Попова Татьяна Александровна
Открытый показ интегрированной образовательной деятельности «Ой, да мы, матрешки!» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей "Ой, да мы матрешки!" в подготовительной группе.
Составила и провела воспитатель Попова Т. А.
Категория - СЗД.
Цель:
1. Продолжать знакомить детей с предметом народного творчества, самой известной русской игрушкой – матрёшкой.
2. Использование разных видов деятельности (изобразительная, музыкальная)
3. Познакомить детей с историей создания первой русской матрёшки.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
4. Формировать грамматически правильную речь.
5. Приобщать детей к национальным культурным традициям.
6. Закреплять приобретенные навыки.
Задачи образовательных областей:
1. Познавательное развитие: Формировать представления об истории возникновения русской матрёшки. Знакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семёнова, Полхов Майдана, развивать умение отличать различные виды росписи друг от друга, расширять кругозор детей.
2. Речевое развитие: Расширять словарный запас детей, активизировать умение детей отвечать на вопросы, совершенствовать лексико-грамматический строй речи. Обогащать словарный запас словами «мастера», «роспись».
3. Художественно эстетическое развитие: Развивать творческие способности детей. Учить детей украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, развивать творческую фантазию, самостоятельность в придумывании узора для сарафана матрёшки. Формировать эстетическое отношение к произведениям русского декоративно-прикладного искусства. Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии музыкальных произведений.
4. Социально-коммуникативное развитие: приобщать к элементарным общепринятым формам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Создать благоприятную эмоциональную обстановку.
5. Физическое развитие: предупреждение переутомления, развитие активности детей.
Методы:
Наглядный, словесный, практический, игровой.
Оборудование:
Деревянные куклы-матрешки, плоскостные матрешки, заготовки плоскостных матрешек для росписи. Сюрпризная коробка, приглашение. Фотографии первой русской матрешки и японской деревянной куклы Фукурума. Деревянные ложки. Сладости. Гуашь, кисти, салфетки, баночка с водой на каждого ребенка. Магнитофон.
Предварительная работа:
1. Рассматривание матрешек-кукол, сравнение их отличий и особенностей росписи.
2. Чтение и заучивание стихов, песен, частушек о матрешках.
3. Загадывание загадок о матрешках
4. Знакомство с наиболее известными видами матрешек.
5. Беседы о творчестве русских народных мастеров.
6. Рассматривание иллюстраций в книгах: «Русская матрешка», авторы Воробьева Т. П., Воробьева В. А., 2008 г. ;
7. Изготовление плоскостных матрешек и заготовок для росписи.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, проходите, посмотрите, сколько у нас в группе гостей. Давайте с ними поздороваемся, и я вас им представлю.
Это наши дети, самые лучшие и красивые на свете.
Они очень любят, играть, рисовать, петь и танцевать
Они очень весело смеются и радостно просят вас улыбнуться.
Давайте улыбнёмся друг другу.
Воспитатель: Ребята, вы любите сюрпризы? (ответ детей).
У меня для вас сюрприз, одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
(матрешка)
Воспитатель: вы угадали, это матрешка (достает матрешку). А, что у нее в руках? Какое-то письмо. Давайте прочитаем?
Воспитатель читает письмо, прикрепленное к матрешке. «Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки. Вы меня узнали без сомненья, да, меня Матрешкою зовут. Принесла я вам сегодня приглашение: От матрешек. Они вас в гости очень ждут».
Пойдем в гости к матрешкам? (ответ детей)
Дорогие ребята, давайте встанем в круг,
На минутку закроем глазки
И окажемся у матрешек в сказке,
Пока буду я считать, нельзя глазки открывать.
1,2, 3, 4, 5 пора глазки открывать.
Вот так чудеса, мы попали к матрешкам в гости. Посмотрите, какие они красивые, нарядные.
Цветастые платья,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячутся дочки.
Сегодня матрёшку знают во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром.
Ребята, а что вы знаете о русской матрешке, расскажите нам, пожалуйста.
Дети читают стихи про матрешек
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
Воспитатель (рассказ сопровождается показом фотографий): А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрешки. Около ста лет назад привезли в нашу страну из Японии деревянную куклу. Это был добродушный лысоватый старичок с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий, внутри которого помещалась вся его семья. И звали его Фукурума.
Игрушка очень понравилась нашему художнику Сергею Малютину, и он решил сделать такую же для русских детей. Изготовить свою небывалинку он заказал токарю Михаилу Звездочкину. Так появилась розовощекая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, платке с цветами. Правой рукой она прижимала к себе черного петуха. Почему игрушку назвали матрешкой, да потому, что имя Матрена было самым распространенным на Руси. Игрушка сразу понравилась и взрослым, и детям. Но самым занятным было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрешек поменьше. Так родилась в старинном русском городе Загорске, а ныне этот город называется Сергиев Посад первая русская матрешка.
