Гуцало Елена Николаевна
Конспект открытой НОД по развитию речи «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В. Сухомлинского "Яблоко и рассвет"(для детей подготовительной группы)
Публикация «Конспект открытой НОД по развитию речи „Пересказ рассказа В, Сухомлинского „Яблоко и рассвет“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблоко, яблоня. Сказки, стихи, детская литература
- Темочки
Цель: совершенствование умения пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи (в соответствии с возрастными особенностями) :
1. Образовательная: дать представления о том, как нужно составлять план пересказа.
2. Развивающая : активизировать речь детей, совершенствовать умение правильно строить предложения.
3. Воспитательная: воспитывать чувство трудолюбия.
Оборудование и материалы: сундучок, яблоко, книга с рассказом В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет», Музыка волшебная, портрет автора Схемы, четверть яблока на шпажке. Пословицы о труде, маски для обыгрывания по ролям
Ход занятия:
1. Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель вносит в группу корзиночку закрытую. и предлагает детям отгадать загадку про то, что в ней может лежать?
«Круглое, блестящее.
Сочное, хрустящее.
На ветке висит,
Упасть норовит» (яблоко)
Вы любите яблоки? Расскажите про яблоки : Показ мнемотаблицы (вкус, цвет, форма, и величина)
-Где растут яблоки? (на яблоне, а яблони где растут? В фруктовом саду. Какие еще фруктовые деревья могут расти в саду? (груши, сливы, персики, абрикосы, вишня, черешня) Но самое распространённое дерево-это конечно яблоня. О них написано много стихов, песен, сказок и рассказов. И сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов Василия Сухомлинского «Яблоко и рассвет». Вот посмотрите на портрет этого известного педагога и писателя. Он очень любил детей и написал для них много произведений.
И сегодня я вас познакомлю в одним из них – «Яблоко и рассвет», а потом мы этот рассказ будете учиться пересказывать – слушайте внимательно и запоминайте.
2. Основная часть.
3. Первичное чтение произведения.
Разбор фразеологических оборотов
Вы внимательно слушали, все слова понятны?
– когда так говорят?
не мог отвести глаз (от яблока) - долго смотрел, любовался, так говорят когда видят что-то красивое и удивительное)
– не мог одолеть (лень) – не мог победить, побороть ( когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)
– собрался с силами (когда было еще темно) – накопил сил, заставил, решился что – то сделать (собрался с силами и убрал игрушки)
– дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления).
Беседа по содержанию прочитанного.
Я предлагаю вам научиться пересказывать этот рассказ. Вы знаете для того чтобы пересказ получился полный и красивый, нам необходимо составить план, на который вы будете опираться при пересказе. И помогут нам в этом картинки. Я приготовила картинки, они помогут составить план нашего рассказа
Воспитатель: Как звали мальчика, который приходил к дедушке в сад? (Миша)
Воспитатель: Как звали дедушку? (Корней)
Воспитатель: Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом)
Воспитатель: От чего Миша не мог отвести глаз, когда приходил к дедушке в сад?
Воспитатель: Какое было яблоко? (огромное, белое)
Воспитатель: Где находилось яблоко? (На самой верхушке одной яблони)
Воспитатель: Разрешил дедушка сорвать яблоко?
Воспитатель: Какое условие поставил дедушка?
Воспитатель: Выполнил Миша условие дедушки?
Воспитатель: А почему Миша не мог выполнить условие дедушки? (ленился)
Воспитатель: Когда он собрался в сад?
Воспитатель: Что он сначала сделал, придя с сад?
Воспитатель: Что произошло, когда Миша выполнил всю работу?
Воспитатель: Что случилось с Мишей, когда он подошел к заветной яблоне?
Воспитатель: Что увидел Миша?
Воспитатель: Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым)
Воспитатель: Что сказал дедушка, когда все условия были выполнены?
Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко?
(еще раз захотел увидеть рассвет)
Воспитатель: Ну вот, вы составили план.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем вспомним и покажем, что делал Миша в саду (прибежал, налил воды, срезал сухие веточки)
Повторное чтение рассказа
Пересказ рассказа с опорой на графический план.
Воспитатель по очереди вызывает несколько детей для пересказа текста (пересказ по частям). Дети пересказывают текст по частям с опорой наплан, составленный схематично.
Итог:
Воспитатель: Молодцы! У вас получился хороший пересказ, что вам помагало пересказывать?
Давайте вспомним, как называется рассказ, с которым я вас познакомила? Кто написал рассказ?
Что хотел сказать автор в своём рассказе? (Нужно замечать, видеть красоту в обычных вещах и быть трудолюбивым, не лениться).
Запомните пословицу – «-Была бы охота, заладится любая работа.»
У меня есть для вас предложение вечером нарисовать иллюстрации к этому рассказу, и оформить выставку.
Дети играли в 2-х командах, победила самая активная команда. Набравшая большее количество очков.