Вышняк Екатерина Викторовна
Конспект открытого урока по кубановедению в 3 классе на тему «Твои земляки-труженики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока кубановедение
Класс 3 «В»
Учитель: Вышняк Екатерина Викторовна
Тема: «Твои земляки-труженики»
Цели урока :
Познакомить детей с трудом кубанского народа; с земледелием, животноводством; с людьми, которые внесли огромный вклад в развитие и процветание нашего Краснодарского края;
Развитие речевых и мыслительных навыков; воспитание у детей любви к родному краю, к жителям Кубани, их труду.
Публикация «Конспект открытого урока по кубановедению в 3 классе на тему „Твои земляки-труженики“» размещена в разделах
- Кубань
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи урока :
1. Прививать любовь к родному краю
2. Развить интерес к прошлому и настоящему родной земли
Планируемые результаты.
Предметные: Знать известных людей Кубани, их заслуги в страницах истории России и Кубани, преемственности поколений.
Метапредметные:
Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Познавательные: сравнивать, понять суть проблемы; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий на основе сделанных выводов.
Коммуникативные: Умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому материалу. Строить сообщение в соответствии с учебной задачей.
Личностные: Способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения; развивать умение правильно анализировать и четко формулировать основные мысли.
Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь. Презентация № 1. Мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группе.
Ход урока.
I. Организация начала урока. Мотивация учебной деятельности.
Рефлексия настроения.
-Ребята, добрый день.
-Я пришла к вам на урок вот с таким настроением
А какое у вас настроение? или
- Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Тогда я вас хочу пригласить… - А кто догадался куда? (в поход, путешествие, на экскурсию)
- Да ребята я вас хочу пригласить в путешествие. Заочное путешествие по нашему краю.
-Вспомним, как называется край, в котором мы живем? А как еще называют наш край? Что вы знаете о нашем крае?
Изучая кубановедение вы уже много узнали и наверняка хотите узнать больше. Я предлагаю выполнить необычное задание. Заполните таблицу. СЛАЙД 2
В первый столбик вы запишите все, что уже знаете о нашем крае, а во второй все что хотели бы еще узнать. А третий столбик не заполняете, к его заполнению мы вернемся позже.
Знаю Хочу узнать Узнал
II. Сообщение темы урока
- А о чем мы будем говорить, составив слово из 4 букв. Составлять будем при помощи загадок. Слайд 3
1) Этот сельский акробат,
Лучше лошади в сто крат.
Не проста у парня доля,
Днем и ночью пашет поле.
Тарахтит как очумелый,
Дым с трубы выходит серый.
(Трактор)
2) Вымыл руки и лицо,
вылил воду за крыльцо
И повесил на крючок
вышиванный…
(рушничок-полотенце)
3) В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
4) Он пришёл, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушёл по лужам в поле.
(Дождик)
-Если вы возьмете первую букву наших отгадок, то у вас получиться слово.
Какое слово получилось?
На уроке мы будем говорить о труде. А что такое труд? Определение мы можем найти в словаре С. И. Ожегова. (1 ученик читает) Давайте хором прочитаем определение из словаря на слайде. Слайд 4
Всё время с начала урока я за вами внимательно наблюдала. Нет, не наблюдала, любовалась! Кто сделал тебе такую красивую причёску? Какие у твоей мамы заботливые руки! Кто так аккуратно выгладил твою рубашку? Сколько любви, заботы, старания и, конечно же, труда приложили ваши мамы. Трудолюбие, какое замечательное слово.
– Как вы понимаете смысл слова “трудолюбие”? (Трудолюбие – это любовь к труду.)
- О ком говорят, что он “трудолюбивый человек”? (О человеке, который любит и умеет трудиться.)
Найдем определение этого слова в словаре С. И. Ожегова. (1 ученик читает) Давайте хором прочитаем определение из словаря на слайде. Слайд 5
-Ребята посмотрите на слайд, как вы думаете почему на нем объединены 2 слова
Кубань труд
Слайд 6
I. Изучение нового материала.
А сейчас я предлагая окунуться в прошлое. В каждой группе есть ребята, которые отвечают за точные исторические сведения. Это наши ЗНАТОКИ. Они получили задание подобрать точные исторические сведения о том, как же люди трудились на Кубани.
Рассказ Знатоков
1) Из века в век, испокон веков кубанскую землю прославляют люди трудолюбивые. Более двухсот лет назад начались переселения казаков на дарованную Екатериной землю Кубанского края. Земля, на которую переселились казаки, была целинной.
- Кто понимает, что обозначает слово целина?
