Меркурьева Анжелика Вячеславовна
Конспект открытой итоговой НОД за первое полугодие по развитию речи в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого НОД в подготовительной к школе группе, проводимого
Меркурьевой А. В., воспитателем МБДОУ «Детский сад № 21 «Росинка
с. Краснокумского», для воспитателей ДОУ – 2019 г.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Направление: «Развитие речи»
Вид: интегрированное
Тема: «Итоговое за первое полугодие»
Публикация «Конспект открытой итоговой НОД за первое полугодие по развитию речи в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Форма проведения: путешествие «В зимний лес к птицам»
Цель: совершенствование речи как средства общения.
Программное содержание.
Обобщить знания детей о составе предложения; антонимах; положении звука в слове; счете слогов; однокоренных словах; образовании слов, составлении описательного рассказа. Побуждать интересоваться смыслом слова. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы Обогащать природоведческий и обществоведческий словарь, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление. Создавать положительный эмоциональный фон. Сохранять здоровье детей через динамические паузы. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа. Речевые упражнения: «Составь предложение», «Сколько слов в предложении?», «Назови по порядку», «Назови место звука в слове»; упражнения в составлении описательного рассказа, игры со схемами образования слов, игры на дифференциацию слогов, звуков в словах, беседы о значении слов, игры на образование слов с противоположным значением (антонимы).
Материал к НОД: проектор, карточки с изображением птиц, пособия к развивающим играм, маршрутный лист.
Словарная работа: вьюга, метель, лесничий, слова- «родственники» (родственные, многозначные слова, словообразование.
Ход НОД.
Воспитатель (Вос-ль):
Я рада видеть каждого из вас
И пусть зима в окно прохладой дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наши ребята
Друг друга любят, чувствуют и слышат.
Ребята, а какие вы знаете приметы зимы?
Дети: стало морозно, идет снег, на лужах появился лёд, дует зимний, холодный ветер.
Вос-ль: Как называется холодный, зимний ветер?
Дети: Вьюга, метель.
Вос-ль: Кому зимой живется тяжело?
Дети: Зверям и птицам в лесу.
Вос-ль: А кто помогает выжить в зимнем лесу зверям?
Дети: Человек. Он работает в лесу, кладет сено и корм для животных.
Вос-ль: Вы правы ребята, такого человека называют: лесничий.
Ребята, и я предлагаю вам отправиться в зимний сказочный лес. Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да.
Вос-ль: Тогда давайте произнесём волшебные слова: Вокруг себя обернись, в зимнем, сказочном лесу появись! (Дети произносят три раза волшебные слова и появляются в украшен-ной моделями деревьев группе. На каждом дереве сидит по одной разной зимующей птице, а под елочкой игрушечный заяц) Ребята, вот мы и лесу! Какой лес?
Дети: Сказочный, красивый, чудесный, необыкновенный. А вот и хозяйство лесничего. (Столы и стулья)
Звучат звуки птиц, на экране появляется синичка в лесу.
Синичка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Синичка. Поим пернатым друзьям очень тяжело живется в зимнем сказочном лесу. Хозяйка леса, Зима-холодушка, замела всё снегом и сказала, что на волшебной кормушке появятся зернышки только после того, как я выполню её задания. А задания Зима-холодушка спрятала у птиц, которых я найду, когда отгадаю загадки про них. Помогите мне, ребята, я сама боюсь не справлюсь.
Вос-ль. Ребята, поможем Синичке?
Дети: Да!
Синичка: А карта с заданиями под самой низкой елочкой у зайчика. Желаю удачи.
Дети находят карту, изучают маршрут. На карте обозначены места нахождения заданий. (Номер и загадка о зимующей птице. Воспитатель читает загадку о зимующей птице, дети отгадывают загадку, находят на дереве птицу с заданием и т. д.)
Загадка первая.
Озорной мальчишка в сером пальтишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Вос- ль: Ратмир раздели слово «воробей» на слоги. (Во-ро-бей)
Задание 1-е. «Один -много»
Воспитатель называет одну птицу, а дети - много птиц.
Воробей-воробьев, синица-синиц, дятел-дятлов, ворона-ворон, снегирь-снегирей, сорока-сорок, голубь-голубей.
После каждого правильного выполненного задания на кормушке у Синички появляется зернышко и птичка благодарит детей.
