двери на корабль. Подпрыгни и достань рукой до его мордочки и дверь откроется (педагог стоит возле обруча и держит вытянутую вверх руку).Каждый ребенок подпрыгивает и быстро запрыгивает в обруч.
Сегодня мы с вами переместимся на другую планету, по которой будем путешествовать и увидим много необычного и чудесного.
-Где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с вами тоже будем путешествовать. А на сказочной планете мы будем выполнять разные интересные задания!
2. Исполнительский этап:
Психолог: Мы попали с вами на космический корабль, видите большой мяч, это космический руль. нам нужно сесть вокруг космического руля и положить на него руки. Давайте сядем вокруг меча-управления, положим на него ладони, делаем хлопки ладонями по мячу три раза, опускаем голову к мячу, закрываем глаза, и слышим космический звук (включается космическая музыка) –это завелся корабль и мы полетели.
Играет космическая музыка, психолог в это время ходит по кругу вокруг детей и за плечи слегка покачивает их из стороны в сторону, изображая движение корабля. Музыка затихает, ребята открывают глаза.
Психолог: Ну вот ребята, мы и прилетели. Встаем друг за другом и потихонечку выходим на сказочную планету. Так же подпрыгиваем до мордочки жирафа и выходим в двери-обруч. Спускаемся по сказочным шуршащим ступенькам и что мы видим!
Для радужного настроения на нужно сделать волшебство, чтобы планета нам улыбнулась и подружилась с нами. Посмотри, что-то не так на этой сказочном планете. Почему все серое? Где же яркое солнышко? Где звери? Птицы, насекомые? Цветы упали совсем? Они заколдованы, здесь перепутаны все волшебные яркие прищепки и ваша задача все вернуть на места и распределить прищепки по цвету, превратив волшебную планету в настоящее чудо с радужным настроением. Но перед тем как начать делать волшебство, мы с вами повторим основные цвета. (перебирают в коробке цветные карандаши и достают который просит педагог.)
Упражнение на песочном столе «Прищепки»
Психолог: Показывая солнышко желтого цвета. У нашего солнышка есть друзья, такие же яркие разноцветные волшебные солнышки, как и он сам, они хотят с вами сейчас немного поиграть. Каждый ребенок, раскапывает в песке цветной кружочек и собирает каждый на свой подходящие по цвету прищепки, в виде лучиков. Ну вот и все готово. Какие вы все молодцы! Теперь мы друзья. Прикрепим наши солнышки на сказочное дерево, чтобы они нам светили и радовали. Посмотрите кто у нас еще здесь? Пока мы с вами делали солнышки, звери с планеты спрятались от нас, хотят поиграть с вами в прятки. А знаете, где они спрятались? Тс! У них есть своя тайна, я вам её открою. Они спрятались в сыпучем океане. Давай попробуем их отыскать. Для этого очень осторожно опустите ручки в этот океан. (контейнер с фасолью, в котором спрятаны фигурки животных). Видите, какой он глубокий.
Дети находят фигурки животных, психолог называет их.
Психолог: Я вам открою тайну. Что все эти животные обитатели песочного острова. Каждую ночь они появляются на этом острове и оставляют свои следы.
Вот он песочный остров. Давай оставим на нём следы. Дети переходят за песочный стол.
Упражнение "Необыкновенные следы"
Во время этого занятия мы развиваем тактильную чувствительность.
"Идут медвежата" — дети кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.
"Прыгают зайцы" — кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" — дети расслабленными/напряженными пальцами рук делают поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" — дети двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — "жучки здороваются").
Психолог: А куда теперь поползли наши паучки? Слушайте внимательно и повторяй за мной.
Пальчиковая гимнастика “Паучок”
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут” по столу
А за ним ходили детки. По предплечью, а затем по плечам обеих. рук
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения
Паучков на землю смыл. хлопок ладонями по столу/коленям
Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками.
Паучок ползет опять, Действия аналогичны первоначальным.
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке. “Паучки” ползают по голове.
Психолог: Посмотрите, Сказочная страна еще ни совсем заселена и мало жителей. Давайте попробуем все вместе создать Сказочную планету, добавим еще озер и рек. (дети рисуют пальмами и ребром рук, сделаем деревья из цветных ленточек, они сказочные. Поселим всех животных на песочный остров. Психолог берет фигурку в последнюю очередь. (Дети с помощью психолога создают сказочную картину на песочном столе с помощью животных, разноцветных ленточек и марболсов).
«Ну вот, наша сказочная планета ожила. В ней появились реки озера, необычные растения сказочные жители.
