Наталья Уткина
Конспект открытого мероприятия с использованием сказкотерапии и ИКТ «О добре и зле»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6» Предгорного муниципального района Ставропольского края
КОНСПЕКТ
Открытого мероприятия с использованием сказкотерапии и ИКТ
«О добре и зле»
воспитатель:
старшей группы
компенсирующей
направленности №11
МБДОУ № 6
Уткина Н, С. Сенюкова Г. В
2019 год
Цель: формирование у детей доброжелательного поведения навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого мероприятия с использованием сказкотерапии и ИКТ „О добре и зле“» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Сценарии по сказкам
- Темочки
• дать представление о доброте;
• научить практически применять эту добродетель в повседневной жизни;
• научить дифференцировать поступки;
• учить анализировать собственное поведение и поступки других;
• закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Структура занятия.
1. Вступление.
2. Работа со стихотворением.
3. Игра “Тайное свойство”.
4. Работа с иллюстрацией.
5. Работа с историей.
6. Игра “Хорошо – плохо”.
7. Работа с пословицами.
8. Проверочный тест.
9. Заключение.
Форма проведения: комбинированная: обсуждение художественного произведения, беседа, игры, тестирование.
Материал к занятию.
• Стихотворение “Доброта” Р. Сеф.
• Рассказ “Старый дед и внучек”.
• Распечатанные пословицы.
• Список с хорошими и плохими поступками.
• Презентации (Доступная среда, Притча)
• Проверочный тест.
• Звукозапись песни “Дорогою добра” М. Минкова и Ю. Энтина.
Предварительная работа: чтение сказок с описанием добрых и злых героев.
1. Вступление
- Ребята, на прошлых занятиях мы с вами читали рассказы и сказки, и говорили о таких важных для нашей жизни понятиях, как добро и зло. Напомните мне, пожалуйста, эти сказки. (“Слепая лошадь”, “Сказка о добром муравье” и др).
- А какие еще, вы можете назвать сказки, которые читали, где встречались добрые и злые поступки? (Подвести ответы детей к тому, что практически во всех сказках встречается добро и зло.)
- Сегодня, мы продолжим говорить о доброте и зле, и тема нашего занятия будет называться “Добрые и злые поступки”. Будем читать стихи, узнаем новые пословицы, прочитаем интересный рассказ и т. д., где наша задача заключается в том, чтобы научиться различать добрые и злые поступки и стараться приучать себя к добрым поступкам.
2. Работа со стихотворением
- Итак, к нам в гости пришел мальчик Антошка и просит ему помочь разобраться в том, за что его наказали родители. (Стихотворение “ Доброта”)
Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали! (Р. Сеф)
Вопросы для дискуссии:
• За что был наказан Антошка?
• Правильно ли поступили взрослые?
• Что значит — быть добрым?
Выслушав ответы детей, взрослый обращает их внимание на обобщенное содержание понятия “доброта” :
Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.
Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле: в отношениях с людьми, с животными, с природой.
Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом.
3. Игра “Тайное свойство”
Дети становятся в полукруг и вытягивают руки перед собой. Педагог держит в руках монетку или камешек, который символизирует качество, а именно доброту. Учитель помещает сложенные в ладоши руки в руки каждого из детей и говорит: “Слава добрый”, “Катя добрая” и т. д. каждый ребенок закрывает ладошки, как будто ему дали вещь. Педагог действительно оставляет вещь в руках одного из детей. Один из детей пытается отгадать, у кого эта вещь, говоря при этом: “Слава очень добрый” и т. д. и ребенок, которого назвали открывает ладони и показывает. Дается три попытки.
4. «Барбарики» - музыкальная пауза
5. Показ презентации «Доступная среда»
В конце просмотра взрослый знакомит с новыми правилами доброжелательного общения :
• Слабого всегда выручай.
• Стыдно обижать маленьких и слабых.
• Помоги людям с ОВЗ и особенным не таким как мы.
6. Работа с рассказом
- Хочется ко всему этому прочитать еще один рассказ, который называется “Старый дед и внучек”.
“Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки (лоханка — небольшое корыто из деревянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: “Что ты делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним. ”
Вопросы к обсуждению.
- Почему заплакали муж и жена?
- Почему дед “только вздохнул”, когда невестка его ругала?
- Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?
- На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?
( На доске: “Как аукнется - так и откликнется”. “Не делай того, чего, не хотел бы, чтобы тебе сделали другие”) Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
Будем пальчики считать, (сжимаем и разжимаем кулачки)
Будем сказки называть :
Рукавичка, Теремок, Колобок –румяный бок.
(загибаем по очереди пальчики)
Есть снегурочка – краса,
Три медведя, Волк, Лиса,
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашего вещего каурку.
Про жар-птицу сказку знаем
Репку мы не забываем
Знаем волка и козлят
Этим сказкам каждый рад! (сжимаем и разжимаем кулачки)
7. Игра “Хорошо—плохо”
Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?
Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие Хорошие
порвал блузку; защитил слабого;
обидел друга; проведал больного друга;
поссорился с мамой; обогрел и накормил
толкнул ногой щенка; помог младшей сестре одеться и др.
ударил котенка и др.
8. Работа с пословицами
- А сейчас каждому из вас достанется по одной пословице, её нужно прочитать и объяснить, как вы понимаете смысл этой фразы.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро помни, а зло забывай.
Что посеешь, то и пожнешь.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Людям забота, как воздух нужна,
Cтать всем добрее поможет она.
- С какими словами ассоциируются слова добро и зло? (Записать на доске)
“Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь. ”
“Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм. ”
- А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему? (Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и даже умереть)
- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.
(Выслушать ответы ребят и подвести к выводу, что доброта - это забота о благе других. Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле. Доброта проявляется в отношениях с людьми, с животными, с природой. Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом. Для этого нужно прилагать усилия и работать над собой ежедневно)
9. Проверочный тест
"Шаги к успеху" ("Является ли добрым человек, который. ?" - дети должны ответить "да" или "нет") :
а) делает зимой для птиц кормушки;
б) всегда чувствует, кому нужна помощь;
в) стреляет в птиц из рогатки;
г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;
д) не оказывает помощь в трудную минуту;
е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.
(Обсудить с детьми ответы на поставленные вопросы и подвести к выводу, что значит добрый человек, какой он.)
10. Заключение (в тихом музыкальном сопровождении песни “Дорогою добра”)
- Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот. Давайте вспомним сказку притчу про яблоки. Показ видео.
В заключении нашего занятия хочу пожелать, посоветовать вам, приучайте себя к добрым поступкам.
Рефлексия.
Список литературы
1. Бурнашов В., Зайцева Е. Уроки нравственности. Учебное пособие. – Казань, 1997.
2. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. – М. : 1997.
3. Семенака С. И. Уроки добра : Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Авт. -сост. С. И. Семенака. – М. : АРКТИ, 2002.
4. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – 2-е изд., спр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005.
5. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. Ж-л “Обруч”, 1996.