Юлия Чистякова
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
в старшей логопедической группе «Колокольчики»
по развитию речи
Тема: «Богатыри земли русской»
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Формирование представлений о богатыре как героическом русском воине.
Задачи:
Образовательные: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины В. М. Васнецова «Три богатыря» (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы; приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; развивать умение координировать слова с движениями.
Развивающие: Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; эстетические чувства, мышление, память, воображение, развивать двигательную активность детей при выполнении движений по тексту физкультминутки, обогащать словарный запас, закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах, развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже.
Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, воспитывать патриотические чувства любовь и уважение за наших предков - защитников Родины, уважение к их мужеству, интерес к былинам.
Вид занятия : Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое.
Методы и приемы:
Словесные: ситуативный разговор, беседа с элементами диалога, художественное слово, вопросы детям, рассказ воспитателя, отгадывание загадок об одежде и доспехах богатыря, поощрение.
Наглядные: демонстрация наглядных пособий (презентация по теме занятия, репродукция картины В. Васнецова «Богатыри».)
Практические: описание картины В. Васнецова «Богатыри».
Игровые: физкультминутка «Богатыри»
Материалы и оборудование:
Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Портрет В. Васнецова
Изображения щита
Краски, ватные палочки, листы бумаги с изображением богатрей
“Богатырская симфония” Бородина
Словарная работа: Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем); оружие богатырей (копье, меч, лук, колчан со стрелами, булава-палица).
Предварительная работа: просмотр презентации «Как жили славяне»; беседа «Кто такие богатыри»; рассматривание иллюстрации оружия русских богатырей; картины В. Васнецова «Три богатыря», чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей»
Ход занятия
Организационный момент
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
(Н. Кончаловская)
Воспитатель: Это торжественное стихотворение, которое прославляет нашу родину.
Основная часть
Воспитатель: Давным-давно более 1000 лет назад на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Еще тогда было основано наше государство и называлось оно Русь.
Воспитатель: На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей. А защищали наши земли от врагов храбрые и могучие, сильные и выносливые люди.
Отгадайте загадку:
Он мощный воин
Сильный духом.
И верный конь есть у него.
А кто ходит на Русь войною,
Отведал силушки его…
В сказках людям помогают,
От врагов всю Русь спасают.
Нет добрее и сильней,
Русских трех (богатырей)
Воспитатель - сегодня мы познакомимся с творчеством художника, который очень любил русскую старину, легенды, сказки, былины. Зовут этого художника Виктор Михайлович Васнецов. Самая известная картина М. В. Васнецова «Богатыри». Художник изобразил трёх богатырей верхом на лошадях. Они стоят на заставе, на границе земли русской. Подумайте, что они здесь делают? (Ответы детей). Да, они, как пограничники, охраняют родную землю, смотрят, нет ли врагов, не собирается ли кто-то напасть на Русь, не обижают ли кого – то, не нужно ли защитить слабого?
Давайте рассмотрим передний план картины. Это три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. В центре Илья Муромец - самый сильный, самый мощный и крепкий из богатырей. Вы согласны с этим, дети? Почему вы так считаете? (Ответы детей). Сам художник дает нам в этом подсказку. Посмотрите, именно у Ильи Муромца самая широкая грудь, самые мощные плечи, самая крепкая фигура. Даже рядом со своими товарищами он выглядит как могучий великан. У него и конь с самыми крепкими ногами, с самой широкой грудью и мощной шеей. Только такой сильный конь может нести на себе могучего богатыря.
Одет Илья Муромец в кольчугу – рубашку из металлических колец, она защищает богатыря в бою от вражеских стрел. На голове у Ильи Муромца шлем, в руке копьё, а на плече щит. На правой руке висит булава. Булава – это не просто оружие, это награда. Её вручали лишь избранным за заслуги в бою, не каждому удавалось заслужить такую награду.
Справа, от Ильи Муромца, на белом коне Добрыня Никитич. Он совсем другой по характеру. Посмотрите, Илья Муромец, ещё только всматривается вдаль, размышляет, думает. Нога у него не в стремени, копьё у него лежит поперёк седла, щит на плече не в боевом положении. А Добрыня Никитич уже вынимает меч из ножен, уже щит поставил к груди в боевое положение, уже готов ринуться в бой. Конь его поднял голову, раздул ноздри, взмахнул гривой, вот – вот поскачет вперёд.