-Для того чтобы узнать точное значение слова воспользуемся словарём. Что такое целина? (Земля, которую никогда не пахали) Слайд 7
Работа по учебнику
А теперь мы будем работать по учебнику: Откройте учебник на с. 70. Прочитайте первый абзац, подготовьтесь ответить на вопросы:
-Назовите главные занятия жителей Кубани на протяжении более двухсот лет.
-Как обрабатывали землю казаки и крестьяне-переселенцы?
-Обратимся к знатокам.
Рассказ Знатоков
2) Земля-матушка! Эти слова часто можно было услышать в кубанских хуторах и станицах. В них отразилось особое отношение казаков к земле. По – другому и не могло быть. Земля кормила, она была основой хозяйства. Обращение с землё й было поистине сыновним: бережливым, трепетным.
-Что выращивали на обработанной земле казаки? (прочитайте абзац №1, с. 71). (Хлеб, подсолнечник, кукурузу, рис, овощи, фруктовые сады, виноградники, бахчевые и чайные культуры).
= Какие бахчевые культуры вы знаете? Всё это возделывалось руками наших трудолюбивых земляков. (арбузы, дыни, тыквы)
Практическая работа:
Землю красит солнце, а человека- труд. СЛАЙД 8 Я вам сейчас предоставлю возможность потрудиться.
Перед вами контейнер с зерновыми культурами. Какие зерновые культуры вы узнали? СЛАЙД 9
Задание-1: Ребята 1 группы выберите и положите в крышку только зёрна пшеницы.
Ребята 2 группы выберите и положите только зёрна кукурузы.
Ребята 3 группы – только зёрна подсолнечника.
Ребята 4 группы- рис.
-Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием. В качестве разминки поднимем вверх руки и поаплодируем нашему первому успеху.
Вывод: Кубань – житница России.
Рассказ знатока
Ученица нашей школы Козлова Валентина Ивановна под руководством своего педагога в 1954 году вырастила на территории школы редкую породу ячменя «треби» и Чумизу китайскую.
IV. Физкультминутка.
V. Продолжение изучения нового материала.
-А люди каких профессий занимаются земледелием?
-Помимо злаковых культур наш край богат овощами и фруктами. Посмотрите у вас на столах есть карточки. Прочитайте слова, записанные на них. Распределите слова в 3 столбика запишите их.
Что у вас получилось в 1 столбике, во 2 и в 3?
Рассказ Знатоков
3. Рассказ о виноградарстве.
Ребята давайте поработаем с текстом, для того чтобы выполнить ряд заданий вам, необходимо не видя текста определить его тему. Для этого посмотрите на экран. СЛАЙД 10 Что вы заметили? Действительно мы будем говорить о животных Кубани.
СЛАЙД 11 Прочитаем текст по предложению цепочкой. Обратите внимание, что предложение пронумерованы, давайте вспомним тему текста.
СЛАЙД 12 Ниже дана таблица, которую необходимо заполнить, используя текст. Вы выбираете животное и записываете название в нужный столбик. При этом дополните каждый столбик одним своим примером.
Ребята давайте проверим что у вас получилось. Один читает, а остальные хлопком проверяют.
СЛАЙД 13 На вашей карточке есть задание под номером 2. Вы должны в 1 колонку придумать и записать один вопрос по тексту.
Поменяйтесь карточками и найдите в тексте ответ на вопрос соседа в таблицу запишите только его номер.
Слайд 14
Вы любите играть? Поиграем в игру «Третий - лишний». В каждой строке подчеркните лишнее слово.
Подчеркни лишнее слово:
терпение, лень, труд
целина, сад, огород
пшеница, подсолнечник, свёкла
комбайнер, врач, столяр
Проверка: назовите лишнее слово. Объясните, почему вы сделали такой выбор.
Я хочу узнать, насколько вы были внимательны сегодня на уроке.
Занятия проведем необычным образом. Вам необходимо выполнить «синквейн». Рассмотрим правило работы с «синквейном».
СЛАЙД 9
1строка-одно слово (обычно имя сущ)
2 строка- 2 слова (обычно имя прилагательное)
3 строка-3 слова (глаголы)
4 строка-4 слова (фраза, которая показывает отношение автора к теме)
Молодцы, ребята, сегодня вы показали, что умеете трудиться!
А, когда подрастёте, трудитесь не покладая рук, чтобы процветал наш край, был ещё плодородней и краше!
V. Итог. Оценивание.
Что о нашем уроке вы могли бы рассказать своим друзьям, родителям?
Вывод: Вернёмся к теме нашего урока, и утвердительно произнесё м:
Кто ленится, тот не ценится!
VI. Д/ з:
VII. Достигнутые результаты: Поставленные на уроке задачи реализованы. Целостность и завершенность урока достигнуты.