Елена Александровна
Конспект открытого занятия «Главное событие христианства. Пасха в кубанской семье»
Тема : «Главное событие христианства. Пасха в кубанской семье».
Цель :
расширение знаний обучающихся о традиции празднования православных праздников в кубанской семье на примере праздника Пасха
Задачи:
образовательные:
- познакомиться с понятиями «обряд», «традиция», «литургия»;
Публикация «Конспект открытого занятия „Главное событие христианства, Пасха в кубанской семье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Открытые занятия. Конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Темочки
- познакомиться с пасхальными традициями; с темой Пасхи в художественных произведениях и литературе.
развивающие:
- развивать пространственное мышление;
- развивать навыки применения полученных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.
- развивать умения работать с дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к культурному и духовному наследию русского народа
- формировать целеустремленность в выполнении учебных заданий;
- формировать коммуникативные умения: составлять высказывания, слушать, объяснять свою точку зрения.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- иметь представление о празднике Пасха, пасхальных традициях, об изображении праздника в художественных произведениях и литературе;
Предметные:
-называть пасхальные традиции,
- познакомить с особенностями традиций казаков;
Метапредметные:
личностные:
- учиться оценивать себя и товарищей, сочувствовать;
познавательные:
- обобщать и структурировать полученную информацию;
- развивать пространственное мышление;
регулятивные:
- выполнять задание в соответствии с целью;
- выдвигать версии, обосновывать их;
коммуникативные:
- формулировать высказывания, слушать, объяснять свою точку зрения.
Оборудование:
- толковый словарь, видеофрагмент «Пасха. Пасхальные обычаи», песня «Христос воскрес, ликуй земля», книга Петра Ткаченко «Кубанские обряды», презентация «Пасха в картинах русских художников». Ход занятия
Актуализация Звучит песня «Христос воскрес, ликуй земля». Одновременно высвечивается ряд пасхальных картин. Здравствуйте ребята! О чем мы с вами сегодня будем вести разговор? Приветствует учащихся. Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.
Приветствуют учителя, формулируют ответы, слушают других, дополняют ответы одноклассников.
Целеполагание Давайте сформулируем тему нашего занятия. Задает вопрос, предлагает уч-ся сформулировать тему.
Просматривают изображение на слайде, слушают песню, выдвигают версии.
Как вы думаете, с чем мы должны сегодня познакомиться? Правильно, с пасхальными традициями. А еще, какие задачи мы можем поставить перед собой, вспомнив фрагмент начала урока?
Верно. Рассмотреть тему Пасхи в художественных произведениях и в литературе.
Мотивирует к планированию деятельности.
Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний. Предлагают и называют виды знаний, которые будут приобретены на уроке.
Формулируют цели урока.
Открытие нового
1. А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на занятие.
Каждой паре я выдам слово, найти его значение в толковом словаре. (Обряд, традиция, литургия) Раздаёт задания, помогает сориентироваться в словаре, предлагает озвучить свои ответы. Работают со словарем в парах.
Озвучивают понятия слов, объясняют как они это понимают.
2. Просмотрев видеофрагмент «Пасха. Пасхальные обычай», перечислите пасхальные традиции. Предлагает посмотреть видеофрагмент. Смотрят видеофрагмент, называют пасхальные традиции.
3. Как празднуется светлый праздник на Кубани, мы сейчас с вами прочтем из книги Петра Ткаченко «Кубанские обряды» -Есть ли отличия в праздновании праздника на Руси и Кубани»?
-Что означает слово «Пасха»?
- Как проходит пасхальная служба?
-Как начинается пасхальное застолье? Предлагает прочитать текст ответить на вопросы Читают текст.
Отвечают на поставленные вопросы. Дополняют и исправляют друг друга.
4. Пасха великий христианский праздник. И вот как описывают его русские писатели и поэты.
Приложение1 и 2. Предлагает прослушать выступления воспитателя. Учатся слушать друг друга
5. Предлагаю вашему вниманию презентацию «Пасха в картинах русских художников». Задает вопрос, мотивирует на просмотр презентации,
Смотрят презентацию, отвечают на вопрос.
Динамическая пауза Меняет вид деятельности, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. Выполняют упражнения, демонстрируя свои творческие таланты. Сменили вид деятельности, отдохнули.
Применение нового знания Задает задание ребятам по рядам:
1 ряд – подготовить три вопроса по пройденной теме;
2 ряд – составить сиквейн «Пасха»;
3 ряд – нарисовать эскиз рисунка для пасхального яйца. Объясняет задание, предлагает выполнить его по рядам. побуждает ребят применить полученные знания. Корректирует результаты.
Предлагает оценить правильность выполнения. Развивает мышление, творчество Выполняют работу.
Задают вопросы друг другу. Отвечают на вопросы.
Озвучивают результаты своей работы.
Эскизы вывешивают на доску.
Учатся оценивать правильность выполнения работы, формулируют свои оценочные высказывания. Учатся сопереживать.
Итог занятия Выберите пасхальное яйцо и положите его в корзинку (Плакат на доске) :
-Красное - все понятно, урок понравился.
-Желтое - остались вопросы на которые хотел бы получить ответ.
- Зеленое - ничего не понятно.
Предлагает каждому ученику взять из конверта, лежащего на столе, пасхальное яйцо соответствующее знаниям полученным на уроке.
Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки. Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы. Определяют зону знания и дальнейшего применения этих знаний. Дают оценку работе, учатся сопереживать
Приложение 1. Пасха в произведениях русских писателей
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней — те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России. Ему кажется, что там как-то лучше празднуется этот день, и сам человек радостней и лучше, нежели в другие дни, и самая жизнь какая-то другая, а не повседневная. Ему вдруг представится — эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье «Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуи, который только раздается у нас, — и он готов почти воскликнуть: «Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)
ХРИСТОВА НОЧЬ
«…Воскрес Бог и наполнил Собой вселенную. Широкая степь встала навстречу Ему всеми своими снегами и буранами. За степью потянулся могучий лес и тоже почуял приближение Воскресшего. Подняли матерые ели к небу мохнатые лапы; заскрипели вершинами столетние сосны; загудели овраги и реки; выбежали из нор и берлог звери, вылетели птицы из гнезд; все почуяли, что из глубины грядет нечто светлое, сильное, источающее свет и тепло, и все вопияли: «Господи! Ты ли?»…
Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)
СТАРЫЙ ЗВОНАРЬ (ВЕСЕННЯЯ ИДИЛЛИЯ) (отрывок из рассказа)
«В чудесном рассказе В. Г. Короленко "Старый звонарь (весенняя идиллия)" действие происходит в пасхальную ночь. И пасхальная радость здесь смешана с той грустью, которая всегда живет в русской природе, русской деревне, а особенно, когда смотрит на все это старый, видевший в жизни много горя человек».
Антон Павлович Чехов (1860-1904)
АРХИЕРЕЙ (отрывок)
«…А на другой день была Пасха. В городе было сорок две церкви и шесть монастырей; гулкий, радостный звон с утра до вечера стоял над городом, не умолкая, волнуя весенний воздух; птицы пели, солнце ярко светило. На большой базарной площади было шумно, колыхались качели, играли шарманки, визжала гармоника, раздавались пьяные голоса. На главной улице после полудня началось катанье на рысаках, — одним словом, было весело, всё благополучно, точно так же, как было в прошлом году, как будет, по всей вероятности, и в будущем».
Александр Иванович Куприн (1870-1938)
ИННА
«…каждый раз на великую заутреню я в память наших прошлых Пасх приходил в ее любимую церковь — Десятинную, самую древнюю в Киеве, откопанную из старых развалин, и ждал на паперти ее выхода после обедни. Казалось мне, что здесь, среди нищих, я вне укора и презрения».
ПО-СЕМЕЙНОМУ
«…Тут подошла и Пасха с ее прекрасной, радостной, великой ночью. Мне некуда было пойти разговеться, и я просто в одиночестве бродил по городу, заходил в церкви, смотрел на крестные ходы, иллюминацию, слушал звон и пение, любовался милыми детскими и женскими лицами, освещенными снизу теплыми огнями свечек. Была у меня в душе какая-то упоительная грусть — сладкая, легкая и тихая, точно я жалел без боли об утраченной чистоте и ясности моего детства».
ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА
«…Завтра у нас Светлое Воскресение, и я по всем этим вашим кулечкам, сверточкам и картоночкам вижу, что вы несете домой праздничные подарочки: разные там яички со змеями, составные яички с колечками, барашками, цветочками. Вижу, как вы целый день бегали по магазинам в толпе, в давке, забыв даже об еде, и теперь, счастливые, усталые и голодные, зашли сюда, в кабачок, перекусить на скорую руку. Ну, вот я вам и расскажу, как через одно пасхальное яичко я лишился наследства, родни и поддержки, и все это в самых отроческих годах».
Леонид Николаевич Андреев (1871-1919)
ГОСТИНЕЦ
«Пасха - это момент просветления, воспарения человека, его освобождения от своей слабости. Именно по этой причине пробуждение героя – и нравственное, и физическое - приходится на пасхальную неделю в рассказе : Л. Андреева "Гостинец". Для андреевских героев Пасха - это момент всеобщего ликования человека и природы, возможность соединения земного и небесного и очищение человека от всего тёмного и низкого». Л. Соколова, газета «Виноградная лоза».
Приложение 2.
Христос воскрес!
Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах
Плывут туманы. Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют.
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
И. А. Бунин. 1896 г.
На Воскресение Христа
Душа моя, ликуй и пой,
Наследница небес:
Христос воскрес, Спаситель твой
Воистину воскрес!
Так! Ад пред Сильным изнемог:
Из гробовых вериг,
Из ночи смерти Сына Бог
И с Ним тебя воздвиг.
Из света вечного Господь
Сошел в жилище тьмы,
Облекся в персть, оделся в плоть -
Да не погибнем мы!
Неизреченная любовь,
Всех таинств высота!
За нас Свою святую Кровь
Он пролил со креста.
Чистейшей Кровию Своей
Нас, падших, искупил
От мук и гроба, из сетей
И власти темных сил.
Христос воскрес, Спаситель мой
Воистину воскрес.
Ликуй душа; Он пред тобой
Раскрыл врата небес!
В. К. Кюхельбекер
Пасхальный благовест
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою,
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Сергей Есенин
Пасха в Петербурге
Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русскою верой.
Пахло солнцем, оконною краской
И лимоном от женского тела,
Вдохновенно-веселою Пасхой,
Что вокруг колокольно гудела.
И у памятника Николая
Перед самой Большою Морскою,
Где была из торцов мостовая,
Просмоленною пахло доскою.
Из-за вымытых к празднику стекол,
Из-за рам без песка и без ваты
Город топал, трезвонил и цокал,
Целовался, восторгом объятый.
Было сладко для чрева и духа
Юность мчалась, цветы приколовши.
А у старцев, хотя было сухо,
Шубы, вата в ушах и галоши.
Поэтичность религии, где ты?
Где поэзии религиозность?
Все «бездельные» песни пропеты,
«Деловая» отныне серьезность.
Пусть нелепо, смешно, глуповато
Было в годы мои молодые,
Но зато было сердце объято
Тем, что свойственно только России!
Игорь Северянин