Ольга Балакина
Конспект открытого занятия «Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»
Цель: Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга»
Задачи:
1. Образовательные:
-создать условия для восприятия текста, его эмоциональной составляющей;
- помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
-создать условия для формирования любознательности, познавательной мотивации;
2. Развивающие:
- развивать связную речь, речь, как средство общения;
- развивать воображение, творческую активность, наблюдательность, мышление;
3. Воспитывающие:
Публикация «Конспект открытого занятия „Чтение рассказа К, Паустовского „Кот-ворюга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кот. Литература о котах и кошках
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Паустовский К. Писатель для детей
- Темочки
-воспитывать любовь к животным и бережное отношение к природе, доброту;
- воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания;
- прививать интерес к литературе.
Материал и оборудование:
фотографии котов домашних, уличных
портрет К. Паустовского
подборка книг о животных
замк из картона с загадкой
Воспитатель приглашает детей на выставку книг в «Книжном уголке».
- Мы сегодня отправимся в гости к книге, как вы думаете, о ком она будет? (дети рассматривают выставку, делают предположения)
-А теперь - в путь. Выполняйте движения вместе со мной
Шаг вперёд, остановились (делают один шаг вперёд)
Постучали, позвонили (имитируют движения)
Удивились, растерялись, (поднимают вверх плечи, разводят руками)
но ничуть не испугались. (поворачивают голову вправо, влево)
-Мы подошли к двери, но на ней замок. Чтобы его открыть отгадайте загадку:
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится…
Угадали? Это (кот)
Теперь мы почти знаем, как называется это произведение. Почему почти? Посмотрите на иллюстрацию из книги. Что делает кот? Почему он на дереве? Как называют того, кто ворует? Ребята мы будем слушать историю про кота-ворюгу. Вот как назвал его автор. Каким вы представляете этого кота? Чем всё закончится, предположите (кладут перед собой веселый или грустный смайлик)
Прежде, чем познакомиться с произведением, давайте разберем значения слов, которые могут быть вам непонятны.
1. Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
2. Кукан – веревка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.
3. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
4. Плотица – небольшая пресноводная рыба
5. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
6. Шиворот – за ворот, за воротник.
7. Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
8. Бухало – производить сильный и глухой звук.
9. Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
- Но чтобы узнать всё, нам нужно внимательно слушать, представлять мысленно нашего кота, а после того, как мы прочитаем его, решите, это рассказ или сказка? (Читаю рассказ)
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (Почему кот так выглядел)
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. (Для чего им нужны были черви? Кем были эти люди)
Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля всё равно была сорвана.
Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.
Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронёсся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.
Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана, на нём было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.
Это было уже не воровство, а грабёж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки. (А вам бы этого хотелось)
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на берёзу.
Мы начали трясти берёзу. Кот уронил колбасу; она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.
Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.
Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.
Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нём только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях. Чтобы пройти к берегам озёр, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.
Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожжённые солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых выходках рыжего кота.
Но наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было. (Ребята, как вы думаете, что произойдёт дальше)
Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать.
Но кот не выходил. Он противно выл, выл непрерывно и без всякого утомления.
Прошёл час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.
Тогда был вызван Лёнька, сын деревенского сапожника. Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота.
Лёнька взял шёлковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днём плотицу и закинул её через лаз в подполье.
Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щёлканье – кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мёртвой хваткой. Лёнька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Лёнька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу.
Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза.
Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй. Мы впервые его рассмотрели, как следует. (Представьте себя на месте кота в этот момент, что вы чувствуете) Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.
Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:
– Что же нам с ним делать?
– Выдрать! – сказал я.
– Не поможет, – сказал Лёнька, – у него с детства характер такой.
Кот ждал, зажмурив глаза. (Как же поступят рыбаки)
Тогда Рувим неожиданно сказал:
– Надо его накормить, как следует!
Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звёзды зелёными нахальными глазами.
После умывания он долго фыркал и тёрся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрёт себе шерсть на затылке. (Объясните поведение кота)
Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел. (Что же дальше произошло с котом, он снова стал воровать)
С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок.
Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склёвывать из тарелок гречневую кашу.
Кот, дрожа от негодования, подкрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол.
Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.
Впереди мчался, икая, голенастый петух, прозванный Горлачом.
Кот нёсся за ним на трёх лапах, а четвёртой, передней, лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри у него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.
После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошёл.
С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотнёй прятались под домом. (Кем же теперь стал кот)
Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.
Вот мы и побывали в гостях у книги, нам пора возвращаться. Повторяйте движения со мной. (Физкультминутка)
Рыжий котик потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапки в стороны развёл,
И как будто-бы пошёл,
Головой он повертел
И на место тихо сел.
Дети, вам наверное хотелось бы узнать, кто же написал про кота -ворюгу?
Знакомьтесь, это замечательный писатель Константин Георгиевич Паустовский.
Давайте поиграем в игру «Правда - неправда». Я задаю вопрос, а вы отвечаете, правда, это или неправда?
1. Правда ли, что мы читали сказку?
2. Правда ли, что мы переживали за кота?
3. Правда ли, что у Лёньки было доброе сердце?
4. Правда, что кот остался ворюгой?
5. Правда ли, что добро изменило кота?
6. Правда ли, что послушав этот рассказ, вы никогда не обидите беззащитное животное?
Молодцы! Вы играли по правилам.
-Важно ли быть добрым?
-Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в кота-милиционера.
Посмотрите на свои смайлики. Какой конец у нашего рассказа? (Если не совпадает, меняют смайлик)
К сожалению, у нас нет этой книги, но ведь можно её изготовить самим. Нарисуем иллюстрации к рассказу самостоятельно.