Давайте познакомимся, кто ещё живет на нашей сказочной планете? Ой, смотрите ребята, вокруг появляются волшебные сказочные цветы. Вы наверно устали? Давайте присядем и узнаем как они здесь живут и растут. Подрастем вместе с ними.
Упражнение «Цветок»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком».
Психолог: Смотрите ребята, над цветами летают волшебные веселые большие жуки. И чтобы с ними подружиться, нужно делать как они.
Упражнение «Жук»
Дети представляя себя жуками, расставив руки как крылья, бегают и жужжат. Подул ветер и жуки упали на спинку и не могут перевернуться и трясут лапками-дети лежат на спине и вытянув руки и ноги, слегка согнувши в коленях и локтях потряхивают ими. Опять подул волшебный ветер и перевернул жуков и они разлетелись каждый на свой цветок.
Психолог: Посмотрите ребята, а кто это у нас прячется за кораблем? Такой пушистый с большими ушами и маленьким хвостиком. Да ребята –это зайка!Но он необычного цвета, это же сказочная планета! Какого цвета заяц ребята? Правильно -розовый. А на самом деле заяц какого цвета? Ребята отвечают на вопрос педагога. - А что он принес в мешочке? Какие интересные колючки. Так это же волшебные камушки этой планеты, такие необычные, не твердые как камень на нашей планете, а резиновые и колючие. они делают нас сильными и ловкими. Давайте возьмем их в ручки и покатаем между ладошек. Повторяйте за мной.
Упражнения с резиновыми массажными мячиками
Происходит воздействие на биологически активные точки для стимуляции зоны коры головного мозга.
На поляне, на лужайке катать шарик между ладонями
Целый день скакали зайки. прыгать по ладошке шаром
И катались по траве, катать вперед – назад
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, прыгать по ладошке шаром
Но напрыгались, устали. положить шарик на ладошку
Мимо змеи проползали, вести по ладошке
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. гладить шаром каждый палец
Психолог: Мы сегодня с вами как волшебники славно потрудились. Мы создали сказочную планету, познакомились с её жителями. А теперь нам пора возвращаться домой. Дети так же по ступенькам-книжкам, через двери-обруч возвращаются на корабль. Садятся вокруг меча-управления, кладем на него руки, делаем хлопки ладонями по мячу три раза, опускаем голову к мячу, закрываем глаза, включается космическая музыка и полетели.
Релаксационное упражнение «Волшебный сон»
Психолог: Мы немножечко сегодня с вами устали путешествовать, давайте отдохнем. Ложитесь на ковер. В виде ромашки, головой в центр на подушечки. Представь, что вы находитесь в лесу на цветочной поляне, вокруг летают красивые бабочки, поют птички, ярко светит солнышко. Располагайся поудобнее и слушайте мой голос.
(звучит Музыка Ф. Шопена «Хрустальна грусть»)
Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Напряженье улетело
И расслаблено все тело (2 раза)
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас
Ноги теплые у нас
Жарче солнышко сейчас
Тело теплое у нас
Дышится легко, ровно, глубоко
(длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать.
Реснички поднимаются
Глазки открываются.
Мы отдохнули и теперь нам пора возвращаться в детский сад, обратно в кабинет.
3. Рефлексивный этап:
Психолог: Дети, вам понравилось сегодня наше занятие? Что или кто вам понравились больше всего? Что запомнилось? Какое задание ни получилось сделать? И почему, как вам кажется? Что можно было еще сделать на сказочной планете? С кем еще познакомиться? Какое настроение после занятия?
Психолог: Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать! Вы такие смелые, ловкие! Вы огромные молодцы! Можете взять с собой радужные солнышки. Пусть они вам приносят отличное настроение. И мне бы хотелось наградить вас вот таким ярким смайликом, давайте наклеим вам его на руку. (педагог наклеивать наклейку в виде смайлика).
Используемая литература:
1 Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми Ганичева И. В. М. : Книголюб 2004
2 Развитие эмоций у ребенка «Программа «Путешествие с гномом» Монакова М. СПб. ;-М. ; Речь 2021
3 Коррекционно-развивающие технологии. Программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей. ГодовниковаЛ. В. Возняк И. В. Морозова А. А. Белицкая А. В. Изд. 2-е, испр. – Волгоград: : Учитель 2006
4 Тренинг эффективного взаимодействия с детьми Лютова Е. К.
Монина Г. Б. СПб. : Речь 2001
5 С головы до пят: подвижные игры для детей 3-6 лет Фопель К. С. М. : Генез 2005