Любовь Тесленко
Конспект открытого занятия «Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуально – развивающее занятие
в подготовительной группе – 2015-2016 учебный год
Вид: речевое развитие
Форма проведения: путешествие
Тема: знакомство с творчеством Л. Н. Толстого
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
- формировать представление о жизни и творчестве великого русского писателя Л. Н. Толстого;
- учить понимать и оценивать поступки литературных героев
2. Закрепляющие задачи:
- закрепить знание детьми произведений Толстого;
Темочки:
- умение анализировать произведение, высказывая свои суждения.
3. Развивающие задачи:
- развивать интерес к русской литературе;
- развивать речь детей, долговременную память, внимание.
4. Воспитательные задачи:
- воспитывать нравственно-волевые качества у детей;
- чувство гордости за достижения своего народа и яркого его представителя – великого писателя
5. Здоровьесберегающие задачи:
- создать на занятии благоприятный эмоциональный настрой;
- растить адаптивного человека, способного к обучению.
Словарная работа:
понимать смысл слов: граф, фортепиано, гимназия, крестьянские дети, флигель, университет, юридические науки, дьячок, горница, закон божий, розги.
Индивидуальная работа:
С Катей М, Нариной О, Колей Г, Владиком З – отвечать полными предложениями.
Предшествующая работа:
- чтение произведений Л. Н. Толстого;
- беседа по содержанию произведений;
- рассматривание иллюстраций к литературным произведениям Толстого;
- знакомство с портретами русских писателей;
- подробное знакомство с фотоматериалом из жизни Толстого;
- экскурсия в библиотеку.
Материал к занятию :
- иллюстрации картин природы; портреты писателей, книги с произведениями для детей Л. Н. Толстого; портреты Л. Н. толстого.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о великом русском писателе Льве Николаевиче Толстом. Покажите портрет этого писателя. Да, если посмотреть внимательно на его портрет, то можно заметить, что его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза – о проницательности, широкая борода – как у доброго дедушки.
Давайте поговорим о жизни льва Николаевича.
- Где родился Толстой?
- А что вы знаете о его родителях?
- Сколько братьев и сестер было у Толстого?
- Какие отношения были между братьями, о чем они мечтали?
Ребята, вы сказали, что Толстой родился в Ясной Поляне. Какое интересное название. А что вы представляете, когда слышите это слово «Ясная»? (солнце, тепло, ясный день, яркие краски, чистый воздух).
Лев Николаевич мало знал своих родителей, они рано умерли, и детей воспитывала тетя. Когда Лев подрос, он поступил учиться в гимназию, а затем в университет, где изучал юридические науки. Лев вместе с братом поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ. Он был храбрым и мужественным военным, за что и был награжден орденом и двумя медалями. Уволившись из армии, он приехал в Ясную поляну, где прожил почти всю жизнь.
Воспитатель: Кто помнит, чем увлекался Лев Николаевич? (он играл в теннис, поднимал гири, ездил на велосипеде, был хорошим наездником)
Воспитатель: А что еще делал Толстой? Посмотрите внимательно вот на этот портрет (в крестьянской одежде).
- Он умел косить траву, пахать землю.
- Еще Лев Николаевич разводил пчел.
- Он с удовольствием трудился в саду, даже посадил яблоневый сад.
Воспитатель: Значит, что можно сказать о писателе?
- Что он был трудолюбивый.
- Хорошо знаком с жизнью простого народа, потому что одет в крестьянскую рубаху, подпоясанную ремнем.
Воспитатель: А еще Лев Николаевич восхищался красотами русской природы. Подойдите, пожалуйста, к выставке, рассмотрите иллюстрации картин природы. Что могло восхищать Толстого, на ваш взгляд?
- Я думаю солнечный свет.
- А мне кажется, цветущие яблони.
- Еще я думаю, нежные краски весны, пробуждение природы.
Воспитатель: Да, вы правы. Вот, что он писал «Необыкновенная красота весны разбудит и мертвого, я полюбил красоту эту».
