Санина Ирина
Конспект открытого занятия «Ознакомление с окружающим миром. Волшебница вода. Обитатели водоемов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия на тему :
«Ознакомление с окружающим миром. Волшебница вода. Обитатели водоемов»
Публикация «Конспект открытого занятия „Ознакомление с окружающим миром, Волшебница вода, Обитатели водоемов“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с водой и ее свойствами. Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов. Систематизация экологических знаний.
Программные задачи:
1. Образовательные задачи:
- создать целостное представление о воде, как о природном явлении;
- закреплять и расширять знания детей о воде, ее свойствах, о значении воды в жизни человека;
- уточнить и пополнить знания детей об особенностях внешнего вида и образе жизни обитателей водоемов.
2. Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- развивать экологические представления взаимодействия растений и животных водоёма.
- развивать зрительное и слуховое восприятие, речь, творческое воображение, память, внимание, мышление, самостоятельность в разных видах деятельности, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей интерес к воде и играм с водой;
- -воспитывать эмоционально-положительное отношение к обитателям
водоемов и к природе в целом;
- воспитывать познавательный интерес, трудолюбие, аккуратность, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь.
Возрастная группа: старшая – подготовительная.
Методы и приемы: организационный момент, наглядные методы (технологические карты, словесные методы (пояснения, вопросы, поощрение, практические методы (опытно-экспериментальная деятельность, игровые методы (дидактические игры, здоровьесберегающие технологии (физ. минутка).
Предварительная работа: просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, дидактическая игра «Какой бывает вода?», чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде», наблюдение за разными состояниями воды вовремя прогулок, тематические беседы: «Зачем нужна вода», «Такая разная вода», видеофильм «Жизнь водоема», рассматривание иллюстраций с изображением различных водоемов и их обитателей.
Материалы и оборудование: волшебная палочка, большие и маленькие карточки с изображениями воды в различных состояниях, картинки с частями тела обитателей водоемов, магнитная доска, музыкальный центр, аудиозапись музыкальной композиции «Капельки», «Звуки природы. Шум дождя», презентация «Жители водоема».
Для опытно-экспериментальной деятельности:
- для опыта №1 - вода, 5 прозрачных стаканов, бумажные полотенца, пищевой краситель двух разных цветов.
- для опыта №2 – 1 прозрачный стакан, 1 стакан с грязной водой, воронка, бумажная салфетка, ватные диски.
- для опыта №3 – посуда различной формы, перчатка.
Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: а для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы воспитателя. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.
Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно.
Если жажда одолела, нужно выпить её срочно.
Дети: Вода.
Воспитатель. Правильно. Ребята, скажите, зачем нам нужна вода?
Дети. Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.
Воспитатель. Правильно. Молодцы. А кому ещё нужна вода?
Дети. Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.
Воспитатель: Да, верно, и птицам, и растениям и т. д.
Основная часть.
Ход занятия.
Воспитатель: Я приглашаю всех вас в царство воды. Для того чтобы попасть туда, нам нужно превратиться в капельки.
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой и произносит волшебные слова : «Абракадабра, пусть все дети превратятся в капельки». (Дети превращаются в капельки под музыкальную композицию «Капельки»).
Воспитатель: А я превратилась в волшебницу Воду. Все готово, вперёд, нас ждёт волшебное царство воды. И чтобы туда попасть поиграем в волшебную игру.
Дидактическая игра «Волшебница Вода».
В начале игры выбирается ведущий при помощи такой считалки
Вдаль бежит река лесная,
Вдоль неё растут кусты.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем - водишь ты!
Ведущий раздаёт участникам игры большие карты с изображением воды в разных состояниях, затем предлагаются маленькие карточки, кто первый закроет все ячейки на своей большой карте, тот выиграл.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?
Дети: Проводят опыты.
Воспитатель: Хотите там оказаться?
Дети: Да.
Воспитатель, взмахивая волшебной палочкой :
Руки вверх
Руки вниз
И на месте покружись
Раз - хлопок,
Два – хлопок,
Снова сделай поворот
Прыг, скок – улыбнись
И в лаборанта превратись.
Воспитатель предлагает пройти и надеть специальную одежду. Дети проходят в лабораторию и повторяют правила безопасной работы в лаборатории.
Техника безопасности при работе с опытами.
- проводить опыты в специальной защитной одежде: фартуках, очках, перчатках, шапочках;
- проводить опыт на безопасном расстоянии;
- использовать воронку при смешивании компонентов;
- точно и четко следовать указаниям воспитателя;
- при выполнении опыта быть внимательным, не отвлекаться.
Опыт № 1. «Цветная вода».
Цель: сформировать у детей понятие принципа «сообщающихся сосудов» и получить новые цвета путём смешивания основных.
1. Воспитатель готовит бумажные полотенца 5-7 сантиметров в ширину и 15-20 сантиметров в длину.
2. Потом берет три стаканчика, наливает в них воду и добавляет пищевые красители.
