Татьяна Вернер
Конспект открытой НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Число и цифра 3»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Тема НОД: «Число и цифра «3»
ОО Познавательное развитие
Цель: Формировать у детей элементарные математические представления об образовании числа «три» и о цифре «3».
Публикация «Конспект открытой НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе „Число и цифра 3“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 3. Состав числа три, счёт до трех
- Темочки
Задачи: Формировать у детей элементарные математические представления об образовании числа «три» и о цифре «3», закрепление понятий «треугольник», «высокий», «низкий» ; Упражнять в сравнении предметов по количеству: «больше», «меньше», «столько же».
Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, слуховую и зрительную память.
Развитие мелкой моторики рук
Воспитывать дружелюбие, способность к совместной деятельности.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная (аппликация).
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: сюрпризный момент «Видеописьмо», отгадывание загадки, игровая ситуация «В гости к белочке», задание от Рыжика (работа с кассами, аппликация «Угощение», физ. минутка «Боровик»
Оборудование: изображения лисенка Рыжика и зайчика Пушистика, белочки; карточки с графическим заданием «Морковки» на каждого ребенка, карточки с цифрами «1», «2», «3», кассы на каждого ребенка; грибочки боровики и мухоморы по 3шт. на каждого ребенка; боровики, морковки, шишки по 3 шт. для аппликации, ватман для коллективной аппликации в виде скатерти с тремя тарелками, клей-карандаши, влажные салфетки ; две елки из 3-х и 2-х треугольников; коврограф, мультимедийный проектор.
ХОД НОД:
Организационный момент
(Дети входят в группу, встают полукругом)
В. : - Ребята, посмотрите у нас в группе гости. Давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями)
Вводная часть (мотивация)
В. : - А еще к нам снова пришли наши хорошие знакомые. (Обращает внимание на лисенка Рыжика и зайчика Пушистика). Кто это?
Д. : Лисенок Рыжик и зайчик Пушистик.
В. : - Ребята, сегодня на нашу электронную почту пришло видеописьмо от лесного жителя, а от кого оно - отгадайте:
С ветки на ветку могу я летать
Рыженький хвост никому не поймать.
Некогда летом в лесу мне играть
Надо грибы для зимы собирать.
Д. : белка
В. :- Вы правильно отгадали. Действительно, нам пришло видеописьмо от белочки. Давайте мы его посмотрим.
Просмотр видеописьма: «Здравствуйте, мои друзья!. Сегодня у меня день рождения, и я приглашаю вас к себе в гости в лес. А живу я на самой высокой ёлочке.
В. : - Как же мы найдем дорогу к тебе?
- А дорогу вам покажут Рыжик и Пушистик. До встречи, друзья!»
Основная часть
В. : - Ребята, а как вы думаете можно добраться до леса?
Предположения детей: на автобусе, на машине
В. : - Хорошие предложения, но я вам предлагаю отправиться в лес пешком.
- Ой, а что же мы подарим белочке?
Предложения детей
В. : - Сколько вы разных подарков придумали. Сейчас осень и в лесу можно найти много разных подарков-угощений.
- Тогда в путь…
(Звучит музыка, дети со зверятами подходят к коврографу)
В. : - По пути мы зашли ненадолго в огород к Пушистику, он нам предлагает взять несколько морковок в подарок белочке.
- Посмотрите, сколько морковок в верхнем ряду?
Д. : две
В. : - В нижнем?
Д. : одна
В. :- Сколько всего морковок в огороде у Пушистика? Посчитайте.
Д. : три
В. :- Правильно, три. Как получили число «3»?
Д. : «Два» да «один» - стало «три»
В. : - «Два» да «один» - стало «три». А вот и цифра, которая обозначает получившееся число - это цифра «3».
Послушайте стихотворение про неё:
А за двойкой посмотри,
Выступает цифра «3».
«Тройка» - третий из значков –
Состоит из двух крючков.
- Вот такая новая цифра, постарайтесь её запомнить. А теперь задание от Пушистика. Садитесь за столы.
(Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с заданием)
В. : - У вас на карточках нарисованы морковки. Сколько морковок закрашено?
Д. : две
В. : - Правильно, две. Сколько нужно дорисовать морковок, чтобы стало три?
Д. : одну
В. : - Возьмите карандаши и раскрасьте одну морковку.
(Выполняют задание)
В. : - Сколько морковок у вас стало?
Д. : три
В. : - Молодцы, вы отлично справились с заданием. Положим морковки с огорода Пушистика в корзинку.
(Прикрепляет морковки в корзинку на коврографе).
В. : - Следуем дальше. Вставайте, задвигайте стульчики и подходите ко мне.
Продолжает рассказ.
В. : - От огорода Пушистика в лес вела тропинка, вдоль которой росло много грибов. Рыжик стал искать грибы по одну сторону тропинки, а Пушистик – по другую.
(По ходу рассказа прикрепляет к коврографу тропинку, грибы и зверят).
- Сколько грибов нашел Рыжик?
Д. : три
В. :- Помните, как называются эти грибы?
