Ким Галина
«Здравствуй, Осень». Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
— воспитывать умение детей дослушивать произведение до конца;
— обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, — развивать музыкальную память;
— учить выражать свои эмоции, через речь и движения;
— учить импровизировать танец под музыку;
— закреплять представления детей об осенних изменениях в природе.
Материалы и оборудование:
полянка лесная, гномик, дятел, карточки с буквами (А,У,О,И, осенние листочки, палочки для отстукивания ритма;
фонограммы пьес: “Осенняя песнь” П. И. Чайковский;
Цель: активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности. Формирование интереса к миру звуков, развитие музыкальных и творческих способностей, в том числе слухового внимания, звуковысотного, динамического и ритмического слуха, создание условий для музыкально-творческой работы.
Цель включает следующие задачи:
Обучающие: - продолжать знакомить детей с различными видами оркестров (шумовой); - учить исполнять музыкальные произведения в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, ритм, своевременно вступать и заканчивать музицирование; - закреплять умение детей чисто интонировать мелодию на одном звуке.
- дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать в шумовом оркестре;
Развивающие : - развивать музыкальные способности детей, через объединение различных : зрительных, слуховых, тактильных, двигательных ощущений в процессе музицирования; - совершенствовать у детей чувство ритма в шумовом оркестре.
-развивать творческое воображение и слуховую фантазию.
Воспитательные:
- воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры
(т. е. накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством общения с музыкой);
-воспитывать доверительные отношения друг к другу, чувства единства,
сплоченности, принадлежности к группе (умение работать в группе).
Дидактический материал:
Демонстрационный - слайдовая и мультимедийная презентация
Детский шумовой оркестр- бумага.
Фонограмма песни: «Осенью любуюсь я!» .
картинки: портрет П. И. Чайковского, осень, листопад.
Ход занятия:
Дети входят в зал под негромкую, спокойную музыку.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте.
Музыкальный руководитель:
Дорогие ребята! Мир звуков так богат и красив. Звуки – это все что мы слышим вокруг нас. Есть звуки шумовые, но есть и музыкальные звуки. Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.
Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
(Дети выполняют действия по тексту).
Музыкальный руководитель:
Что мы сейчас делали?
Дети:
Топали, хлопали, шумели.
Музыкальный руководитель:
Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)
Они называются – шумы.
Давайте прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет?
(дидактическая игра).
Музыкальный руководитель:
Итак, что вы услышали?
Дети:
Шаги и речь людей за спиной, звонок телефона, топот детей в группе.
Музыкальный руководитель:
Сегодня я предлагаю отправиться в осенний лес и послушать звуки леса. Вы готовы? Что ж, тогда в путь!
(Включается запись ребята строятся и идут маршем затем бег опять марш по кругу, садятся на стулья).
Музыкальный руководитель: У нас на пути сказочный герой, который живёт в осеннем лесу, садитесь поудобнее да послушайте.
Гномик на экране:
В осеннем лесу живу, я маленький гном. Мне всегда грустно и скучно. Никто не может мне помочь, даже мои друзья, другие гномы. Выйду на улицу из своего домика, а друзья мне говорят вот как хорошо на улице листья золотые на ветру дрожат, трепещут, падают, укрывают землю разноцветным ковром, только не вижу этой красоты я. Сижу и грущу.
Музыкальный руководитель: ему необходима наша помощь, вы готовы помочь?
Дети: (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: готовы, мы хотим помочь)
Сейчас давайте попробуем с помощью музыки представить себе, о чём грустит гномик? “Осенняя песнь” П. Чайковского, произведение из альбома «Времена года», (слушают)
Музыкальный руководитель:
Ребята, как вы думаете, какая музыка по характеру, настроению?
Дети: (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: задумчивая, мягкая, задушевная, певучая, ласковая, напевная, добрая, плавная, красивая, спокойная)
Музыкальный руководитель: В пьесе пейзаж и настроение человека слиты воедино. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном.
Что вы представили, о чем грустит наш гномик?
(прослушать ещё раз)
Дети: (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: о том, что осень наступила, и скоро зима; может идёт дождь; у него друг уехал)
Музыкальный руководитель:
Видит гномик: сидит на дереве дятел, только и слышно:
тук-тук-тук, да тук-тук-тук
Сейчас, мы с вами отстукаем этот ритм при помощи деревянных палочек.