Сегодня появились самые разнообразные матрешки – персонажи из произведений известных писателей и народных сказок. Стали появляться матрешки-мужчины. А как вы думаете, из чего делают матрешек? (Ответы детей) Правильно, матрёшек делают из дерева липы, берёзы, ольхи или осины. А чем отличаются матрешки друг от друга? (Ответы детей) Матрешки отличаются формой, размером, росписью.
- Скажите, а что можно узнать по росписи матрёшки(Ответы детей).
Правильно, по росписи можно узнать, откуда матрёшка родом, какие мастера её расписывали.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие наиболее известные три вида матрешек вы знаете? (Ответы детей: Семеновская, Загорская и Полхов-Майданская).
- Молодцы! А чем же эти матрешки отличаются друг от друга? Давайте посмотрим на наших матрешек. (Воспитатель помогает детям. Дети сопровождают свои ответы чтением стихотворений).
У Семеновской матрешки весь фартук занимают букеты цветов: алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья. У Семеновской матрешки желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами. Ротик бантиком, на щеках малиновый румянец.
Я из тихого зеленого городка Семёнова,
В гости к вам пришла.
Букет цветов садовых, розовых, бордовых
В подарок принесла.
Загорская матрёшка в сарафанах расписных, кофточка на ней с вышивкой. Платочек с узором. А в руках у матрёшки то корзина с грибами и ягодами, то горшочек, то петух или уточка.
На загорской матрешке основные цвета красный, зеленый, синий, желтый.
Мне художниками дан,
Яркий, русский сарафан.
Я, Загорская матрешка,
Принесла для вас лукошко.
Полхов-Майданская матрешка. У этих матрёшек приспущенный назад платок, кудри, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками,
И ягодами разными,
Спелыми и красными
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, вспомнили мы какие матрешки самые известные. А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Мы веселые матрёшки».
Проводится игра «Мы веселые матрёшки».
Мы – веселые матрешки (шагают на месте)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки. (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
В сарафанах ходим пестрых. (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Мы похожи, словно сестры. (указательные пальцы приложили к щечкам)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Завязали мы платочки. (Наклоны головой влево - вправо)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки. (потереть щечки)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь спряталась целая семья матрешек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга.
Матрешки очень яркие, красивые, веселые, но чего-то им не хватает. (ответы детей).
- Действительно, у них совершенно чистые, белые фартуки! Давайте мы их сейчас украсим. А чтобы лучше отличать сестричек друг от друга, мы сейчас их распишем, каждый на свой вкус. (Дети садятся к столам).
Воспитатель: Сейчас еще раз повторим, какие элементы росписи лучше использовать для украшения наших матрешек (Ответы детей. Цветы, листочки, точки, кружочки, волнистые линии, завитки, целые букеты).
Рисовать будем гуашью. Какой цвет гуаши лучше использовать(Ответы детей) Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов — короткими толстыми штрихами.
Проводится физкультминутка:
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Пальчиками поиграли,
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Звучит русская народная мелодия в записи, дети начинают расписывать матрешек.
По окончании работы дети аккуратно расставляют своих матрешек на доске.
Воспитатель: Очень яркие, веселые, нарядные матрешки получились у вас!
Вы славно потрудились, а теперь можно и повеселиться, ведь делу время, а потехе - час! И сейчас мы вам частушки про матрешек пропоем.
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
А вы гости, не скучайте
И молодкам подпевайте!
Девочки исполняют частушки Д. Шигаева «Матрешки», а мальчики играют на ложках.
Мы матрешки, мы матрешки.
Утром рано мы встаем.
Вшестером поем частушки
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем.
Шесть у нас платочков есть.
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно.
Потому что в час ночной
Спим мы вместе.
Спим мы дружно.
Спим мы все одна в другой.
Воспитатель: Ребята, вы славно повеселили наших матрешек, и они вам дарят вкусные сладости. А теперь пришла пора попрощаемся с матрешками, нам пора возвращаться в нашу группу.
На минутку закроем глазки,
И вернемся домой из матрешкиной сказки.
Пока буду я считать, нельзя глазки открывать.
1,2, 3, 4, 5 пора глазки открывать.
Вот мы и в нашей группе. Вам понравилось наше путешествие. Что нового вы узнали? А, что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).
Спасибо вам, ребята, на этом наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с нашими гостями.