Загадка вторая.
Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только их лечит. (Дятел)
Вос-ль: Ирина, с какого звука начинается слово «дятел» (д’, какой это звук? (Согласный, мягкий)
Маргарита, каким звуком заканчивается слово «дятел» (л, какой он? (Согласный, твердый)
Задание 2-е. «Скажи наоборот»
Воспитатель читает слово, детям нужно назвать слово противоположное по смыслу.
Быстрый – медленный, холодный – горячий, небо – земля, вход – выход, зима-лето, длинный – короткий, широкий – узкий, бедный – богатый, хороший – плохой, радостный – грустный, пасмурный – солнечный, сытый-голодный.
Зрительная гимнастика.
Вос-ль: И вот стоит волшебный лес. (Круговые движения в одну и другую сторону глазами)
В нем много сказок и чудес:
Слева сосны, справа ели, (Движения глазами в соответствии с текстом)
Сверху дятел, тук да тук.
Глазки ты открой, закрой
И беги скорей домой. (Движения в соответствии с текстом)
Загадка третья.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Вос-ль: Сергей, сколько ты слышишь гласных звуков в слове «снегирь»? Назови их (и, и)
Задание 3-е. «Многозначные слова»
Детям предлагается сгруппировать картинки. Воспитатель интересуется, по какому признаку сгруппированы картинки.
1 группа. Перо птицы, перо для письма, перо зеленого лука.
2 группа. Хвост птицы, хвост самолета, хвост редиса.
3 группа. Крыло птицы, крыло самолета, крыло- боковая пристройка.
Загадка четвертая.
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока)
Вос-ль: Кирилл, какой согласный звук ты слышишь в середине слова? (р) Какой это звук? (Согласный, твердый)
Задание 4-е. «Сложи пазл»
Вос-ль: Ребята на столе карточки, на которых изображены птицы. Ваша задача – назвать всю семью птицы (маму, папу, одного детеныша, много детенышей) Ворон-ворона-вороненок-воронята, воробей-воробьиха-воробьенок-воробьята, голубь-голубка-голубёнок-голубята.
Загадка пятая.
Он живет на площадях, на деревьях и ветвях.
Он воркует, не поет, бодро семечки грызет. (Голубь)
Задание 5-е. «Что сначала, что потом»
Вос-ль: Ребята, вам нужно выложить картинки по порядку, не нарушая последовательности действия, и составить по ним рассказ. При составлении предложений воспитатель интересуется:
Что составили дети? (Предложение, Из чего состоит предложение? (Из слов, которые связаны между собой по смыслу) Просит посчитать слова в предложении (любом)
Вос-ль: Ох уж эти синички, какие они быстрые, шустрые. Давайте покажем, какие они.
Динамическая пауза «Синички»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Загадка шестая
Днём спит, ночью летает,
Прохожих в лесу пугает. (Сова)
Задание 6-е. «Образование слов»
Вос-ль показывает детям карточки со схематичным изображением движения.
Вос-ль: Птица летела, летела и к дереву … (дети: подлетела, на дерево (дети: залетела, по дереву (пролетела, с дерева слетела, дальше полетела, к дубу подлетела, дуб облетела, в дупло влетела, из дупла вылетела и в гнездо прилетела.
Синичка: Спасибо вам ребята за помощь! Какие вы молодцы, справились со всеми задания-ми Зимы-холодушки. Посмотрите, а вот и птицы собрались у кормушки, лакомятся. И мне пора лететь к моим подружкам. Я вам приготовила подарок, вы найдете его под самой высокой елочкой. До свидания!
Дети: До свидания! (Дети находят подарок)
Вос-ль: Ребята, а что написано на коробке с подарком. (Для хорошего настроения)
Дети открывают коробку и обнаруживают в ней чупа -чупсы.
Вос-ль: Ребята, вот и закончилось наше путешествие, нам пора возвращаться в детский сад.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять! В детский сад возвращаемся опять.
Вос-ль: Вот мы снова в нашем детском саду, в нашей родной группе. Вам понравилось путешествовать по сказочному лесу?
Дети: Да.
Вос-ль Какие задания Зимы- холодушки вам показались интересными? Какие трудными?
Я думаю, что об этом увлекательном путешествии вы обязательно расскажете своим родителям.