(раздаются деревянные палочки мальчикам)
Ритмическая игра: “Тук-тук”.
Мальчики отстукивают на деревянных палочках ритмический рисунок, девочки повторяя за педагогом, проговаривают ритмослоги.
Дети:
Тук,тук, туки-тук.
Туки-туки-туки-тук.
Музыкальный руководитель:
Пока гномик слушал стук дятла, в лесу тем временем ветер поднялся.
И свою песню запел…
Упражнение на развитее дыхательных мышц и укрепление голосового аппарата: “Ветер”. (выполняется стоя, педагог использует карточки со звуками (у, (о, (а, (и)
Дети делают крещендо и диминуэндо на звуки (у, (о, (а, (и).
Дети молчат прижимая ладони друг к другу. Разводят руки в стороны – усиливают звучание; приближают ладони друг к другу – звук затихает.
Музыкальный руководитель:
Сорвал ветер с деревьев много листьев, в лесу начался листопад.
Музыкальный руководитель :Мы распевку исполняем,
Дети: Голосок разогреваем.
Вместе Послушайте.
(мальчики слушают, исполняет педагог и девочки)
Распевка: По дорожкам листики весело летели
Только осенью бывают желтые метели
А сейчас, распевку исполним вместе.
(после звучит звук волшебства)
Гномик: После вашей весёлой распевки,мне, маленькому гному не хочется больше сидеть на месте, пойду по тропинке. Ах, на деревьях - листья расписные, красные, жёлтые, разные такие, а под деревьями кустики с ягодами брусники, а во мху грибы – сыроежки. «Осенью любуюсь я!»
Музыкальный руководитель:
Ребята, а вам нравится такая осень?
(показывает картинку с осенним лесом)
Дети: (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: нравиться; очень красивая; деревья с разноцветными листьями: желтыми, красными, багряными)
Музыкальный руководитель:
Я тоже люблю осень, за её краски, и сейчас для гнома мы исполним осеннюю песню.
Песня: «Осенью любуюсь я»
Музыкальный руководитель: давайте мы вместе поиграем и вспомним какие звуки мы сегодня встречали на нашем пути. (Звук ветра и стук дятла)
Я предлагаю вам поиграть на листочках, и показать как можно соединить два разных звука, шуршание и музыку.
Оркестр: “Шум листьев” («Шуточка» Селеванов)
Музыкальный руководитель:
А теперь, порадуем нашего друга гнома своей весёлой полечкой.
Руки подали друг другу,
Встали парами по кругу!
Танец: «Полечка».
Музыкальный руководитель:
Улыбнулся гномик первый раз
Гномик: вот какой веселый перепляс. До свидания ребята.
Музыкальный руководитель: Мы, ребята, помогли гномику улыбнуться?
Дети: (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: конечно помогли; да)
Музыкальный руководитель:
От чего грустил наш гномик?
Дети: (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: была плохая погода; солнышко спряталось; друг уехал; скоро зима наступит)
Музыкальный руководитель:
А какое произведение помогло нам представить и понять, о чём грустит гномик?
Дети: (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: это произведение: “Осенняя песнь”; композитор П. И. Чайковский)
Музыкальный руководитель:
А сказка наша получилась с весёлым концом?
Дети: (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: с весёлым)
Музыкальный руководитель:
Хорошо всё то, что хорошо кончается.
Музыкальный руководитель: а нам пора отправляться в детский сад. (музыка «Вместе весело шагать»).
Музыкальный руководитель: Вот мы и добрались.
Музыкальный руководитель: какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой, стук дятла (музыкальные палочки- клавесы). С какими звуками вы сегодня познакомились? (шумовыми, музыкальными). Произведение какого композитора звучало на занятии? (Чайковского П. И.) Что было сложного на занятии? Что было интересного?
Музыкальный руководитель: У кого возникли сложности с дыхательной гимнастикой, с распевкой или в оркестре? Вы сегодня молодцы. Спасибо за вашу активность на занятии.
Музыкальный руководитель: До свидания (под музыку)
Дети под музыку уходят из зала.