Марина Богданова
Конспект открытого занятия «Невидимка воздух-мы тебя поймаем» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух — мы тебя поймаем»
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Невидимка воздух — мы тебя поймаем»
Автор : Богданова М. В.
Цель: Расширять знания о воздухе.
Публикация «Конспект открытого занятия „Невидимка воздух-мы тебя поймаем“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:
— воздух постоянно нас окружает;
— способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
— воздух легче воды;
— воздух есть внутри людей;
— без воздуха невозможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкости с водой, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля ; гуашь; кисточки; фонарик, салфетки, ленточки. Картинки с изображением носов (нос собаки, хобот слона, крокодила, медведя, клюв птицы, нос человека). Музыкальное сопровождение, в процессе рисования, мыльные пузыри.
Ход занятия:
Воспитатель: Я предлагаю всем вам поприветствовать друг друга
«Мы пришли сюда учиться, не ленится, а трудится.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Одному, или одной – трудно справится с бедой, слово-МЫ- сильней, чем Я.
Мы Семья- и Мы друзья»
Воспитатель: Подумайте и скажите, что еще нас может согревать и улучшает нам настроение?
Предполагаемые ответы детей: Солнышко. Тепло. Мамины руки.
Воспитатель: Правильно! Представьте, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло каждому, кто стоит рядом (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:
Солнышко, солнышко,мы твои лучи.
Быть людьми хорошими, ты нас научи.
Воспитатель: Сейчас, я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда представьте, что мы с вами ученые, нам всем нужно пройти в лабораторию и провести, опыты, исследования.
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:
(может загадку загадать любой ребенок- домашнее задание)
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Ну, конечно это воздух.
Воспитатель: А сейчас посмотрите по сторонам, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Предполагаемые ответы детей: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы, как ученые отправляемся в нашу лабораторию, и должны через опыты, путем эксперимента показать как можно увидеть воздух. (дети проходят к столу).
1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Невидимка – воздух мы тебя поймаем!»(с полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет.
Давайте рассмотрим, что в пакете, что вы в нём вы видите?
Предполагаемые ответы детей: Он пустой, а еще прозрачный.
Воспитатель: Я сейчас пакет сложу в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.
Я предлагаю вам поймать воздух, давайте возьмем пакет и распрямив его сделаем взмах руками и пакетом. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Ответы детей: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. (дети проводят опыт с пакетом, чтобы убедится,что из пакета воздух вышел).
Воспитатель: обращается к детям: Уважаемые ученые мы с вами, провели опыт -давайте сделаем выводы. :
Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в пакете, а потом выпустили его.
А теперь скажите, какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у нас фонарики, сейчас мы посветим на пакет, Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Опыт №2. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Предлагаю всем ученым пройти дальше в лабораторию.
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины?
Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?
Ответы детей: Правильно- воздух.
Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки).
Что происходит? Появились пузырьки — это воздух.
Мы снова его увидели.
Вопросы по ходу эксперимента :
А что же делают наши горошины? Они двигаются.
Что же нам помогло оживить горошины? Правильно- воздух.
Мы не только его нашли, но и увидели.
Как воздух, заставил горошины двигаться?
Предполагаемые ответы детей :Мы дули в трубочки и своим воздухом, дыханием горошины двигали.
Вопрос :А откуда взялся этот воздух? Из наших легких, мы ими дышим.
Предложить детям, самостоятельно сделать выводы, на основе поставленного опыта, (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились, что в человек есть воздух!
Мы им дышим!
Воспитатель: Скажите, а кто из вас умеет правильно дышать?
Предполагаемые ответы детей :дышать надо носом.
Воспитатель: Покажите! Молодцы!
Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
Давайте с вами подышим, молодцы, у всех получилось правильно.
Вопрос к детям: Уважаемые ученые,кто из вас ответит, как же к нам, в организм попадает воздух? –
Ответы: Через нос.
Воспитатель: послушайте стихотворения о носах:
(его может рассказать ребенок, выучив заранее).
У всех зверей, у всех людей имеется носы.
Носы важны, носы нужны не только для красы.
И ни чихнуть и не вздохнуть без носа нам нельзя.
А для чего в носу дырочки: (через них проходит воздух и попадает к нам в легкие)
Воспитатель: Предлагаю поиграть в интересную игру,
Игра : «Где,чей нос».
Посмотрите, у меня на магнитной доске, расположены носы.
Вам, как ученым, следует определить, кому принадлежит нос.
(нос собаки, крокодила, птицы, хобот слона, медведя, пятачок поросенка, нос льва, нос человека).
Молодцы! Задание выполнено. А теперь пора и отдохнуть.
Физминутка: 1-2-3-4-5 –
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко — легко подышим.
Воспитатель: я предлагаю вам, посмотреть, как с помощью воздуха перемещаются предметы?
Опыт. № 3 (С лентой и с салфеткой).
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, ленточка колышется, как летом листочки на деревьях.
Поиграйте с салфеткой, возьмите ее, в руки, подуйте на нее.
Что произошло с салфеткой? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок и салфетка под ветерком колыхалась.
Вывод: Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Уважаемые ученые, сегодня мы очень многое узнали, провели эксперименты, поставили опыты.
И в результате наших поисков мы обнаружили :(дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :
1. Что воздух бесцветный, Дети отвечают-(поэтому мы его не видим);
2. Чтоб увидеть воздух, -(его надо поймать) .
3. Что воздух легче воды
4. Воздух есть внутри пустых предметов; И даже внутри людей
5. Без воздуха ничто живое не может жить
Воспитатель: Предлагаю всем ученым еще один эксперимент. Мы будем рисовать необычным способом. Воздухом.
Проходите и присаживайтесь за столы.
Послушайте стихотворение :
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
Дети рисуют под спокойную музыку.
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски кисточкой (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки», как у осьминожки.
Рисунки получились у всех разные, необычные.
Дети называют предполагаемые изображения.
Когда краска подсохнет, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад.
Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Вы были отличной командой ученых.
Молодцы!