Д. : боровики
В. :- Правильно, Рыжик нашел три гриба - три боровика.
- Сколько грибочков нашел Пушистик? Как эти грибы называются?
Д. : Два мухомора
В. : - Действительно, Пушистик нашел два мухомора.
- Итак, Рыжик нашел три гриба, а Пушистик – два гриба.
- Что больше «два» или «три»?
Д. :«три» больше
В. : - На сколько?
Д. : На один
В. : - Действительно, у двух грибочков есть пара, а у одного пары нет. Значит три больше двух на один.
- Рыжик тоже приготовил задание для вас. Проходите за столы.
(Дети садятся за столы, на которых лежат кассы и плоскостные грибы:боровики и мухоморы по три штуки на каждого ребенка)
В. : - Возьмите каждый по три боровика и положите их в верхний ряд.
- Теперь возьмите по два мухомора и положите их в нижний ряд.
- В каком ряду грибов больше – верхнем или нижнем?
Д. : в верхнем больше.
В. : - Правильно, в верхнем ряду грибов больше, чем в нижнем.
- Сделайте так, чтобы в верхнем и нижнем ряду стало грибов поровну - одинаковое количество грибочков.
Анализирует как дети выполнили задание.
В. : - Молодцы, вы отлично справились.
- Ребята, а сколько и каких грибочков мы положим в корзинку для белочки? Почему?
Д. : Возьмем только три грибочка – боровика, а мухоморы – несъедобные грибы.
В. : - Молодцы, вы очень внимательны. Положим три грибочка в корзинку и пойдем дальше. Вставайте и беритесь за руки.
(Звучит музыка)
Физминутка
По дорожке шли - (Дети идут по кругу, взявшись за руки).
Боровик нашли. (Приседают, опускают голову.)
Боровик боровой
В мох укрылся с головой. (Опускают голову еще ниже, группируются.)
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли. (Вновь идут, подходят к коврографу.)
В. :- Вот мы и пришли в лес. Ребята, смотрите какие ёлочки. Скажите, пожалуйста, из каких фигур состоят эти ёлочки?
Д. : из треугольников
В. : - Правильно, они состоят из треугольников. У этой фигуры есть углы. Давайте посчитаем углы у треугольника.
Д. : считают: один, два,три.
В. : - У фигуры три угла - поэтому эта фигура называется треугольник.
- Покажите, какая из этих елочек выше? Ниже?
(Показывают высокую и низкую елочки)
В. : - Сосчитайте, из скольких треугольников состоит низкая елочка?
Д. : из двух
В. :- Сколько треугольников в высокой елочке?
Д. : три
В. :- Ребята, а кто помнит, на какой елочке живет белочка?
Д. : на самой высокой.
В. : - Значит мы и нашли домик белочки?
Д. : да
В. : - А вот и сама белочка. "Подарим" ей корзинку с угощениями.
(Приветствуют белочку. "Дарят" ей корзинку с угощениями)
В. :- Белочка ждала своих гостей, накрыла стол и приготовила угощение.
(Подходят к столу для аппликации)
В. :- Всем зверятам хватит угощений? Сколько шишек приготовила белочка?
Д. : три
В. :- А сколько всего зверят?
Д. : три
В. : - Значит по сколько шишек надо положить каждому в тарелку?
Д. : по одной
В. :- Правильно, чтобы каждый из зверят мог угоститься шишкой, нужно всем дать по одной шишке.
Аппликация «Угощение»
- Ребята, белочка просит помочь ей разложить угощения по тарелкам, чтобы всем зверятам досталось одинаковое угощение. Наклейте угощения на тарелки так, чтобы каждому досталось по морковке, по шишке и по грибочку.
(Дети выполняют задание: наклеивают угощения на тарелочки. Воспитатель наблюдает за процессом, при необходимости направляет)
В. : - Ребята, какие вы молодцы. Вы со всем справились.
- Белочка и для вас приготовила угощение – корзинку со сладкими орешками. Скажем спасибо белочке.
Д. :Благодарят белочку за угощение.
Заключительная часть (рефлексия)
В. : -Оставим Рыжика и Пушистика праздновать День рождения белочки, а сами вернемся обратно в детский сад.
(Идут под музыку)
В. : - К кому мы сегодня ходили?
Д. : К белочке на день рождения.
В. :- Где живет белочка? Из каких фигур состоит ёлочка?
Д. : На высокой елочке. Из треугольников
В. :- Сколько зверята подарили грибочков? Сколько они подарили морковок?
Д. : три
В. :- Молодцы. С какой цифрой мы познакомились?
Д. : три
В. :- Правильно, мы действительно ходили к белочке на день рождения, подарили ей угощения и познакомились с цифрой «3».
В. :- Ребята, что было для вас самым сложным сегодня?
- А с чем вы легко справились?
(Ответы детей)
В. :- Молодцы, вы были очень внимательны. А теперь пойдем пробовать угощения от белочки. Скажите до свидания нашим гостям.
Дети прощаются с гостями.