И наконец, третий богатырь – Алёша Попович, самый молодой. Он без бороды, лишь тонкие усики. Каков он по характеру? Илья Муромец всматривается вдаль, Добрыня Никитич готовится к бою, а Алёша Попович задумался, замечтался о чём – то своём. В одной руке у него лук со стрелой, другая рука опущена. Щит у него далеко за спиной, на боку колчан со стрелами. С другой стороны за рукой с плёткой у Алёши Поповича не оружие, там гусли. Алёша Попович поэт. Стихи в прежние времена читали нараспев под гусли. После походов, сражений собирались воины вместе, устраивали богатырские пиры, и Алёша Попович читал-напевал свои стихи о подвигах, о боях – сражениях.
Три богатыря – три воина, но у каждого свой характер, свои особенности, своя уникальность.
Ребята, у меня было два щита, но они рассыпались на части.
Помогите, пожалуйста их восстановить. (Для одной команды предлагаются части щита с изображением солнца, а для другой с изображением дерева).
- Что означает солнце на щите? (В Древней Руси солнце имело особое значение. Люди поклонялись Богу Солнца - Даждь Богу и летнему Богу Солнца — Яриле. Знак Солнца помогал богатырям «ослеплять», то есть побеждать врагов.)
- Что означает дерево на щите?
(Дерево, трава, колосья — живые, значит их изображения, как живые существа помогают в сражениях, удваивают силу богатырей.)
- Почему люди очень любили дуб, поклонялись ему?
(Дуб почитался за могучесть, крепость. Уходя на сражение богатыри брали с собой дубовый листочек и горсть родной земли.)
- Предлагаю встать в круг и сделать хороводный обряд - поклонение дубу. (физкультминутка).
У нас рос дубок (Дети медленно поднимаются из положения сидя)
Вот таков! (Тянут руки вверх)
Корень его вот так глубок, (Наклон вниз)
Листья его да вот так широки, (Развести руки в стороны)
Ветки да его да вот так высоки! (Руки вверх)
Ах ты, дуб-дубок, ты могуч, (Медленно поднимают сцепленные руки ввверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч (Покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки и проверю, как вы запомнили название одежды и доспехи богатырей.
Рубашку такую не вяжут, не шьют.
Ее из колечек железных плетут.
(Кольчуга)
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом.
(Шлем)
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руках удержать.
Снести им легко было голову с плеч.
Ну что, догадались? Конечно же …
(Меч)
Чтобы грудь защищать от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький…
(Щит)
Не крылаты, а пернаты, как летят, так свистят. (Стрелы).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки разгадали.
Сейчас мы пройдем за столы и поиграем в лексическую игру.
Игра «Да- нет»
Наша Родина сильна …. да.
И у нас она одна…. да.
На Руси богатыри есть…да.
Им всегда хвала и честь…. да.
Илья Муромец герой …. да.
Он был самый молодой….нет.
Соловья он победил…да.
Из автомата подстрелил…нет.
Алёша Попович тоже герой…. да.
Он сильный, смелый, молодой….да.
Он в Киеве граде дружинником был…да
Карабаса в бою победил…. нет.
На танках боролись богатыри с врагом…. нет.
Они воевали с мечом и копьём…да.
Добрыня Никитич был слабым и хилым…нет.
Он змея сумел победить своей силой…. да.
Гордимся мы нашими богатырями…. да.
Хотим ли быть такими же сами…да.
Воспитатель:
Богатыри нам, своим потомкам, оставили завет:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня нарисовать одежду богатыря непростым способом, а методом тычка с помощью ватной палочки.
Дети приступают к работе, звучит “Богатырская симфония” Бородина
Перед вами краски, лист бумаги, на нем уже нарисован богатырь. Принцип очень простой: макаете ватную палочку в краску и наносите точки на рисунок. Для разного цвета нужна своя ватная палочка. И если располагать точки чаще, то цвет получится более насыщенным. Берем ватную палочку, обмакиваем ее в коричневую краску и ставим точки по контуру рисунка. В конце конечно же надо нарисовать лицо богатырю.
Дети самостоятельно рисуют.
А теперь давайте выстроим свое войско богатырей (панно).
О чем мы с вами говорили? Что нового узнали для себя? - Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (Ответы детей)
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
Понравилось ли вам наше занятие? Что больше понравилось? Каким способом мы с вами рисовали богатырей? Что было вам труднее выполнять?
На этом наше занятие подошло к концу, всем спасибо!До свидания.