3. В два остальных стаканчика воды налить гораздо меньше, чем в предыдущие три.
4. Поставить стаканчики в ряд, чередуя их: один с красителем, другой без.
5. Опустить кончик салфетки в один стаканчик, а второй конец в соседний стаканчик.
6. Воспитатель совместно с детьми наблюдает за результатом. Через минуту можно увидеть, как окрашенная вода поднимается по салфетке. А через 5-10 минут в стаканчике, в котором было меньше воды, краска начнёт смешиваться.
В конце опыта воспитатель вместе с детьми делают выводы о том, что бумага отлично впитывает воду. Полотенца постепенно промокают, и окрашенная жидкость «путешествует» в пустой стакан. Он заполняется до одного уровня с прочими двумя, и вода внутри от смешения цветов приобретает совершенно новый оттенок.
Опыт № 2. «Очищение воды».
Цель: закрепить знания детей о процессе очистки воды, прививать интерес к исследовательской деятельности.
Выполнение опыта.
1. Взять стакан с воронкой, на дно воронки положить фильтр (бумажная салфетка, ватные диски).
2. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
3. Затем ещё раз пропустить воду через фильтр и получится чистая вода.
Воспитатель совместно с детьми делают вывод - чем больше разных видов слоёв в фильтре, тем вода чище.
Опыт № 3. «Вода не имеет формы».
Цель: формировать представление о свойствах воды посредством экспериментальной деятельности.
Выполнение опыта. Для его проведения понадобится прозрачный кувшин, высокий стакан, перчатка или целлофановый пакет и табурет. Воспитатель поочередно переливает воду из емкости в емкости, демонстрируя детям, что вода, как и всякая жидкость, не имеет формы, а принимает форму сосуда, в который ее погружают. Мягкие сосуды (вроде перчатки) можно завязать узелком и всячески деформировать. С изменением формы сосуда будет меняться и «форма» воды.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Такие увлекательные опыты у нас получились с помощью воды. А помните, недавно мы с вами смотрели фильм об обитателях водоемов. Послушайте внимательно загадки о некоторых из них. Если ваш ответ будет правильный, вы увидите на экране изображение одного из обитателей.
Загадки:
На дне тихо и темно,
Лежит усатое бревно (Сом)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает (Щука)
Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней (Рак)
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком.
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая … (Лягушка)
Весь день хожу я по дорожке,
То выпущу, то спрячу рожки.
Совсем домой я не спешу
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом я на себе ношу,
И потому всегда я дома (Улитка)
Воспитатель: а теперь, ребятки, давайте представим, что мы – маленькие улитки.
Физкультминутка «Улитки ползут».
Улитки ползут, свои домики везут.
(Передвигаются медленно, в полуприсяде, сложив руки за спину)
Рогами шевелят, на рыбок глядят.
(Останавливаются, делают рожки из пальчиков и ритмично наклоняют голову влево, вправо).
Рыбки плывут, плавничками гребут.
(Передвигаются мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, движения только ладонями вперед-назад).
Влево, вправо поворот, а теперь наоборот.
(Повороты туловища влево-вправо и наоборот).
Дети выполняют физкульминутку.
Дидактическая игра «Кто потерял?»
Воспитатель: Вы сейчас отдохнули, а теперь предлагаю немного поиграть. Воспитатель приглашает поиграть в игру «Кто это потерял?» (ребенок выбирает любую картинку, рассматривает, а затем подбирает к ней недостающую часть, проговаривает ответ и составляет полную картинку на магнитной доске)
ракушка улитки – Улитка потеряла ракушку
усы сома – Сом потерял усы
хвост рыбки – Рыбка потеряла хвост
клешня рака – Рак потерял клешню
Воспитатель: Я очень рада. Все ребята справились на отлично. А теперь предлагаю вам изобразить обитателя реки или озера, который вам больше всех понравился. Дети рисуют по желанию любого обитателя водоема или нескольких сразу под музыкальную композицию «Звуки природы. Шум дождя».
Заключительная часть.
Воспитатель: С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода – и жизнь становится невозможной. Потому что вода – это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза – загрязнение. Заводы, фабрики, города зачастую отравляют сточными водами реки, озера. Если не принимать срочных мер, водоем умрет, умрет целый мир существ, обитающих в нем и подле него.
Дидактическая игра «Очисти водоём от мусора»
Цель игры: продолжаем формировать представления детей о чистых водоемах и его обитателях.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует коробку с игрой «Очисти водоём от мусора». В коробке находятся изображения обитателей водоемов и различного мусора. При этом ребёнку предлагается самостоятельно определить, что в водоеме находятся не только его обитатели, но и бытовой мусор, его необходимо очистить. Дети оставляют рыбок и других обитателей в водоеме, а мусор соответственно извлекают и отправляют в игрушечный мусорный бак. Затем воспитатель предлагает посчитать мусор и рыбок в водоёме. В игру можно играть как индивидуально, так и в небольших группах.