Сейчас мы с вами поводим хоровод «Весенняя березка»
Березка в белом сарафане
Весною водит хоровод (ритмично ходят по кругу)
Звенит сережками так нежно (ритмично встряхивают кистями рук)
И птичек в гости все зовет (делают взмахи руками)
Раскроет свои руки-ветки (руки вверх, пальцы раскрывают, опускают руки)
Опустит ветки-руки вниз,
Подставит солнышку листочки (руки перед собой, ладони раскрывают)
Чтоб лучик на ветвях повис (опускают кисти рук вниз).
Воспитатель: Толстой очень любил народную музыку, особенно игру на балалайке. Давайте послушаем и представим картины из жизни народа.
Воспитатель: Раньше в России было мало школ, и образование могли получить только дети богатых. Дети бедняков не имели возможности учиться в школе, потому что им нечем было платить. Поэтому их за небольшую плану учили дьячки в школах при церкви. Обучали в таких школах письму, счету, чтению и Закону Божьему, а за малейшую провинность секли розгами.
Толстой часто общался с крестьянскими детьми и видел, какие они смышленые, любознательные, одаренные. В своем имении Ясная Поляна он открыл бесплатную школу для крестьянских детей в маленьком доме – во флигеле, и сам учил их. Он считал, что дети должны получить широкий круг знаний. Поэтому учил с ними чтение, письмо, русскую историю, математику, естественные науки, рисование, пение, черчение.
Учебников тогда было мало, и Толстой сам составил «Азбуку», по которой учились грамоте многие поколения.
Воспитатель: Ребята, а какие еще учебники написал Толстой? («Книги для чтения», «Арифметику»).
Сейчас мы поиграем в игру «Живые буквы». Вам необходимо парами загадать любую букву и показать нам. А остальные дети попробуют ее угадать и назвать.
Воспитатель: Лев Николаевич не любил, когда кто-то шалил, любил чтобы ему говорили правду. Все свои наблюдения из жизни он отражал в рассказах. Давайте вспомним его рассказ «Косточка».
- Почему Ваня не отходил от стола?
- Что он сделал?
- Как мама обнаружила пропажу?
- Что сказал отец?
- Почему Ваня не сознался сразу?
- Почему он заплакал?
- Расскажите о своем отношении к поступку Вани.
- Как вы думаете, сознался бы Ваня в своем поступке, если бы мама перед обедом не сосчитала сливы?
Воспитатель: Ребята, перечислите, какие еще произведения Льва Николаевича Толстого вам знакомы?
Воспитатель: Лев Николаевич очень любил играть с детьми на перемене. Поиграем и мы.
Игра «Затейники» : дети становятся в круг и выполняют движения ведущего.
Воспитатель: Ровным кругом, друг за другом
Эй, ребята, не зевать!
То, что (имя) нам покажет,
Дружно будем выполнять.
Воспитатель: Лев Николаевич стремился прививать детям трудовые навыки. Для этого он выделил участок земли, который обрабатывали школьники. А вот, что они выращивали, мы сейчас попробуем отгадать.
Дети загадывают загадки:
- Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что это? (репка)
- На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая,
По цвету – красноватая
И нравится ребятам.
Сидит в земле,
А вытащишь – на столе (морковь)
- Топили, сушили,
Колотили, рвали,
Крутили, ткали,
На стол клали (лен)
- Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки (горох)
Воспитатель: Ребята сами убирали весь выращенный урожай, работали с удовольствием. Они очень любили свою школу и своего учителя.
Лев Николаевич написал много рассказов, как для детей, так и для взрослых. Благодаря его таланту, многие поколения имели возможность знакомиться с этими замечательными литературными произведениями, учиться на примере поведения его героев. Сегодня и мы с вами прикоснулись к творчеству великого писателя, окунулись в атмосферу жизни его современников, попытались понять и почувствовать то, что испытывали люди того времени.
Скажите, пожалуйста, что же нового вы узнали о жизни Льва Николаевича Толстого?
Какие произведения вам больше запомнились и понравились? Почему?
Молодцы, вы меня сегодня очень порадовали. Вы доказали, что стали старшими в детском саду и готовитесь к учебе в школе.
А сейчас, вы можете взять любую понравившуюся книгу Л. Н. Толстого и рассмотреть ее. Занятие окончено.